Новое в Федеральном законодательстве

11.01.2018

Выпуск от 11.01.2018

КонсультантПлюс: НОВОЕ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ                                                                                

Исключительные права на представленный обзор                                                                                
принадлежат АО "Консультант Плюс".                                                                                

Обзор документов, введенных в информационный банк                                                                                

системы КонсультантПлюс от 11 января 2018 года

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Приказ Минтранса России от 08.12.2017 N 513

"О Порядке определения начальной (максимальной) цены контракта, а также цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок в сфере регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом"

Зарегистрировано в Минюсте России 28.12.2017 N 49537.

Определены формулы расчета НМЦК и цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, при закупках в сфере регулярных перевозок пассажиров автомобильным и городским наземным электрическим транспортом

В частности, установлены формулы расчета начальной (максимальной) цены контракта:

  • в случае, если в соответствии с документацией о закупках работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, либо в соответствии с контрактом (в случае осуществления закупок таких работ у единственного подрядчика) плата за проезд пассажиров и провоз багажа подлежит перечислению государственному или муниципальному заказчику;
  • в случае, если такая плата подлежит перечислению подрядчику.

Приказ вступает в силу с 1 июля 2018 года.

"Доклад с руководством по соблюдению обязательных требований (3 квартал 2017 года)"

(утв. Ространснадзором)

Ространснадзором утверждены доклады с руководством по соблюдению обязательных требований по видам контроля с учетом отраслевой специфики за III квартал 2017 года

В докладах приведены руководства по соблюдению обязательных требований в рамках:

  • надзора за деятельностью в гражданской авиации;
  • государственного железнодорожного надзора;
  • государственного морского и речного надзора;
  • государственного автомобильного и дорожного надзора;
  • федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности.

Даны, в частности, разъяснения неоднозначных или не ясных для подконтрольных лиц обязательных требований, в том числе в силу пробелов или коллизий в нормативных правовых актах, анализ возможных причин возникновения типовых или массовых нарушений обязательных требований, а также рекомендациями по снижению их количества, устранению причин их возникновения.

В частности, в рамках надзора за деятельностью в гражданской авиации разъяснено, что статьей 26.1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в целях создания благоприятной среды для малого бизнеса в 2016 - 2018 годах предусмотрены "надзорные каникулы", в соответствии с которыми последние не включаются в ежегодные планы проведения плановых проверок.

Если юрлицо либо ИП, относящиеся к малому предпринимательству, обнаружили себя в плане проведения плановых проверок, они вправе подать в орган Госавианадзора заявление об исключении их из указанного плана. Если проверка уже началась, то в случае предоставления документов, подтверждающих отнесение к субъектам малого предпринимательства, она прекращается.

"Доклад Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по правоприменительной практике, статистике типовых и массовых нарушений обязательных требований, выявленных территориальными органами Службы, с возможными мероприятиями по их устранению ("как делать нельзя") (за 2016 г. и 9 месяцев 2017 г.)"

Подготовлен доклад по итогам проведения Россельхознадзором проверок за 2016 год и 9 месяцев 2017 года

Доклад состоит из 6 разделов.

Раздел 1 "Организация государственного контроля (надзора) содержит, в том числе, информацию о задачах контрольно-надзорной деятельности; структуре надзорных органов; их функциях; перечни нормативных актов, регулирующих порядок проведения контрольных мероприятий.

Раздел 2 "Типовые и массовые нарушения обязательных требований с возможными мероприятиями по их устранению" содержит информацию о наиболее часто выявляемых нарушениях установленных обязательных требований, сгруппированную по видам государственного контроля (надзора), осуществляемого Россельхознадзором.

Раздел 3 "Информация о проведенных в отношении подконтрольных лиц проверках и иных мероприятиях" включает сведения о количестве проведенных проверок по каждому виду контроля (надзора), количестве выявленных нарушений и мерам, принятым по результатам проведения проверок.

Раздел 4 "Информация о принятых Россельхознадзором мерах реагирования по фактам выявленных нарушений, в том числе в динамике (по кварталам)" включает в себя, в том числе, сведения о количестве вынесенных Россельхознадзором постановлений по делам об административных правонарушениях, количестве дел, производство по которым было прекращено, количестве лиц, привлеченных к административной ответственности, и о количестве подконтрольных субъектов, в отношении которых были вынесены решения об административном приостановлении деятельности (по видам надзора).

Раздел 5 "Информация о практике административного оспаривания действий (бездействий) и решений органов государственного контроля (надзора), а также судебной практике оспаривания решений и действий (бездействий) и решений органов государственного контроля (надзора)" содержит анализ типичных ошибок, допускаемых должностными лицами Россельхознадзора, приводящих к отмене постановлений о привлечении к административной ответственности.

Раздел 6 "Информация о работе центрального аппарата Россельхознадзора с письмами и обращениями с гражданами" содержит обзор основных вопросов, с которыми обращаются граждане и организации в центральный аппарат Россельхознадзора.

"Доклад Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору с руководством по соблюдению обязательных требований, дающим разъяснение, какое поведение является правомерным, а также разъяснение новых требований нормативных правовых актов, необходимых для реализации организационных, технических мероприятий ("как делать нужно (можно)") (за 2016 г. и девять месяцев 2017 г.)"

Россельхознадзором подготовлен доклад по соблюдению хозяйствующими субъектами обязательных требований, установленных законодательством

В докладе, рассмотрены, в частности, следующие вопросы:

- основания и порядок выдачи предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований;

- порядок проведения проверок с использованием проверочных листов (списков контрольных вопросов);

- порядок принятия решения о проведении внеплановой проверки по результатам мероприятий по контролю, проведенным без взаимодействия с поднадзорным субъектом;

- особенности проведения проверок в рамках отдельных видов контроля (надзора), в частности, государственного ветеринарного надзора, карантинного фитосанитарного надзора, государственного земельного надзора, государственного надзора в области семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений;

- новые требования законодательных актов РФ в сферах государственного ветеринарного надзора и карантинного фитосанитарного надзора;

- круг проводимых необходимых для реализации новых требований нормативных правовых актов организационных, технических и иных мероприятий;

- сведения о способах проведения и масштабах методической работы с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводятся проверки, направленной на предотвращение нарушений с их стороны;

- предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования и осуществления государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере деятельности.

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

<Письмо> ФНС России от 28.12.2017 N ГД-4-14/26814@

<О направлении "Обзора судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов N 4 (2017)">

ФНС России представлен четвертый в 2017 году обзор судебной практики по делам, связанным с государственной регистрацией юридических лиц и ИП

В обзоре приведены, в частности, следующие правовые позиции судов:

  • непредставление налоговому органу справок 2-НДФЛ и документов по факту взаимоотношений с контрагентом само по себе не влияет на достоверность сведений, отраженных в ликвидационном балансе, и не может являться основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации организации;
  • отказ в государственной регистрации, обусловленный непредставлением документа, подтверждающего факт принятия общим собранием участников общества с ограниченной ответственностью решения об увеличении уставного капитала общества, является правомерным;
  • с момента возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) процесс ликвидации юридического лица по правилам статей 61 - 63 Гражданского кодекса РФ не может быть осуществлен, и процедура ликвидации в таком случае должна быть произведена только в рамках дела о несостоятельности (банкротстве);
  • при прекращении правоспособности юридического лица возможность проведения в отношении такого юридического лица каких-либо мероприятий по проверке достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, утрачивается.

ЖИЛИЩЕ

Постановление Правительства РФ от 30.12.2017 N 1711

"Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и акционерному обществу "Агентство ипотечного жилищного кредитования" на возмещение недополученных доходов по выданным (приобретенным) жилищным (ипотечным) кредитам (займам), предоставленным гражданам Российской Федерации, имеющим детей"

Российские семьи, у которых в период с начала 2018 по конец 2022 года появится второй или третий ребенок, смогут получить льготную ипотеку под 6 процентов на покупку жилья на первичном рынке

Российские кредитные организации и "Агентство ипотечного жилищного кредитования" смогут получить федеральные субсидии на возмещение недополученных доходов, связанных с предоставлением льготной ипотеки. Для их получения соответствующий кредитный договор должен соответствовать, в частности, следующим условиям:

- размер кредита (займа) составляет до 8 млн. рублей - для жилья в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области и до 3 млн. рублей - для жилья в остальных субъектах РФ;

- заемщик оплачивает за счет собственных средств не менее 20 процентов стоимости приобретаемого жилья;

- погашение кредита (займа) производится равными ежемесячными (аннуитетными) платежами в течение всего срока (кроме первого и последнего месяцев) без возможности увеличения остатка ссудной задолженности.

Для получения субсидии кредитные организации и Агентство в течение 30 календарных дней с даты вступления в силу данных Правил представляют в Минфин России заявку установленной формы в бумажном или электронном виде, с приложением необходимых документов, включая план-график ежемесячной выдачи кредитов (займов) или ежемесячного приобретения прав требования по кредитам (займам) до 1 января 2023 года (не менее 100 млн. рублей ежемесячно).

Проект Приказа Минстроя России

"Об утверждении порядка, состава, способов, сроков и периодичности размещения застройщиками информации в единой информационной системе жилищного строительства"

Минстроем России предложен порядок размещения застройщиками, участвующими в долевом строительстве жилья, сведений о своей деятельности в государственной информационной системе жилищного строительства

Согласно проекту размещению в системе подлежит, в частности, следующая информация:

1) о многоквартирных домах, строительство которых осуществляется застройщиком с привлечением средств участников долевого строительства:

- разрешение на строительство;

- заключение экспертизы проектной документации;

- документы, подтверждающие права застройщика на земельный участок;

- проектная декларация;

- заключение уполномоченного регионального органа власти о соответствии застройщика и проектной декларации установленным требованиям;

- сведения об уплате застройщиком обязательных отчислений в компенсационный фонд;

- сведения об условиях привлечения денежных средств участников долевого строительства по договору участия;

- проекты договоров участия в долевом строительстве, используемых застройщиком для привлечения денежных средств участников;

- договоры поручительства, заключенные застройщиком;

- фотографии строящихся многоквартирных домов, отражающие текущее состояние их строительства.

2) о разрешениях на ввод в эксплуатацию многоквартирных домов, в строительстве которых застройщик принимал участие в течение трех лет, предшествующих опубликованию проектной декларации.

Указанная информация размещается в системе через личный кабинет застройщика (с помощью учетной записи в ЕСИА) в форме электронных образов документов - копий бумажных документов, созданных посредством их сканирования в файл формата PDF, или в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, в срок не позднее 5 рабочих дней со дня получения заключения контролирующего органа. Если такое заключение получено до 1 января 2018 года либо договор участия в долевом строительстве с первым участником долевого строительства был зарегистрирован до 1 января 2017 года, информация подлежит размещению в системе не позднее 1 марта 2018 года.

Кроме того, застройщик размещает в системе следующую информацию о своей деятельности:

- промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

- годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

- аудиторское заключение.

ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ

Проект Федерального закона N 357270-7

"О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в части совершенствования механизма повышения мобильности трудовых ресурсов и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"

Правительством РФ предложены меры по увеличению результативности реализации региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов

Согласно законопроекту:

  • Правительство РФ будет определять порядок включения субъектов РФ в перечень субъектов РФ, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным;
  • нормативными правовыми актами субъектов РФ может устанавливаться дополнительная финансовая поддержка безработным гражданам и членам их семей, переселяющимся для трудоустройства по направлению органов службы занятости в сельскую местность.

Кроме того, уточняется порядок оказания содействия работодателям в привлечении трудовых ресурсов в рамках реализации региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов, а также порядок выдачи сертификата, подтверждающего участие работодателя в региональной программе повышения мобильности трудовых ресурсов субъекта РФ, включенного в перечень, утвержденный Правительством РФ, и дающего ему право на получение финансовой поддержки.

ФИНАНСЫ. НАЛОГИ

<Письмо> ФНС России от 28.12.2017 N ГД-4-14/26803@

<О внесении записи о недостоверности содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц сведений в отношении некоммерческих организаций, на которые распространяется специальный порядок государственной регистрации>

ФНС России сообщила о недопустимости внесения регистрирующим органом в ЕГРЮЛ записи о недостоверности содержащихся в нем сведений в отношении НКО

В отношении отдельных видов юридических лиц федеральными законами может устанавливаться специальный порядок их регистрации. В отношении НКО такой порядок установлен Федеральным законом "О некоммерческих организациях".

Предусмотрено, в частности, что внесение в ЕГРЮЛ сведений в отношении некоммерческих организаций (НКО) осуществляется регистрирующим органом на основании принимаемого уполномоченным органом решения.

Исключений из данных правил, в том числе относительно внесения в ЕГРЮЛ записи о недостоверности содержащихся в нем сведений, законодательством не установлено.

НКО обязаны информировать уполномоченный орган об изменении содержащихся в ЕГРЮЛ сведений и представлять документы, необходимые для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган.

Соответствующее решение принимается в том же порядке и в те же сроки, что и решение о государственной регистрации.

Отмечено при этом, что непредставление НКО в установленный срок предусмотренных законом сведений является основанием для обращения уполномоченного органа в суд с заявлением о ее ликвидации.

<Информация> Банка России

"Контрольные соотношения показателей отчетности в порядке надзора за декабрь 2017 года"

Страховщикам необходимо обеспечить соблюдение контрольных соотношений показателей отчетности за декабрь 2017 года, представляемой в порядке надзора в Банк России

Контрольные соотношения отражают взаимосвязь показателей отчетности и применяются для определения правильности ее формирования.

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО

Приказ Минсельхоза России от 21.12.2017 N 639

"О внесении изменений в разрешенный объем ввоза в Российскую Федерацию товаров, предназначенных для производства детского питания, предусмотренных приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 7 августа 2014 г. N 778 "О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. N 560, от 24 июня 2015 г. N 320 и от 29 июня 2016 г. N 305", утвержденный приказом Минсельхоза России от 15 декабря 2016 г. N 558"

Зарегистрировано в Минюсте России 09.01.2018 N 49556.

Скорректирован разрешенный объем ввоза в РФ подпадающих под действие контрсанкций товаров, предназначенных для производства детского питания

Российские контрсанкции были введены в отношении отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению.

В перечень товаров, предназначенных для производства детского питания, разрешенных к ввозу в РФ в установленных объемах, включены товары, классифицируемые, в частности, в товарных подсубпозициях 0202 30 900 5, 0207 14 100 9, 0710 10 000 0, 0710 80 950 0 ТН ВЭД ЕАЭС.

ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

Приказ Минсельхоза России от 07.12.2017 N 613

"Об утверждении Ветеринарных правил осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов вирусного артериита лошадей"

Зарегистрировано в Минюсте России 09.01.2018 N 49559.

Минсельхозом России утверждены правила осуществления мероприятий, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию вирусного артериита лошадей

Правилами устанавливаются обязательные требования к организации и проведению мероприятий по ликвидации артериита, предотвращению его возникновения и распространения на территории РФ, определению границ территории, на которую должен распространяться режим ограничительных мероприятий и (или) карантина, в том числе в части определения очага болезни животных, осуществления эпизоотического зонирования, включая определение видов зон в целях дифференциации ограничений, установленных решением о введении режима ограничительных мероприятий и (или) карантина, ограничений производства, перемещения, хранения и реализации товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), и требования к особенностям применения таких ограничений, в том числе проведению мероприятий в отношении производственных объектов, находящихся в карантинной зоне.

Артериит - контагиозная, остро протекающая болезнь лошадей, характеризующаяся повышением температуры тела, гиперемией слизистых оболочек носа и конъюнктивы, слезотечением, серозными выделениями из носа, затрудненным дыханием, отеками век, конечностей и живота, светобоязнью, мышечной слабостью, абортами у кобыл преимущественно в первой половине жеребости. У жеребцов болезнь вызывает нарушение воспроизводительной функции. Продолжительность болезни составляет 3 - 7 дней. Переболевшие лошади приобретают иммунитет.

Приказ Минсельхоза России от 12.12.2017 N 623

"Об утверждении Ветеринарных правил осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов алеутской болезни норок"

Зарегистрировано в Минюсте России 09.01.2018 N 49550.

Минсельхозом России утверждены правила осуществления мероприятий, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов алеутской болезни норок

Правилами устанавливаются обязательные требования к организации и проведению мероприятий по ликвидации АБН, предотвращению ее возникновения и распространения на территории РФ, определению границ территории, на которую должен распространяться режим ограничительных мероприятий и (или) карантина, в том числе в части определения очага болезни, осуществления эпизоотического зонирования, включая определение видов зон в целях дифференциации ограничений, установленных решением о введении режима ограничительных мероприятий и (или) карантина, ограничений производства, перемещения, хранения и реализации товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), и требования к особенностям применения таких ограничений, в том числе проведению мероприятий в отношении производственных объектов, находящихся в карантинной зоне.

АБН - контагиозная вирусная болезнь норок и хорьков, характеризующаяся острым и хроническим течением и пожизненной виремией. Острое течение АБН длится от 10 до 30 дней, хроническое течение - от 2 месяцев до 2 лет. Смерть наступает от почечной недостаточности, кровотечения и вторичных инфекций. Инкубационный период болезни составляет от 10 дней до 2 лет.

Приказ Минсельхоза России от 12.12.2017 N 624

"Об утверждении Ветеринарных правил осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов вирусной геморрагической болезни кроликов"

Зарегистрировано в Минюсте России 09.01.2018 N 49552.

Минсельхозом России утверждены правила осуществления мероприятий, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов вирусной геморрагической болезни кроликов

Правилами устанавливаются обязательные требования к организации и проведению мероприятий по ликвидации ВГБК, предотвращению ее возникновения и распространения на территории РФ, определению границ территории, на которую должен распространяться режим ограничительных мероприятий и (или) карантина, в том числе в части определения очага болезни, осуществления эпизоотического зонирования, включая определение видов зон в целях дифференциации ограничений, установленных решением о введении режима ограничительных мероприятий и (или) карантина, ограничений производства, перемещения, хранения и реализации товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), и требования к особенностям применения таких ограничений, в том числе проведению мероприятий в отношении производственных объектов, находящихся в карантинной зоне.

ВГБК - остро протекающая высококонтагиозная болезнь кроликов, характеризующаяся явлениями геморрагического диатеза во всех органах, особенно в легких и печени. ВГБК длится от нескольких часов до 5 дней. Клиническими признаками ВГБК являются лихорадка, носовое кровотечение за 1 - 2 часа до гибели. Чаще ВГБК протекает бессимптомно.

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ

Приказ Минздрава России от 31.10.2017 N 882н

"О внесении изменений в некоторые приказы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации по вопросам обращения лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, и лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету"

Зарегистрировано в Минюсте России 09.01.2018 N 49561.

В Перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, включены новые позиции

В раздел I перечня включены позиции "Бупренорфин+налоксон (лекарственные препараты)" и "Оксикодон+налоксон (лекарственные препараты)".

Кроме того:

  • уточнены особенности оформления рецептурных бланков на препараты, содержащие наркотическое средство в сочетании с антагонистом опиоидных рецепторов;
  • в отношении позиции "Модафинил" установлено предельно допустимое количество вещества (на 1 дозу твердой лекарственной формы комбинированного лекарственного препарата, содержащего наркотическое средство, психотропное вещество или их прекурсор в сочетании с фармакологическими активными компонентами) - 50 мг;
  • уточнено предельно допустимое количество отдельных наркотических и психотропных лекарственных препаратов для выписывания на один рецепт.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 22.12.2017 N 165

"Об утверждении гигиенических нормативов ГН 2.1.6.3492-17 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений"

Зарегистрировано в Минюсте России 09.01.2018 N 49557.

Определены новые размеры предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений

Гигиеническими нормативами установлены предельно допустимые концентрации для 643 загрязняющих веществ с указанием максимальной разовой и среднесуточной ПДК и классом опасности для каждого вещества (ранее аналогичный перечень включал 611 веществ). Также обновляется перечень загрязняющих веществ, выброс которых в атмосферный воздух запрещается. Данный перечень содержит 48 веществ. Ранее действовавший аналогичный гигиенический норматив запрещал выброс в воздух 45 загрязняющих веществ.

Кроме того, в новой редакции излагаются правила определения предельно допустимой концентрации в атмосферном воздухе при совместном присутствии в атмосферном воздухе нескольких загрязняющих веществ и перечень загрязняющих веществ, обладающих эффектом суммации при одновременном присутствии в атмосферном воздухе.

Утратившим силу признается Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2003 N 114 "О введении в действие ГН 2.1.6.1338-03", которым был утвержден ранее действовавший аналогичный Гигиенический норматив с внесенными в него изменениями и дополнениями.

Информация Роспотребнадзора от 02.01.2018

"О защите прав потребителей медицинских услуг"

Роспотребнадзор напоминает о правилах оказания гражданам платных медицинских услуг

Платные медицинские услуги предоставляются на возмездной основе за счет личных средств граждан, средств юридических лиц и иных средств на основании договоров, в том числе договоров добровольного медицинского страхования. Платные медицинские услуги являются дополнением к законодательно гарантированному объему бесплатной медицинской помощи гражданам.

Согласно п. 7 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006 (далее - Правила), медицинские организации вправе предоставлять на платной основе такие виды медицинских услуг, как индивидуальный медицинский пост в стационаре; применение для лечения лекарств, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов; применение медицинских изделий и лечебного питания, не предусмотренных стандартами медпомощи; анонимное оказание медицинских услуг. Платно оказываются медицинские услуги иностранным гражданам, не застрахованным по обязательному медицинскому страхованию. Также взимается плата при самостоятельном обращении за получением медицинских услуг (кроме случаев оказания скорой медицинской помощи и медицинской помощи, оказываемой в неотложной или экстренной форме).

Предоставление платных медицинских услуг осуществляется при обязательном наличии у медицинского учреждения лицензии на каждый вид деятельности.

Согласно п. 11 Правил исполнитель обязан предоставить посредством размещения на сайте медицинской организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также на информационных стендах (стойках) медицинской организации информацию, содержащую, в числе прочего:

  • сведения о лицензии на осуществление медицинской деятельности (номер и дата регистрации, перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией, наименование, адрес места нахождения и телефон выдавшего ее лицензирующего органа);
  • перечень платных медицинских услуг с указанием цен в рублях, сведения об условиях, порядке, форме предоставления медицинских услуг и порядке их оплаты;
  • порядок и условия предоставления медицинской помощи в соответствии с программой и территориальной программой;
  • сведения о медицинских работниках, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг, об уровне их профессионального образования и квалификации.

Согласно п. 13 Правил потребитель вправе потребовать для ознакомления копию учредительного документа медицинской организации, копию свидетельства о государственной регистрации (для индивидуального предпринимателя), копию лицензии на осуществление медицинской деятельности с приложением перечня работ (услуг).

Договор о предоставлении платных медицинских услуг заключается потребителем и исполнителем в письменной форме и должен содержать сведения об исполнителе, потребителе услуги, информацию о перечне платных медицинских услуг, предоставляемых в соответствии с договором, их стоимости, сроках и порядке их оплаты, условиях и сроках предоставления платных медицинских услуг, ответственности сторон за невыполнение условий договора, порядке изменения и расторжения договора, иных условиях, определяемых по соглашению сторон.

Платные медицинские услуги предоставляются при наличии информированного добровольного согласия потребителя.

Согласно п. 1 ст. 29 Закона РФ "О защите прав потребителей" (далее - Закон) потребитель при обнаружении недостатков оказанной услуги вправе по своему выбору предъявить одно из требований, установленных нормами этой статьи. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуги, если им обнаружены существенные недостатки оказанной услуги или иные существенные отступления от условий договора, и потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками оказанной услуги. Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

Согласно ст. 14 Закона вред, причиненный жизни или здоровью потребителя в результате предоставления некачественной платной медицинской услуги, подлежит возмещению исполнителем в полном объеме.

В случае, если имущественные требования потребителя не удовлетворены в добровольном порядке, спор подлежит разрешению в рамках гражданского судопроизводства. В соответствии с п. 2 ст. 17 Закона потребитель вправе предъявить иск в суд по своему месту жительства или по месту пребывания либо по месту нахождения ответчика, либо по месту заключения или исполнения договора.

При этом в соответствии с п. 3 ст. 17 Закона и п. п. 4, 2 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ при обращении с иском в суд потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с нарушением их прав (в случае, если цена иска не превышает 1 000 000 рублей).

Кроме того, в соответствии со ст. 15 Закона потребитель вправе потребовать компенсации морального вреда, размер которой определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Роспотребнадзор и его территориальные органы до принятия решения судом первой инстанции могут вступать в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях обеспечения защиты прав потребителя.

БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА

Приказ МВД России от 05.10.2017 N 766

"О государственных регистрационных знаках транспортных средств"

МВД России обновлены перечни цифровых кодов, применяемых на государственных регистрационных знаках транспортных средств

Приказом устанавливается:

- перечень цифровых кодов регионов РФ, применяемых на государственных регистрационных знаках;

- перечень цифровых кодов, применяемых на государственных регистрационных знаках для обозначения транспортных средств, принадлежащих дипломатическим представительствам, консульским учреждениям, международным (межгосударственным) организациям и их сотрудникам, аккредитованным при МИД России;

- перечень серий, используемых на регистрационных знаках автомобилей, принадлежащих главам дипломатических представительств, дипломатическим представительствам, сотрудникам дипломатических представительств, консульских учреждений, международным (межправительственным) организациям, аккредитованным при МИД России и имеющим служебные карточки или удостоверения.

ПРОКУРАТУРА. ОРГАНЫ ЮСТИЦИИ. АДВОКАТУРА. НОТАРИАТ

<Письмо> ФНП от 21.12.2017 N 5575/06-07

<О правомерности взимания нотариусами платы за оказание услуг правового и технического характера при предоставлении лицами, обратившимися за совершением нотариального действия, самостоятельно подготовленного документа>

Нотариусы вправе взимать плату за оказание услуг правового и технического характера при подготовке к совершению нотариального действия

ФНП разъясняет, что к услугам правового и технического характера относится не только составление нотариусами проектов сделок, но также и проверка содержания проектов договоров, осуществление доработки таких проектов в случае их несоответствия требованиям законодательства и иных нормативных правовых актов или при наличии стилистических неточностей, которые могут привести к неоднозначному пониманию смысла документа, ошибок разного рода, выполнение набора текста нотариального документа, перевод его в машиночитаемый вид, если это необходимо для совершения нотариального действия, а также другая работа, не входящая в состав какого-либо нотариального действия.

Перечисленные действия не относятся к нотариальным, но непосредственно связаны с их совершением и требуют определенных временных и финансовых затрат. При этом такие услуги являются неотъемлемой частью нотариального действия, без осуществления которых не может возникнуть юридическое последствие в виде оформленного нотариального акта, вследствие чего выполнение работ правового и технического характера не может расцениваться как навязывание услуг.

В подтверждение своей позиции ФНП приводится судебная практика по данному вопросу.