13.02.2018

КонсультантПлюс: НОВОСТИ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

Исключительные права на представленный обзор                       

принадлежат АО "Консультант Плюс"

13.02.2018

1 марта - последний день сдачи СЗВ-СТАЖ

Форму СЗВ-СТАЖ с описью ОДВ-1 нужно сдать на всех сотрудников, которые числились в компании в течение прошлого года.

Ключевой раздел формы - раздел 3. В нем нужно указать периоды в течение 2017 года, когда сотрудник работал, болел, находился в отпуске, отсутствовал по иным причинам.

Об особенностях заполнения раздела 3 и о том, как исправить уже поданную в фонд форму, читайте в нашем обзоре.

Документы: Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ

Постановление Правления ПФ РФ от 11.01.2017 N 3п


13.02.2018

Минфин: что делать с НДФЛ и взносами, если командированный работник не представил авансовый отчет

В новом письме ведомство рассмотрело ситуацию, когда вернувшийся из загранкомандировки работник не отчитался в срок по подотчетным средствам. При этом юрлицо пропустило месячный срок на удержание долга из зарплаты, а сотрудник добровольно возвращать его отказывается.

НДФЛ

Если работник не представил авансовый отчет, то денежные средства, которые он получил, нельзя считать выплатами, произведенными для возмещения командировочных расходов. Это означает, что полученный им доход не освобождается от НДФЛ. Иностранную валюту нужно пересчитать в рубли по курсу ЦБ РФ на дату фактического получения доходов. К сожалению, ведомство не уточнило, какой день является датой фактического получения дохода.

Минфин обращает внимание: если работник все же вернет деньги, то облагаемых НДФЛ доходов у него не возникнет.

Отметим, что судебная практика по вопросу о том, нужно ли удерживать НДФЛ с подотчетных сумм, не возвращенных работником, не единообразна. Суды учитывают различные обстоятельства. Например, смогло ли юрлицо доказать, что подотчетные суммы работник потратил по целевому назначению, или нет. Так, АС Северо-Западного округа пришел к выводу, что налог нужно удержать. При этом документов, подтверждающих расход подотчетных денег, не было.

А вот АС Центрального округа решил, что подотчетная сумма не является доходом, так как не переходит в собственность работника. Бесспорные доказательства того, что денежные средства работник получил безвозмездно, отсутствовали.

Полагаем, поскольку невозвращенные подотчетные средства являются задолженностью работника, они не образуют его доход, пока не наступит одно из следующих событий:

- организация простит долг;

- истечет срок исковой давности на взыскание долга с работника.

На дату того из этих событий, которое наступит ранее, необходимо будет исчислить НДФЛ. Чтобы избежать споров с проверяющими, уточните мнение своей инспекции по данному вопросу.

Страховые взносы

Логика ведомства здесь аналогична: без авансового отчета полученные работником суммы не являются возмещением расходов, связанных с командировкой. Пересчет иностранной валюты в рубли следует произвести на дату начисления выплат в пользу работника.

Другими словами на невозвращенные подотчетные, по которым работник не отчитался, нужно начислить страховые взносы, как на выплаты в рамках трудовых отношений. Важно, что Минфин рассматривал ситуацию, когда месяц на удержание долга из зарплаты работника уже истек. В этом прослеживается взаимосвязь с точкой зрения контролеров, которой они придерживались до передачи администрирования взносов налоговикам. Тогда из разъяснений Минтруда и ФСС следовало, что подотчетные облагаются взносами, если работодатель не удержал долг в месячный срок или принял решение не удерживать деньги у сотрудника (фактически простил долг).

Судебная практика здесь также не отличается единообразием. Так, ФАС Дальневосточного округа признал правомерным доначисление взносов на подотчетные деньги, по которым не было авансовых отчетов и подтверждающих расходы документов. В то время как АС Поволжского округа указывал, что подотчетные деньги в собственность работника не переходят. Работодатель вправе требовать возврата неизрасходованных средств. На этом основании суд признал неправомерным доначисление взносов.

Полагаем, тем, кто опасается споров, лучше следовать разъяснениям официальных органов и начислить взносы после:

- истечения месяца со дня, когда работник должен был вернуть деньги;

- прощения долга работнику.

Естественно, сделать это нужно один раз в зависимости от того, какое из этих событий произойдет раньше.

Если работник все же вернет деньги или представит авансовый отчет с подтверждающими документами, то взносы можно будет пересчитать, а лишнее вернуть или зачесть.

Конечно, также не помешает узнать мнение своей инспекции по данному вопросу.

Документ: Письмо Минфина России от 01.02.2018 N 03-04-06/5808


13.02.2018

Ключевая ставка продолжает плавное снижение

Банк России придерживается тенденции прошлого года и снижает ключевую ставку до 7,5% годовых. В новом значении ставка будет применяться с 12 февраля. Следующее изменение можно будет ожидать 23 марта.

Документ: Информация Банка России от 09.02.2018 (https://www.cbr.ru/press/PR/?file=09022018_133031keyrate2018-02-09T13_29_29.htm)


13.02.2018

Суд разрешил не компенсировать при увольнении неиспользованные дни отдыха за работу в выходной

Перед тем как уволиться, сотрудник не успел использовать дни отдыха за работу в выходные и праздничные дни. Он попросил организацию компенсировать неиспользованный отдых деньгами, но получил отказ, который обжаловал.

Суд согласился с работодателем. Если сотрудник не успел отгулять дни отдыха, организация не обязана заменять их оплатой в двойном размере. Работник не просил перенести эти дни на другие даты, невозможность их использовать не доказал. Работодатель предложил сдвинуть увольнение на более поздний срок, чтобы предоставить дни в качестве компенсации, но сотрудник отказался.

Напомним, за работу в выходной или нерабочий праздничный день предусмотрено два вида компенсации: оплата не менее чем в двойном размере или дополнительный день отдыха. Какой выбор сделать, решает работник.

Документы: Апелляционное определение Московского городского суда от 14.11.2017 по делу N 33-46542/2017

Как предоставить дни отдыха за работу в выходные и нерабочие праздничные дни? (Путеводитель по кадровым вопросам)


13.02.2018

Премии гражданским служащим: ФНС разъяснила, как заполнить 6-НДФЛ

Датой фактического получения дохода в виде квартальной премии, материальной помощи или единовременной выплаты при предоставлении отпуска считается день выплаты такого дохода гражданскому служащему.

С учетом такого подхода ФНС на примерах показала, как заполнить раздел 2 расчета по форме 6-НДФЛ.

Первый пример касается материальной помощи, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, а также единовременной премии за выполнение особо важных и сложных заданий. Если эти суммы были выплачены гражданскому служащему 18 августа 2017 года, то раздел 2 расчета 6-НДФЛ за 9 месяцев оформляется так:

- по строке 100 указывается 18.08.2017;

- по строке 110 - 18.08.2017;

- по строке 120 - 21.08.2017 с учетом переноса выходного дня, поскольку перечислить НДФЛ наниматель должен был не позднее дня, следующего за днем выплаты, то есть 19 августа, а в прошлом году это была суббота;

- по строкам 130 и 140 отражаются соответствующие суммовые показатели.

Во втором примере рассмотрена ситуация, когда на основании приказа от 10 июля 2017 года гражданским служащим выплачена 11 июля премия по итогам работы за второй квартал. Эта выплата аналогично отражается в расчете 6-НДФЛ за 9 месяцев:

- по строкам 100 и 110 указывается дата выплаты 11.07.2017;

- по строке 120 - 12.07.2017 (здесь переноса нет, поскольку это была среда);

- по строкам 130 и 140 - соответствующие суммовые показатели.

Напомним, что аналогичные разъяснения по квартальным и годовым премиям ФНС и Минфин уже давали всем работодателям. Таким образом, никаких особенностей отражения премиальных выплат гражданским служащим в расчете по форме 6-НДФЛ не предусмотрено.

Документ: Письмо ФНС России от 30.11.2017 N ГД-4-11/24298@


13.02.2018

Минфин представил образец заполнения учреждением раздела 4 Сведений об обязательствах

Сведения о принятых и неисполненных обязательствах (ф. 0503775) бюджетные и автономные учреждения формируют в составе раздела 4 Пояснительной записки к Балансу учреждения (ф. 0503760).

В приложении к письму ведомство привело пример бухгалтерских записей по отражению в учете:

- принимаемых обязательств на текущий финансовый год (2017);

- принимаемых обязательств на первый год, следующий за текущим, то есть на очередной финансовый год (2018);

- принятых обязательств на текущий финансовый год (2017);

- принятых обязательств на первый год, следующий за текущим, то есть на очередной финансовый год (2018);

- корректировки принимаемых обязательств на сумму экономии текущего года в результате проведения конкурса (2017);

- корректировки принимаемого обязательства на сумму экономии первого года, следующего за текущим (на очередной финансовый год), в результате проведения конкурса.

По каждой операции приведены счета по дебету и кредиту, а также сумма в рублях.

На основе этих данных Минфин привел пример заполнения раздела 4 "Аналитическая информация об экономии при заключении договоров с применением конкурентных способов" Сведений (ф. 0503775) по коду счетов 2 502 17 226 и 2 502 27 226.

Документ: Письмо Минфина России от 19.01.2018 N 02-06-10/2830


13.02.2018

Подготовлен новый проект стандарта об учетной политике организаций госсектора

Минфин разработал новую версию проекта стандарта "Учетная политика, оценочные значения и ошибки". Документом предусмотрены единые требования к формированию, утверждению и изменению учетной политики, а также правила отражения в бюджетной (бухгалтерской) отчетности последствий изменения учетной политики, оценочных значений и исправлений ошибок. Предполагается, что применять его нужно будет при ведении учета с 1 января 2019 года и составлении отчетности начиная с отчетности 2019 года.

Подробнее об изменениях можно узнать из нашего обзора.

Документ: Проект Приказа Минфина России


13.02.2018

Минфин скорректировал подход к осуществлению внутреннего финансового аудита

Своим приказом ведомство, по сути, переутвердило методические рекомендации, выпущенные год назад.

Уточнен, перечень субъектов, на которые распространяются методические рекомендации. К ним отнесены главные распорядители и главные администраторы доходов и источников финансирования дефицита бюджета, а также распорядители и администраторы, которые имеют в своем ведении получателей бюджетных средств, администраторы доходов и источников финансирования дефицита бюджета. Все вместе они, как и ранее, названы главными администраторами (администраторами).

При проведении аудита нужно учесть такие изменения:

- введено положение о возможности передачи полномочий по проведению внутреннего финансового аудита;

- установлено, что считается нарушением и бюджетным риском при проведении внутреннего финаудита;

- перечислено, какие операции относятся к коррупционно-опасным;

- закреплено, что основанием для проведения внеплановой проверки считается решение руководителя главного администратора (администратора);

- исключено понятие камеральных, выездных и комбинированных аудиторских проверок. Теперь проверки проводятся по месту нахождения субъекта аудита. И только если администратор передал полномочия по внутреннему финаудиту, проверку можно провести по месту нахождения либо такого администратора, либо субъекта аудита;

- уточнен список сведений, которые указываются в плане аудиторской проверки;

- скорректированы темы аудиторских проверок и перечень критериев для их отбора;

- скорректирован список сведений, которые предварительно анализирует субъект аудита;

- расширен перечень данных, которые изучаются в целях оценки надежности внутреннего финансового контроля, а также установлено, по каким направлениям проводится эта оценка;

- расширен перечень сведений, которые изучаются в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности и правильности ведения бюджетного учета. Так, добавлена законность и полнота формирования финансовых и первичных документов, а также наделение правами доступа к регистрам бюджетного учета;

- предусмотрен "рисковый" подход в оценке достоверности бюджетной отчетности;

- установлено, что является существенным, значительным и несущественным искажением показателя бюджетной отчетности. Ранее было только понятие существенного искажения, которое отличается от закрепленного теперь;

- в отчете, помимо прочего, указывается наличие или отсутствие остаточных бюджетных рисков, которые не устранены в ходе процедур внутреннего финконтроля;

- появилось новое приложение N 6, где приведены рекомендации по проведению оценки надежности внутреннего финконтроля, который осуществляют структурные подразделения;

- в форме плана внутреннего финансового аудита появились графы "Метод аудита" и "Ответственные исполнители", а вот графа "Вид аудиторской проверки (камеральная, выездная, комбинированная)" исключена. В других формах изменений нет.

Документ: Приказ Минфина России от 29.12.2017 N 1401



Новые документы для бухгалтера