Новое в Федеральном законодательстве

06.02.2018

Выпуск от 06.02.2018

КонсультантПлюс: НОВОЕ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ                                                                                

Исключительные права на представленный обзор                                                                                
принадлежат АО "Консультант Плюс".                                                                                

Обзор документов, введенных в информационный банк                                                                                

системы КонсультантПлюс от 6 февраля 2018 года

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ

Федеральный закон от 05.02.2018 N 1-ФЗ

"О внесении изменений в статью 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и статью 42 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"

Уточнены правила снятия кандидатов с выборов при выдвижении политической партией нескольких кандидатов в одномандатном избирательном округе

Постановлением Конституционного Суда РФ от 13.04.2017 N 11-П ряд положений Федерального закона от 22.02.2014 N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" были признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования содержащиеся в них положения позволяют ЦИК России отказывать в заверении списка кандидатов, выдвинутых политической партией по одномандатным избирательным округам, если представленные для заверения этого списка документы содержат сведения о выдвижении в некоторых одномандатных избирательных округах более одного кандидата, в случае, когда решения о выдвижении кандидатов по другим одномандатным избирательным округам приняты политической партией в рамках установленных правил выдвижения и позволяют достоверно определить поименный состав кандидатов и их распределение по соответствующим одномандатным избирательным округам.

Подписанным Федеральным законом установлено, что выдвижение в одномандатном избирательном округе политической партией более одного кандидата, влечет за собой исключение всех кандидатов, выдвинутых по соответствующему избирательному округу, из списка кандидатов по одномандатным избирательным округам до того, как соответствующий список будет заверен.

Федеральный закон от 05.02.2018 N 12-ФЗ

"О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"

Уточнены правила изъятия у субъектов РФ переданных им полномочий РФ по предметам ведения РФ и предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ

В частности, устанавливается, что изъятие переданных полномочий возможно в случаях, если осуществление их федеральными органами исполнительной власти на территории соответствующих субъектов РФ необходимо для:

- реализации мероприятий по обеспечению обороны страны и безопасности государства;

- реализации международных или общенациональных мероприятий и обеспечения взаимодействия и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и (или) органов исполнительной власти субъектов РФ, а также если:

- такие полномочия не могут осуществляться органами государственной власти субъектов РФ в связи со стихийным бедствием, катастрофой или иной чрезвычайной ситуацией;

- на территории субъекта РФ федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами) осуществляются аналогичные по содержанию полномочия и изъятие переданных полномочий позволит обеспечить сокращение расходов федерального бюджета и бюджета субъекта РФ.

Федеральным законом определяется порядок изъятия полномочий, разграничивается компетенция Правительства РФ и Президента РФ по вопросам изъятия полномочий, устанавливается срок, на который допускается изъятие полномочий.

Федеральные законы, предусматривающие передачу полномочий субъектам РФ, подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом до 1 июня 2019 года. До приведения федеральных законов в соответствие с настоящим Федеральным законом порядок осуществления контроля за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов РФ переданных полномочий устанавливается нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке и реализации государственной политики в сфере указанных полномочий, в соответствии с правилами, устанавливаемыми Правительством РФ.

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Постановление Правительства РФ от 01.02.2018 N 93

"О критериях отнесения деятельности головных исполнителей поставок продукции по государственному оборонному заказу и исполнителей, участвующих в поставках продукции по государственному оборонному заказу, к определенной категории риска и периодичности проведения плановых проверок при осуществлении Федеральной антимонопольной службой государственного контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа"

Определена периодичность проведения проверок головных исполнителей поставок продукции по ГОЗ и исполнителей, участвующих в поставках продукции для ГОЗ

Указывается, что периодичность проведения ФАС России плановых проверок головных исполнителей поставок продукции по ГОЗ и исполнителей, участвующих в поставках продукции по ГОЗ, устанавливается в зависимости от категории риска, к которой отнесено соответствующее лицо, и составляет:

  • не чаще 1 раза в 3 года для головных исполнителей, деятельность которых отнесена к средней категории риска;
  • не чаще 1 раза в 5 лет для головных исполнителей, деятельность которых отнесена к умеренной категории риска;
  • не чаще 1 раза в 10 лет для головных исполнителей, исполнителей, деятельность которых отнесена к низкой категории риска.

Постановление Правительства РФ от 01.02.2018 N 94

"Об утверждении Правил осуществления контроля за выполнением требований к оборудованию инженерно-техническими средствами охраны важных государственных объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях, подлежащих охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и эксплуатацией указанных инженерно-технических средств охраны"

Определены правила контроля за оборудованием инженерно-техническими средствами охраны важных государственных объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях, подлежащих охране войсками Росгвардии

Мероприятия по контролю включают в себя действия уполномоченных должностных лиц войск национальной гвардии по проверке таких средств охраны на их соответствие установленным требованиям.

Контроль осуществляется путем проведения выездных проверок охраняемых объектов, которые могут носить плановый и внеплановый характер. Продолжительность проверки не должна превышать 10 рабочих дней. В исключительных случаях срок проверки может быть продлен, но не более чем на 5 рабочих дней.

В проверке участвуют представитель охраняемого объекта и должностные лица воинской части, осуществляющей непосредственную охрану охраняемого объекта. В проверке могут участвовать должностные лица федеральных органов исполнительной власти (организаций), в чьем ведении находится охраняемый объект, а при проведении проверки на объектах использования атомной энергии - представители Ростехнадзора.

Плановая проверка в отношении охраняемых объектов проводится не чаще одного раза в два года в соответствии с ежегодным планом. Основаниями для проведения внеплановой проверки являются, в том числе, поступление в Росгвардию обращений или заявлений граждан, юридических лиц, информации от органов государственной власти, из СМИ и воинских частей, осуществляющих непосредственную охрану охраняемых объектов, об угрозе безопасности государства, о совершении акта незаконного вмешательства, а также о фактах неисполнения администрациями охраняемых объектов установленных требований. Руководитель охраняемого объекта уведомляется о проведении внеплановой проверки не позднее 24 часов до начала ее проведения посредством направления информационного письма.

По результатам проверки уполномоченным должностным лицом оформляется акт проверки выполнения установленных требований.

<Письмо> ФАС России от 23.01.2018 N ИА/3655/18

"О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг"

ФАС России разъяснены нововведения в порядке обжалования участником закупки действий, нарушающих его права и законные интересы

Сообщается о вступлении в силу с 31.12.2017 отдельных положений Федерального закона от 31.12.2017 N 505-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которыми, в том числе, уточнены положения Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), предусматривающие право на обжалование.

В связи с этим территориальным органам ФАС России даны следующие разъяснения:

  • наличие в жалобе указаний на нарушения положений Закона о закупках, иных нормативных правовых актов, принятых в целях его реализации, положения о закупках при проведения закупочной процедуры является самостоятельным основанием для принятия жалобы к рассмотрению;
  • в случае поступления в антимонопольный орган жалобы, содержащей информацию об осуществлении заказчиком закупки, по мнению заявителя, с нарушением требований Закона о закупках, иных нормативных правовых актов, принятых в его реализацию, положения о закупках, указанная жалоба подлежит рассмотрению в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции";
  • жалоба, поступившая в антимонопольный орган, подлежит рассмотрению строго в пределах изложенных в жалобе доводов, на основании которых комиссия антимонопольного органа делает выводы о признании жалобы обоснованной или необоснованной, при этом антимонопольный орган обязан принять решение о выдаче предписания с учетом всех выявленных нарушений;
  • жалоба на положения документации о закупке, поданная лицом, не подававшим заявку на участие в закупке, в антимонопольный орган после окончания срока подачи заявок на участие в закупке подлежит оставлению без рассмотрения, о чем податель жалобы уведомляется в течение трех рабочих дней со дня ее поступления в антимонопольный орган.

ЖИЛИЩЕ

Постановление Правительства Москвы от 01.02.2018 N 45-ПП "О порядке приобретения собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в Программу реновации жилищного фонда в городе Москве, или гражданами, имеющими право пользования такими жилыми помещениями на условиях социального найма, за доплату жилых помещений большей площади и (или) жилых помещений, имеющих большее количество комнат, чем предоставляемые им равнозначные жилые помещения"

Собственники (наниматели) жилых помещений по программе реновации вправе приобрести за доплату жилые помещения большей площади, чем предоставляемые им равнозначные жилые помещения

Согласно настоящему Постановлению правом приобретения жилых помещений обладают собственники жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в Программу реновации жилищного фонда в городе Москве, или граждане, имеющие право пользования такими жилыми помещениями на условиях социального найма, которым предоставляются в собственность равнозначные жилые помещения.

Собственник, наниматель взамен приобретения в собственность равнозначного жилого помещения в соответствии с положениями статьи 73 Закона РФ от 15 апреля 1993 г. N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации" вправе по письменному заявлению, направляемому в Московский фонд реновации жилой застройки (далее - Фонд), при наличии соответствующих жилых помещений, находящихся в собственности Фонда, приобрести за доплату жилое помещение (жилые помещения) в многоквартирном доме, в котором такому собственнику, нанимателю предоставляется равнозначное жилое помещение, либо в ином построенном в целях реализации Программы реновации жилищного фонда в городе Москве многоквартирном доме, в котором имеется резерв жилых помещений после завершения предоставления в нем равнозначных жилых помещений, при условии, что такой многоквартирный дом расположен в одном районе города Москвы (применительно к территории Зеленоградского, Троицкого или Новомосковского административных округов города Москвы - в одном административном округе города Москвы) с многоквартирным домом, который включен в Программу реновации и в котором собственнику, нанимателю принадлежит жилое помещение.

Приобретение жилого помещения (жилых помещений) осуществляется по договору мены с доплатой, заключаемому собственником с Фондом, или по договору купли-продажи, заключаемому нанимателем с Фондом.

Также предусматривается, что собственник, наниматель в течение двух лет со дня государственной регистрации его права собственности на равнозначное жилое помещение, возникшего на основании договора, заключенного с уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в соответствии со статьей 73 Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации", вправе приобрести жилое помещение, находящееся в собственности города Москвы или Фонда, со скидкой в размере 10 процентов при условии, что продажа такого жилого помещения осуществляется в установленном нормативными правовыми актами РФ и города Москвы порядке. Указанным в настоящем пункте правом собственник, наниматель может воспользоваться однократно.

Собственник, наниматель вправе приобрести жилое помещение (жилые помещения) общей площадью не более 100 квадратных метров.

Порядок заполнения собственниками, нанимателями письменного заявления, состав указываемых в нем сведений, сроки его направления в Фонд, условия и порядок заключения договоров, порядок определения стоимости одного квадратного метра общей площади жилых помещений, приобретаемых по таким договорам, а также дополнительные случаи и способы приобретения собственниками, нанимателями за доплату жилых помещений, находящихся в собственности Фонда, определяются регламентом, утвержденным высшим коллегиальным органом управления Фонда.

ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ

"Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2018 - 2020 годы"

Согласованы общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне в 2018 - 2020 годах

Соглашение заключено полномочными представителями общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей и Правительства РФ в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее - Стороны) на основании Трудового кодекса РФ.

Соглашение является составной частью коллективно-договорного процесса в системе социального партнерства и служит основой для разработки и заключения отраслевых соглашений на федеральном уровне и региональных соглашений.

Главной целью Соглашения признается рост благосостояния населения путем повышения эффективности российской экономики и стимулирования внутреннего спроса.

В частности, в сфере обеспечения модернизации секторов экономики и перехода от модели сырьевой экономики к инновационной модели развития Стороны принимают на себя обязательства по следующим направлениям, в том числе:

  • повышение конкурентоспособности российских товаров и услуг, снижение импортозависимости;
  • защита и развитие конкуренции, проведение эффективного антимонопольного регулирования;
  • содействие развитию малого и среднего инновационного предпринимательства.

В сфере заработной платы, доходов и уровня жизни населения Стороны обязуются, в частности:

  • содействовать реализации законодательных норм по обеспечению повышения уровня реального содержания заработной платы, механизмов проведения индексации;
  • обеспечить поддержание минимального размера оплаты труда на уровне прожиточного минимума трудоспособного населения и провести консультации по дальнейшему соотношению данных показателей при совершенствовании их содержания;
  • обеспечивать начисление районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

В целях развития эффективной и устойчивой системы обязательного социального страхования, повышения уровня социальной защиты работающих граждан Стороны принимают на себя следующие обязательства, в том числе:

  • рассматривать вопросы эффективности систем обязательного социального страхования;
  • продолжить работу по совершенствованию методики определения тарифов страховых взносов в системе ОМС для неработающих граждан;
  • продолжить работу по интеграции целей и порядков проведения предварительных медицинских осмотров работников и диспансеризации взрослого населения;
  • поддерживать приток частных инвестиций в социальную сферу.

В приложениях к Соглашению приведены показатели проекта прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, показатели проекта федерального бюджета, индикаторы достойного труда (перечень показателей, рекомендуемых Международной организацией труда), основные социально-экономические показатели мониторинга качества и уровня жизни населения.

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

Постановление Правления ПФ РФ от 29.11.2017 N 770п

"Об утверждении форм справок о суммах уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации"

Зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2018 N 49881.

Утверждены формы справок о суммах уплаченных индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом страховых взносов в ПФР для целей приобретения российского гражданства

Частью 2 статьи 14 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" установлено, что приобрести российское гражданство в упрощенном порядке могут, в том числе, предприниматели и инвесторы, осуществляющие деятельность в РФ и уплатившие страховые взносы в ПФР в установленном размере. Указанные лица для целей получения гражданства РФ в упрощенном порядке представляют, в том числе, справку из ПФР о суммах уплаченных страховых взносов.

Настоящим Постановлением утверждены формы справок, выдаваемых, соответственно, индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам.

В справке указываются, в частности, регистрационный номер лица в ПФР; ИНН; ФИО индивидуального предпринимателя или наименование юридического лица; адрес; сведения об уплаченных взносах.

Сведения об уплаченных в каждом календарном году страховых взносах в ПФР представляются за 3 года, предшествовавших обращению лица с заявлением о приеме в гражданство РФ, в соответствии с установленными Правительством РФ видами экономической деятельности.

ФИНАНСЫ. НАЛОГИ

Постановление Правительства РФ от 01.02.2018 N 97

"О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам проектного финансирования"

Установлена процедура принятия решения о замене заемщика, получившего кредит в целях реализации инвестиционного проекта, реализуемого на основе проектного финансирования

Поправками предусмотрены:

  • условия, при соблюдении которых Межведомственная комиссия по отбору инвестиционных проектов, российских кредитных организаций и международных финансовых организаций для участия в Программе поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования, вправе принять решение о замене конечного заемщика в кредитном договоре и договоре о предоставлении гарантии;
  • порядок подачи первоначальным конечным заемщиком в уполномоченный банк заявления о замене конечного заемщика по кредиту, обеспеченному гарантией, поручительства и иных документов, подтверждающих обоснование замены, рассмотрения заявления уполномоченным банком и принятия Межведомственной комиссией решения о замене;
  • порядок получения согласия Минфина России о предоставлении согласия на переход прав и обязанностей первоначального конечного заемщика по обеспеченному гарантией кредитному договору новому конечному заемщику;
  • процедура осуществления агентом Правительства РФ подготовки необходимых изменений в договор о предоставлении гарантии и гарантии;
  • требования к содержанию решения о замене конечного заемщика и к процедуре его принятия.

Постановление Правительства РФ от 01.02.2018 N 98

"О внесении изменений в приложения N 4 и 5 к постановлению Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1137"

Внесены уточнения в правила ведения книги покупок и книги продаж, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость, а также в правила заполнения дополнительного листа к ним

В частности, установлено, что в книге покупок подлежат регистрации, в числе прочего, документы (чеки) для компенсации суммы налога на добавленную стоимость, оформленные продавцами физическому лицу - гражданину иностранного государства, указанному в пункте 1 статьи 169.1 Налогового кодекса РФ, по мере возникновения права на налоговые вычеты в порядке, установленном пунктом 11 статьи 172 Налогового кодекса РФ.

Регистрации в книге продаж подлежат, в числе прочего, документы (чеки) для компенсации суммы налога на добавленную стоимость при реализации товаров физическому лицу - гражданину иностранного государства, указанному в пункте 1 статьи 169.1 Налогового кодекса РФ.

При необходимости внесения изменений в книгу продаж (после окончания текущего налогового периода) регистрация документа (чека) для компенсации суммы налога на добавленную стоимость производится в дополнительном листе книги продаж за налоговый период, в котором зарегистрирован (либо не зарегистрирован) документ (чек) для компенсации суммы налога на добавленную стоимость.

Соответствующие дополнения внесены в положения правил ведения книги покупок и книги продаж, а также скорректирован порядок заполнения некоторых граф.

Настоящее Постановление вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на добавленную стоимость.

<Письмо> Минфина России N 24-04-06/4970, Казначейства России N 14-00-06/1303, ФАС России N МО/5562/18 от 29.01.2018

"О позиции Минфина России, Федерального казначейства, ФАС России по вопросам применения постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2017 г. N 1428 "Об особенностях осуществления закупки для нужд обороны страны и безопасности государства"

Разъяснены некоторые особенности осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства

Сообщается, в частности, следующее.

Заказчики, проводящие закупки для нужд обороны страны и безопасности государства, вправе выбирать поставщика путем проведения конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) - закрытого конкурса, закрытого конкурса с ограниченным участием, закрытого двухэтапного конкурса, закрытого аукциона; либо (в некоторых случаях) осуществить закупку у единственного поставщика. Проведение запроса котировок и запроса предложений не предусматривается.

При проведении закрытого аукциона с использованием функционала специализированной электронной площадки порядок проведения электронного аукциона, в том числе в части требований к порядку подачи заявок, рассмотрению первых частей заявок, проведению процедуры торгов, рассмотрению вторых частей заявок, заключению контракта, применяется в части, не противоречащей Постановлению Правительства РФ от 27.11.2017 N 1428 "Об особенностях осуществления закупки для нужд обороны страны и безопасности государства".

При осуществлении закупок для нужд обороны страны и безопасности государства в единой информационной системе в сфере закупок размещается только извещение об осуществлении закупки в порядке, установленном для случая закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта.

Осуществление контроля информации и документов, не подлежащих размещению в ЕИС, осуществляется в те же сроки и в порядке, которые предусмотрены для осуществления контроля документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.12.2015 N 1367 "О порядке осуществления контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

<Письмо> Минфина России N 02-06-07/6076, Казначейства России N 07-04-05/02-1648 от 02.02.2018

"О составлении и представлении годовой бюджетной отчетности, сводной бухгалтерской отчетности государственных бюджетных и автономных учреждений главными администраторами средств федерального бюджета за 2017 год"

Разъяснен порядок представления бюджетной отчетности за 2017 год

Сообщается, в частности, что представление бюджетной отчетности получателями средств федерального бюджета, бухгалтерской отчетности бюджетными и автономными учреждениями, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну, а также формирование распорядителями, главными распорядителями сводной (консолидированной) отчетности на основании указанной отчетности осуществляется в соответствии с пунктами 288 - 292 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной Приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н (далее - Инструкция N 191н).

Представление главными администраторами средств федерального бюджета сводной отчетности об исполнении бюджета Союзного государства осуществляется посредством ППО "СУФД" в ППО "АСФК".

Бюджетная (бухгалтерская) отчетность, содержащая сведения, составляющие государственную тайну, представляется главным распорядителем (распорядителем) средств федерального бюджета в установленном ими порядке, с учетом требований к защите государственной тайны.

Консолидированная (сводная) бюджетная отчетность, отдельные отчеты сводной бухгалтерской отчетности государственных бюджетных и автономных учреждений, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, представляются главными администраторами средств федерального бюджета в МОУ ФК в соответствии с требованиями к защите государственной тайны, без учета положений, предусмотренных пунктами 288, 289, 292 Инструкции N 191н, в части представления отчетности средствами подсистемы учета и отчетности государственной интегрированной информационной системы управления государственными финансами "Электронный бюджет" (далее - ПУиО ГИИС ЭБ).

Представление сводной бюджетной (бухгалтерской) отчетности главными администраторами средств федерального бюджета осуществляется не позднее сроков, установленных Приказом Федерального казначейства от 12.10.2017 N 24н "О сроках представления главными распорядителями средств федерального бюджета, главными администраторами доходов федерального бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета сводной месячной, квартальной и годовой бюджетной отчетности, сводной квартальной и годовой бухгалтерской отчетности федеральных бюджетных и автономных учреждений в 2018 году".

Сроки представления отчетности для получателей бюджетных средств, распорядителей бюджетных средств, бюджетных и автономных учреждений устанавливаются главными администраторами бюджетных средств в соответствии с пунктами 288 и 289 Инструкции N 191н.

<Информация> Банка России

"О формировании страховщиками пакета отчетности в формате XBRL перед ее представлением в Банк России"

Банк России напоминает, что с 1 января 2018 года вступили в силу новые требования по представлению отчетности страховщиков

Сообщается, что перед отправкой в Банк России формы отчетности в порядке надзора и статистической отчетности, для которых Указанием Банка России от 25.10.2017 N 4584-У установлен одинаковый срок представления, формируются в один пакет, который однократно подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя (директора) страховщика или лицом, исполняющим его обязанности. Перечень форм отчетности, объединяемых в один пакет (точка входа), размещен на сайте Банка России в разделе "Финансовые рынки/Открытый стандарт отчетности XBRL/Таксономия XBRL".

Банк России отмечает, что если страховщик представляет формы отчетности, включаемые в одну точку входа, на одну отчетную дату, но в составе разных пакетов, то как актуальные будут рассматриваться только те формы отчетности, которые были включены в последний направленный пакет. Таким образом, при замене ранее направленного пакета, в том числе по причине добавления форм отчетности, либо актуализации информации по показателям в ранее направленных формах, в последний направляемый пакет включаются все формы отчетности, входящие в точку входа, которые направлялись ранее за тот же отчетный период.

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ. СТАТИСТИКА

Приказ Росстата от 29.01.2018 N 35

"Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за поступлением и расходованием средств государственных внебюджетных социальных фондов"

Обновлены статистические формы N 9-Ф (ПФ), N 9-Ф (СС) и N 9-Ф (ОМС), по которым представляются сведения о поступлении и расходовании средств государственных внебюджетных социальных фондов

Форма N 9-Ф (ПФ) представляется отделениями ПФР в соответствующие территориальные органы Росстата на 35-й день после отчетного периода (за год - 5 апреля), а также ПФР в Росстат на 63-й день после отчетного периода (за год - 25 апреля).

Форму N 9-Ф (ОМС) предоставляют территориальные фонды ОМС территориальному органу Росстата в субъекте РФ на 35-й день после отчетного периода (за год - 5 апреля), а также ФФОМС в Росстат на 63-й день после отчетного периода (за год - 25 апреля).

Форма N 9-Ф (СС) предоставляется региональными отделениями ФСС РФ в соответствующие территориальные органы Росстата на 55-й день после отчетного периода (за год - 5 апреля), а также ФСС РФ в Росстат на 74-й день после отчетного периода (за год - 25 апреля).

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Приказ Минсельхоза России от 14.11.2017 N 577

"Об утверждении форм племенных свидетельств на племенную продукцию (материал) и признании утратившим силу приказа Минсельхоза России от 10 июня 2016 г. N 232"

Зарегистрировано в Минюсте России 31.01.2018 N 49831.

Минсельхозом России обновлены формы племенных свидетельств на крупный и мелкий рогатый скот, свиней и птиц

Признан утратившим силу Приказ Минсельхоза России от 10.06.2016 N 232, которым были утверждены ранее действовавшие формы таких свидетельств.

Приказ Минстроя России от 20.12.2017 N 1689/пр

"Об утверждении формы отзыва в отношении обоснования инвестиций, представляемого в ходе его публичного обсуждения, и требований к формату отзыва и порядку его представления"

Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2018 N 49862.

Утверждена форма отзыва в отношении обоснования инвестиций, представляемого в ходе публичного обсуждения такого обоснования, а также порядок его подготовки и представления

Указывается, что отзыв может быть представлен в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ или подведомственные им государственные (бюджетные или автономные) учреждения, к полномочиям которых отнесено проведение проверки достоверности определения сметной стоимости строительства объектов капитального строительства (экспертные организации), разместившие обоснование инвестиций, представленное в целях проведения технологического и ценового аудита обоснования инвестиций, для его публичного обсуждения любым заинтересованным лицом.

Отзыв предоставляется в течение срока публичного обсуждения обоснования инвестиций, составляющего 15 календарных дней со дня размещения такого обоснования на официальном сайте экспертной организации в сети "Интернет".

Приказом устанавливаются требования к формату электронного документа, в форме которого представляется отзыв; прилагаемым к нему документам; порядку направления отзыва и документов в экспертную организацию.

Отзыв должен содержать:

- сведения об обосновании инвестиций, в отношении которого представлен отзыв;

- сведения о лице, представившем отзыв;

- позицию лица, предоставившего отзыв, в отношении разделов обоснования инвестиций;

- вывод по итогам рассмотрения обоснования инвестиций.

<Письмо> Минстроя России от 30.01.2018 N 2890-ХМ/08

<О необходимости членства в двух саморегулируемых организациях - в области инженерных изысканий и в области архитектурно-строительного проектирования>

Лицо, выполняющее работы по инженерным изысканиям и подготовке проектной документации, должно быть членом одновременно двух СРО - в области инженерных изысканий и в области архитектурно-строительного проектирования

Разъясняется, что договором подряда на подготовку проектной документации может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий. В таком случае индивидуальный предприниматель или юридическое лицо осуществляет также организацию и координацию работ по инженерным изысканиям и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий. Указанные функции должны выполняться специалистами по организации инженерных изысканий, сведения о которых включены в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования.

Ответственность по обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или сооружения, или вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом обязательств по договору подряда обеспечивается в пределах средств компенсационного фонда возмещения вреда или компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств саморегулируемой организации, членом которой является такой индивидуальный предприниматель или юридическое лицо. Саморегулируемая организация в области архитектурно-строительного проектирования не может нести указанную ответственность по обязательствам своего члена по договору на выполнение инженерных изысканий.

При этом в случае заключения договора, предусматривающего выполнение работ по инженерным изысканиям и подготовке проектной документации, подрядчик должен быть членом одновременно двух саморегулируемых организаций - в области инженерных изысканий и в области архитектурно-строительного проектирования.

Определение Верховного Суда РФ от 31.01.2018 по делу N 302-КГ17-13396

Предписание о приостановке реализации продукции без проведения выездной проверки было выдано правомерно, поскольку промедление в принятии данной меры было способно повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан

Краевым управлением Роспотребнадзора (далее - управление) на основании информации, полученной управлением в ведомственном порядке, обществу с ограниченной ответственностью (далее - общество) было выдано предписание о немедленном приостановлении действия деклараций о соответствии, поскольку реализуемая обществом продукция - молоко питьевое - не соответствует требованиям ГОСТ 31450-13 "Молоко питьевое. Технические условия", Техническому регламенту Таможенного союза 033/2013 "О безопасности молока и молочной продукции", Техническому регламенту Таможенного союза 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки", так как имеет признаки фальсификации по жировому составу, не соответствует по группе чистоты и по количеству сухого обезжиренного молочного остатка (СОМО).

Общество, полагая, что указанным предписанием нарушены его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд.

Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований было отказано, поскольку суд пришел к выводу о том, что при вынесении предписания управление действовало в пределах своих полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N 29-ФЗ), Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ), и не допустило нарушения норм Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).

В свою очередь суды апелляционной и кассационной инстанции пришли к выводу о нарушении управлением прав общества, так как оспариваемое предписание выдано без проведения проверки в порядке, предусмотренном Законом N 294-ФЗ. Как указали суды, выдаче предписания об устранении выявленных нарушений предшествует регламентированная процедура проведения проверки, грубые нарушения которой в силу положений статьи 20 данного Закона влекут недействительность результатов проверки и, как следствие, недействительность выданных по результатам такой проверки предписаний.

Судебной коллегией по экономическим спорам Верховного Суда РФ было принято решение об оставлении в силе решения суда первой инстанции, в частности, по следующим основаниям.

Установленная законом мера в виде приостановления действия декларации соответствия пищевой продукции в связи с нарушением требований технических регламентов носит ускоренный защитный и обеспечительный характер - она применяется органами государственного контроля (надзора) при наличии достоверных сведений (документов), подтверждающих несоответствие продукции нормативным требованиям, и в случаях, когда промедление в принятии данной меры способно повлечь причинение вреда жизни или здоровью граждан.

Судами установлено, что оспариваемое предписание вынесено на основании информации, поступившей из органов, осуществляющих государственный контроль о качестве и безопасности пищевых продуктов в целом ряде регионов, на территории которых распространяется изготовленная обществом продукция, с приложением протоколов лабораторных испытаний. Признавая указанные сведения достоверными, суд первой инстанции исходил из того, что лабораторные исследования в отношении образцов молочной продукции проведены аккредитованными испытательными лабораторными центрами, имеющими необходимые аттестаты аккредитации, а сведения о нарушении установленных нормативов качества и безопасности пищевой продукции поступили в управление из различных источников, расположенных в разных субъектах РФ. Эти выводы суда первой инстанции по существу не оспорены обществом и не опровергнуты в обжалуемых судебных актах, принятых судами апелляционной и кассационной инстанций.

Материалы дела также не позволяют сделать вывод о том, что вменяемые обществу нарушения по своему характеру не влияют на безопасность изготавливаемой молочной продукции. Напротив, как указано в пункте 1 Технического регламента Таможенного союза 033/2013 "О безопасности молока и молочной продукции", данный документ разработан в целях защиты жизни и здоровья человека, окружающей среды, жизни и здоровья животных, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей молока и молочной продукции относительно их назначения и безопасности.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что при вынесении предписания управление действовало во исполнение статьи 4 Закона 29-ФЗ и в пределах полномочий, предоставленных пунктом 1 статьи 34 Закона 184-ФЗ.

Примененная к обществу мера также не является несоразмерной и, следовательно, не может рассматриваться как нарушающая его права и законные интересы в сфере предпринимательской (экономической) деятельности, поскольку в ее основе лежит публично-значимая цель охраны здоровья граждан, выдача оспариваемого предписания направлена на достижение указанной цели, приостановление действия сертификата способно обеспечить ее эффективное достижение, а ограничения деятельности общества, обусловленные выдачей предписания, соответствуют характеру допущенных нарушений (не нарушают баланс частных и публичных интересов).

Вывод судов апелляционной и кассационной инстанции о допустимости вынесения предписания о приостановлении или прекращении действия декларации соответствия только при условии проведения выездной проверки деятельности общества не может быть признан правильным.

Судами не учтено, что проведение проверок не является единственной формой государственного контроля (надзора).

В соответствии с пунктом 8 Положения о государственном надзоре в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.12.2000 N 987 (редакция от 05.06.2013) "О государственном надзоре в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов", уполномоченные органы помимо проведения проверок также вправе осуществлять государственный надзор посредством расследования.

Для вынесения оспариваемого предписания в силу его ускоренного защитного и обеспечительного характера и с учетом достаточности сведений (документов), полученных управлением в ведомственном порядке, объективно не требовалось проведения проверки деятельности общества. При этом право на судебную защиту обществу было обеспечено. При рассмотрении настоящего дела общество указывало на то, что результаты указанных выше исследований не являются достоверными. При этом общество приводило доводы, которые, однако, требуют наличия специальных познаний для их оценки, представления относимых и допустимых доказательств. Следовательно, доводы общества могли быть подтверждены с использованием соответствующих доказательств, проведения таких процессуальных действий, предусмотренных АПК РФ, как вызов и допрос специалиста, проведение экспертизы. Однако соответствующих ходатайств общество не заявляло.

При таком положении Судебная коллегия Верховного Суда РФ считает, что судебные акты арбитражных судов апелляционной и кассационной инстанции подлежат отмене, как принятые с существенным нарушением норм материального права, повлиявшим на исход дела, а решение суда первой инстанции - подлежит оставлению в силе.

Проект Приказа Минфина России

"Об утверждении технических условий в области хранения при осуществлении деятельности по обороту (за исключением розничной продажи) алкогольной продукции, расфасованной в потребительскую тару (упаковку) или транспортную тару (кеги), и спиртосодержащей продукции (за исключением спиртосодержащих лекарственных средств и медицинских изделий), расфасованной в потребительскую тару (упаковку)"

Минфином России предложены технические условия хранения алкогольной и спиртосодержащей продукции (за исключением лекарственных средств и медицинских изделий)

Проектом устанавливаются технические условия в области хранения алкогольной продукции (кроме пива, напитков, изготавливаемых на основе пива, сидра, пуаре, медовухи) и спиртосодержащей продукции, расфасованной в потребительскую тару, для организаций, имеющих лицензию на оборот алкоголя, за исключением розничной продажи, а также технические условия в области хранения при обороте пива, напитков, изготавливаемых на основе пива, сидра, пуаре и медовухи, расфасованных в потребительскую или транспортную тару.

Проектом, в частности, регламентируются требования к температурному режиму и относительной влажности воздуха при хранении различных видов алкогольной продукции, а также к совместному хранению алкогольной продукции и иной продукции, и к хранению на территории складского помещения алкогольной продукции в сувенирной упаковке.

Проект Приказа Минфина России

"Об утверждении требований к складским помещениям, используемым для хранения при осуществлении деятельности по обороту (за исключением розничной продажи) алкогольной продукции, расфасованной в потребительскую тару (упаковку) или транспортную тару (кеги), и спиртосодержащей продукции (за исключением спиртосодержащих лекарственных средств и медицинских изделий), расфасованной в потребительскую тару (упаковку)"

Минфином России подготовлены требования к складам для хранения алкоголя в потребительской или транспортной таре

Требования применяются к складским помещениям для хранения при обороте (за исключением розничной продажи) алкогольной продукции (кроме пива, напитков, изготавливаемых на основе пива, сидра, пуаре, медовухи) и спиртосодержащей продукции (кроме спиртосодержащих лекарственных средств и медицинских изделий), а также к складским помещениям для хранения пива, напитков, изготавливаемых на основе пива, сидра, пуаре, медовухи.

Согласно проекту складские помещения для хранения алкоголя, за исключением пива, напитков, изготавливаемых на основе пива, сидра, пуаре, медовухи, должны в частности:

  • быть отапливаемыми, вентилируемыми и стационарными;
  • быть изолированными от служебных, подсобных и иных помещений капитальными стенами либо временными строительными конструкциями (перегородками, легко сборными конструкциями) высотой от пола до потолка помещения;
  • оборудованы стеллажами и/или поддонами (поддоны для хранения продукции не на стеллажах должны устанавливаться в ряды шириной не более чем из двух поддонов, расположенные на расстоянии, достаточном для прохода человека от стен и систем отопления (в том числе отопительных приборов).

Указанные требования не предполагается применять в отношении складских помещений, используемых КФХ и ИП, признаваемых сельскохозяйственными товаропроизводителями, при осуществлении производства и оборота произведенной винодельческой продукции.

ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

Проект Постановления Правительства РФ "Об утверждении Порядка проведения инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду"

Минстроем России предложен порядок оценки состава сточных вод, сбрасываемых централизованными системами водоотведения и городских округов в водные объекты

Согласно проекту инвентаризация сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду будет осуществляться с целью установления перечня загрязняющих веществ, подлежащих нормированию при разработке и утверждении нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водный объект от объектов централизованных систем водоотведения поселений, городских округов и нормативов состава сточных вод для абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, эксплуатирующих централизованные системы водоотведения поселений, городских округов.

Проектом устанавливается:

- круг лиц, ответственных за проведение инвентаризации;

- перечень загрязняющих веществ, в отношении которых проводится инвентаризация;

- минимальное число проб сточных вод, необходимых для проведения инвентаризации.

В результате оценки состава сточных вод, сбрасываемых объектами централизованных систем водоотведения поселений или городских округов в водные объекты, организацией, осуществляющей водоотведение, будет формироваться перечень загрязняющих веществ, содержание которых в сбрасываемых сточных водах организации, осуществляющей водоотведение, превышает установленные предельно допустимые концентрации и требования. Результаты инвентаризации оформляются в виде отчета, который прилагается к нормативам допустимых сбросов загрязняющих веществ, представляемых организацией, осуществляющей водоотведение, в порядке, установленном законодательством об охране окружающей среды.

Вступление в силу проекта предполагается с 1 января 2019 года.

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ

Федеральный закон от 05.02.2018 N 16-ФЗ

"О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в целях совершенствования правового регулирования предоставления гостиничных услуг и классификации объектов туристской индустрии"

Подписан закон об обязательной классификации объектов туристской индустрии (гостиниц, горнолыжных трасс, пляжей)

Федеральным законом, в частности, вводятся понятия "средство размещения", "гостиница", "гостиничные услуги", "классификация гостиниц", "классификация горнолыжных трасс", "классификация пляжей".

Классификацию объектов туристской индустрии (гостиниц, горнолыжных трасс, пляжей) смогут проводить только аккредитованные организации. По результатам классификации будет выдаваться свидетельство о присвоении им соответствующей категории ("звезд"). Утверждение положения о классификации гостиниц отнесено к компетенции органов государственной власти федерального уровня.

Объект туристской индустрии обязан указывать в рекламе и использовать в своей деятельности только присвоенную ему категорию.

Устанавливается запрет на предоставление гостиничных услуг при отсутствии свидетельства о присвоении гостинице или иному средству размещения категории.

В случае обнаружения несоответствия гостиницы и иного средства размещения требованиям порядка классификации объектов туристской индустрии действие свидетельства о присвоении гостинице или иному средству размещения соответствующей категории приостанавливается.

Также предусматривается лишение аккредитации на право классификации объектов туристской индустрии организации, необоснованно присваивающей категории, и усиление административной ответственности за нарушение требований законодательства о предоставлении гостиничных услуг.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2019 года, при этом новые требования будут вводиться поэтапно: с 1 января 2019 года - для наиболее крупных гостиниц с номерным фондом более 50 номеров; с 1 января 2020 года - для гостиниц с номерным фондом более 15 номеров и с 1 января 2021 года - в отношении всех гостиниц.

<Письмо> Минздрава России от 26.01.2018 N 25-4/10/2-425

<О Правилах ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ>

Минздравом России разъяснены изменения в порядке ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ

Сообщается, что Постановлением Правительства РФ от 10.11.2017 N 1353 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам, связанным с оборотом наркотических средств и психотропных веществ" внесены изменения в Правила ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 N 644.

Указанными Правилами определена необходимость нумерации записей о приходных и расходных операциях в специальном журнале регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Для этого в форму журнала внесены новые графы "номер операции по приходу" и "номер операции по расходу".

Отметка о фактическом остатке наркотического средства или психотропного вещества должна проставляться только во время проведения инвентаризации.

В новой форме журнала уточнены названия граф "приход за месяц - всего", "приход с остатком за месяц - всего", "расход за месяц - всего". В связи с этим следует заполнять указанные графы в конце месяца одной цифрой суммарно для последующего снятия книжных и фактических остатков наркотических средств и психотропных веществ при проведении инвентаризации.

Для организаций, имеющих круглосуточный режим работы, для заполнения необходимых граф журнала первым и последним рабочими днями месяца целесообразно считать первый и последний календарные дни каждого месяца.