Новое в Федеральном законодательстве

14.03.2018

Выпуск от 14.03.2018

КонсультантПлюс: НОВОЕ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ                                                                                

Исключительные права на представленный обзор                                                                                
принадлежат АО "Консультант Плюс".                                                                                

Обзор документов, введенных в информационный банк                                                                                

системы КонсультантПлюс от 14 марта 2018 года

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Решение Верховного Суда РФ от 09.02.2018 N АКПИ17-1007

<О признании частично недействующим пункта 84 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утв. Приказом ФМС России от 11.09.2012 N 288>

Верховный Суд РФ признал недействующим порядок хранения карточек регистрации по форме N 9 и поквартирных карточек по форме N 10, оформляемых при регистрации граждан в жилые помещения государственного, муниципального, частного жилищного фонда

Согласно пункту 84 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее - Регламент), утвержденному Приказом ФМС России от 11 сентября 2012 г. N 288 карточки регистрации по форме N 9 (приложение N 13 к Регламенту) и поквартирные карточки по форме N 10 (приложение N 7 к Регламенту) оформляются при регистрации граждан в жилые помещения государственного, муниципального, частного жилищного фонда, в том числе жилищно-строительных и жилищных кооперативов, домов-интернатов для инвалидов, ветеранов, одиноких и престарелых, других учреждений социального назначения, акционерных обществ и коммерческих организаций, других государственных и муниципальных организаций и учреждений, имеющих жилищный фонд на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления, и хранятся у лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов.

Администрация муниципального образования обратилась в Верховный Суд РФ с административным исковым заявлением о признании недействующим приведенного положения Регламента в той части, согласно которой карточки регистрации по форме N 9 и поквартирные карточки по форме N 10 хранятся у лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов. По мнению истца, ФМС России не была наделена полномочиями по установлению обязанностей для лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. В обоснование требования административный истец указал, что, являясь органом местного самоуправления, обратился с предложением о принятии на хранение карточек по формам N 9 и 10 в отдел по вопросам миграции МУ МВД России, который отказал в принятии этих документов со ссылкой на оспариваемый пункт Регламента, незаконно, по его мнению, возлагающий на него обязанность по хранению названных выше карточек.

Верховный Суд РФ отметил, в частности, следующее.

Нельзя согласиться с утверждением административного истца о том, что указанные карточки подлежат хранению в органах регистрационного учета, которыми в силу статьи 4 Закона от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" являются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.

Ни Закон от 25 июня 1993 г. N 5242-1, ни Правила регистрации не возлагают на органы регистрации обязанность по хранению этих документов. Ранее действующее правовое регулирование свидетельствует о том, что названные в оспариваемой норме Регламента карточки предусматривалось хранить в жилищно-эксплуатационных конторах, домоуправлениях, у комендантов домов и общежитий, председателей жилищно-строительных кооперативов или у лиц, уполномоченных на ведение паспортной работы, в исполкомах сельских, поселковых Советов народных депутатов либо у владельцев домов.

Впоследствии принятые в соответствии с Законом от 25 июня 1993 г. N 5242-1 нормативные правовые акты также предусматривали, что должностные лица, ответственные за регистрацию, а также граждане и юридические лица, предоставляющие для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, заполняют карточки регистрации по форме N 9, поквартирные карточки по форме N 10 или вносят соответствующие сведения в домовые (поквартирные) книги по форме N 11, карточки регистрации по форме N 9 и поквартирные карточки по форме N 10 могут оформляться на жилые помещения, находящиеся у граждан на праве собственности, и хранятся у должностных лиц, ответственных за регистрацию.

Статьей 3 Закона от 25 июня 1993 г. N 5242-1 контроль за соблюдением гражданами РФ, нанимателями (собственниками) жилых помещений, должностными лицами и лицами, ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, Правил регистрации возлагается на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, его территориальные органы и органы внутренних дел.

Вопреки доводам административного ответчика данная норма не наделяет МВД России полномочиями по регулированию деятельности лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, на которых Правилами регистрации возлагается обязанность принять у граждан необходимые для регистрации по месту пребывания и месту жительства документы и в установленные сроки передать в органы регистрационного учета.

Осуществление контроля является исполнением государственной функции и не может быть предметом административного регламента по предоставлению государственной услуги.

Нельзя признать состоятельными доводы административного истца о том, что пункт 84 Регламента нарушает права и свободы человека и гражданина при обработке его персональных данных на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

Согласно Федеральному закону от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" лица, ответственные за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, являются операторами по обработке персональных данных.

Оператор при обработке персональных данных обязан принимать необходимые правовые, организационные и технические меры или обеспечивать их принятие для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных.

Из изложенного следует, что персональные данные, содержащиеся в карточках регистрации по форме N 9 (приложение N 13 к Регламенту) и поквартирных карточках по форме N 10 (приложение N 7 к Регламенту), защищены законом.

Исходя из разъяснений, данных в пункте 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", если судом будет установлено, что оспариваемый акт или его часть приняты по вопросу, который не мог быть урегулирован нормативным правовым актом данного уровня, или приняты с нарушением полномочий органа, издавшего этот акт, то оспариваемый акт или его часть признаются недействующими.

Поскольку положение пункта 84 Регламента в оспариваемой части противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, принято с нарушением полномочий органа, издавшего этот акт, то в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ заявленное требование подлежит удовлетворению.

С учетом изложенного, Верховный Суд РФ признал недействующим со дня вступления решения в законную силу положение пункта 84 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС России от 11 сентября 2012 г. N 288, в той мере, в какой хранение карточек регистрации по форме N 9 (приложение N 13 к Регламенту) и поквартирных карточек по форме N 10 (приложение N 7 к Регламенту), оформляемых при регистрации граждан в жилые помещения государственного, муниципального, частного жилищного фонда, в том числе жилищно-строительных и жилищных кооперативов, домов-интернатов для инвалидов, ветеранов, одиноких и престарелых, других учреждений социального назначения, акционерных обществ и коммерческих организаций, других государственных и муниципальных организаций и учреждений, имеющих жилищный фонд на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления, у лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, установлено данным Регламентом.

"Доклад с руководством по соблюдению обязательных требований законодательства о донорстве крови и ее компонентов"

(утв. ФМБА России)

ФМБА России обобщены результаты проведения проверок хозяйствующих субъектов и рассмотрения обращений за 2017 год

В представленном Докладе, в том числе:

  • проанализированы новые требования законодательных актов (в частности, сообщается о введении положений об использовании органами государственного контроля при проведении плановых проверок проверочных листов (списков контрольных вопросов) о вступлении в силу положений об использовании индикаторов риска нарушения обязательных требований, о замене технического регламента о требованиях безопасности крови, ее продуктов, кровезамещающих растворов и технических средств, используемых в трансфузионно-инфузионной терапии, на правила заготовки, хранения, транспортировки и клинического использования донорской крови и ее компонентов, утверждаемые Правительством РФ);
  • содержится руководство по соблюдению обязательных требований законодательства о донорстве крови и ее компонентов (государственный контроль в сфере обращения донорской крови или ее компонентов включает в себя лицензионный контроль, а также государственный контроль за обеспечением безопасности донорской крови и ее компонентов);
  • приведен перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении государственного контроля за обеспечением безопасности донорской крови и ее компонентов.

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Указание Банка России от 25.12.2017 N 4664-У

"О внесении изменений в Положение Банка России от 19 сентября 2014 года N 431-П "О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Зарегистрировано в Минюсте России 05.03.2018 N 50253.

Правила ОСАГО приводятся в соответствие с действующим законодательством

В частности, из Правил исключается положение о необходимости нанесения двухмерного штрихового QR-кода на полис ОСАГО исключительно типографским способом. Уточняется перечень пунктов полиса ОСАГО, которые не являются обязательными. Устанавливается также, что QR-код должен содержать сведения для прямого доступа к сведениям о договоре ОСАГО на официальном сайте объединения страховщиков в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

Проект Федерального закона

"О внесении изменений в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Минэкономразвития России предлагает скорректировать положения гражданского законодательства, позволяющие использовать в договорах принцип "бери или плати"

Предполагается, что договором может быть предусмотрена отдельная плата за количество или объем исполнения, предоставляемого по дополнительному требованию сверх объема и количества, которое в случае его затребования покрывается абонентской платой. Такой договор может предусматривать разницу между стоимостью единицы исполнения в рамках покрываемого абонентской платой объема (количества) и объема (количества) исполнения, предоставляемого сверх покрываемого абонентской платой, как в большую, так и в меньшую сторону.

Устанавливается, что такие правила о договоре с исполнением по требованию (абонентском договоре) могут применяться к договору об организации перевозки грузов по соглашению сторон.

Кроме того, проектом предлагается исключить основания для ликвидации АО и ООО в случаях, когда стоимость чистых активов общества становится меньше минимального размера уставного капитала.

Исключение нормы Гражданского кодекса РФ, предусматривающей ликвидацию общества в случае, когда чистые активы оказываются меньше уставного капитала по итогам второго и каждого следующего финансового года, связано с тем, что в проектном финансировании и для исполнения соглашений о государственно-частном партнерстве на протяжении нескольких лет во время подготовки и обоснования инвестиционного проекта, проектирования и строительства объекта соглашения у специальных проектных компаний (специализированных обществ) чистые активы могут быть меньше уставного капитала, что является нормальной и общераспространенной практикой. В случае ликвидации таких обществ они не смогут исполнять принятые на себя обязательства.

Проект Федерального закона

"О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"

Минфин России предлагает исключить из сферы действия Закона о закупках юрлиц отношения, связанные с приобретением долей и паев

В настоящее время из сферы применения Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон) исключена купля-продажа акций акционерных обществ. Проектом предусматривается дополнительное исключение аналогичного по существу приобретения долей в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ и товариществ, приобретения паев в паевых фондах производственных кооперативов, поскольку вышеуказанные сделки не осуществляются для реализации целей, указанных в Законе.

Также планируется исключить из сферы действия Закона отношения, связанные с совместной инвестиционной деятельностью, осуществляемой на основании договора инвестиционного товарищества, предусматривающего денежную форму возврата вклада в общее имущество товарищей. При этом предусматривается, что условием предлагаемого изъятия является заключение договора инвестиционного товарищества, предусматривающего исключительно денежную (а не натуральную) форму возврата вклада в общее имущество товарищей.

ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ

Приказ Минтруда России от 27.12.2017 N 882н

"Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам промышленности строительных материалов, стекольной и фарфоро-фаянсовой промышленности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением"

Зарегистрировано в Минюсте России 01.03.2018 N 50193.

Минтрудом России установлены новые нормы выдачи спецодежды работникам промышленности строительных материалов, стекольной и фарфоро-фаянсовой промышленности

Типовые нормы устанавливаются для работников указанных отраслей промышленности, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

Приказ вступит в силу по истечении 3 месяцев после его официального опубликования.

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

Проект Приказа Минздрава России "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования"

Минздрав России планирует привести правила ОМС в соответствие с действующим законодательством

Проект направлен на замену ныне действующего Приказа Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования" и отражает изменения, внесенные в Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".

В частности:

- отменяется норма об обязательном предоставлении полиса ОМС в качестве электронного приложения к универсальной электронной карте;

- устанавливается порядок предоставления в МФЦ услуг по приему заявлений о выборе или замене страховой медицинской организации, направлению этих заявлений и прилагаемых к ним документов в страховые медицинские организации и выдачу оформленных страховыми медицинскими организациями полисов ОМС либо временных свидетельств (на основании договоров, заключенных МФЦ со страховыми медицинскими организациями);

- устанавливается новый порядок расчета размера неоплаты или неполной оплаты затрат медицинской организации на оказание медицинской помощи и размера штрафа, применяемого к медицинской организации за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи;

- обновляется порядок информационного сопровождения застрахованных лиц на всех этапах оказания им медицинской помощи в части предоставления медицинскими организациями необходимой информации страховым медицинским организациям для исполнения последними полномочий по информированию застрахованных лиц и их законных представителей о прохождении диспансеризации и профилактического медицинского осмотра.

ФИНАНСЫ. НАЛОГИ

Постановление Правительства РФ от 09.03.2018 N 240

"О внесении изменений в перечень технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость"

В перечне технологического оборудования, при ввозе которого не взимается НДС, некоторые позиции изложены в новой редакции

Перечень указанного оборудования утвержден Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2009 года N 372. Внесенными поправками, в частности:

  • в позицию, классифицируемую кодом 8419 89 989 0 ТН ВЭД ЕАЭС, включена установка для рекуперации растворителей с регенерацией азотом с потреблением воздуха 97 200 м3/ч, производитель Donau Carbon tecnologies (DCT) S.r.l.;
  • в позицию, классифицируемую кодом 8465 91 200 0 ТН ВЭД ЕАЭС, включена лесопильная линия на базе лесопильных агрегатов LINCK/EWD, сортировочного оборудования TC/WDT и микропроцессорной системы управления WDT.

Распоряжение Правительства РФ от 09.03.2018 N 404-р

<Об утверждении перечня субсидий юридическим лицам, на договоры (соглашения) о предоставлении которых не распространяются положения части 9 статьи 5 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов">

Утвержден перечень субсидий юридическим лицам, на договоры (соглашения) о предоставлении которых не распространяются положения части 9 статьи 5 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов"

В перечень включены 14 видов субсидий. Главные распорядители средств федерального бюджета должны до 1 июня 2018 года обеспечить по соглашению сторон внесение изменений в договоры о предоставлении таких субсидий, в части дополнения их условиями о казначейском обеспечении обязательств.

Приказ Минпромторга России от 12.02.2018 N 416

"Об утверждении порядка рассмотрения заявления о включении организации розничной торговли в перечень организаций розничной торговли, указанный в абзаце первом пункта 5 статьи 169.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, а также порядка исключения организации розничной торговли из указанного перечня и формы заявления о включении в перечень организаций розничной торговли, указанный в абзаце первом пункта 5 статьи 169.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

Зарегистрировано в Минюсте России 12.03.2018 N 50293.

Определен порядок включения организаций розничной торговли в перечень организаций, участвующих в системе "tax free"

Утвержденный порядок определяет процедуру рассмотрения заявлений организаций, претендующих на включение их в указанный перечень, предусматривает форму такого заявления, а также устанавливает правила исключения организаций из данного перечня.

Заявление организации - налогоплательщика НДС, оформленное на бланке организации в соответствии с утвержденной формой, а также с приложением справки об отсутствии неисполненной обязанности по уплате налогов и иных обязательных платежей, представляется в Минпромторг России.

Решение принимается по результатам проверки представленных документов, а также проверки соответствия организации критериям, установленным статьей 169.1 НК РФ.

Определены также основания для исключения организации розничной торговли из указанного перечня (поступившее от организации соответствующее заявление, наличие информации ФНС России о несоответствии адреса организации перечню мест размещения, утвержденному Правительством РФ).

Информационное письмо Росфинмониторинга от 01.03.2018

"О повышении внимания нотариусов к отдельным операциям клиентов"

Росфинмониторинг напоминает нотариусам о бдительности при использовании института исполнительной надписи

Исполнительные надписи нотариусов могут использоваться в качестве основания для возбуждения исполнительного производства и последующего списания денежных средств со счета должника по исполнительному листу в целях легализации операций по "обналичиванию" денежных средств, совершения "транзитных" переводов на счета третьих лиц в цепочке транзакций, направленных на вывод средств в теневой оборот и др.

В целях повышения эффективности принимаемых нотариусами мер и недопущения вовлечения нотариусов в проведение сомнительных операций рекомендуется:

  • при идентификации клиентов анализировать информацию, размещенную на официальных сайтах ФНС России "Риски бизнеса: проверь себя и контрагента" и ФССП России "Сервисы" (о наличии исполнительных производств), иные источники информации, доступные на законном основании;
  • в случае выявления признаков недобросовестной деятельности клиента уделять повышенное внимание операциям с денежными средствами и иным имуществом такого клиента при совершении нотариальных действий, а также по возможности получать у клиента дополнительные сведения (документы) по операции (сделке);
  • обращать особое внимание на следующие признаки:
  • признаки фиктивности гражданско-правовых договоров, например, связанные с оформлением, предметом, условиями исполнения договоров, характером деятельности участников договоров и др.;
  • совершение операций по депозитному счету нотариуса, в том числе в наличной форме, по основаниям, имеющим признаки фиктивности;
  • намерения клиентов получить нотариальное удостоверение доверенности от имени нескольких юридических лиц на имя одного и того же физического лица.

В случае выявления при совершении нотариальных действий вышеуказанных признаков, рекомендуется информировать Росфинмониторинг по форме ФЭС 1-ФМ (02) с указанием в показателе "Код вида операции" кода 6001 и соответствующим кодом признака необычной операции.

<Информация> ФНС России

<О налоговом вычете по НДФЛ при покупке или строительстве жилого дома>

Налоговый вычет по НДФЛ не предоставляется при приобретении жилого строения

В обоснование своей позиции ФНС России указывает на положения статьи 220 Налогового кодекса РФ, на основании которой налоговый вычет полагается только при приобретении жилого дома.

Категория недвижимости подтверждается правоустанавливающими документами.

В то же время обращено внимание на то, что для исчисления налога на имущество физических лиц жилое строение признается жилым домом.

БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

Указание Банка России от 26.12.2017 N 4666-У

"О порядке обжалования признания лица не соответствующим квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации"

Зарегистрировано в Минюсте России 06.03.2018 N 50273.

Установлена процедура обжалования признания лица не соответствующим квалификационным требованиям или требованиям к деловой репутации

Предусмотрены в том числе:

  • перечень лиц, которые вправе обжаловать решение, принятое должностным лицом Банка России о признании лица не соответствующим квалификационным требованиям и/или требованиям к деловой репутации, установленным федеральными законами, путем представления жалобы в Банк России для рассмотрения соответствующей комиссией (к ним относятся, например, лицо, осуществляющее функции члена совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации, и кандидат на указанную должность и др.);
  • необходимые сведения, которые должны содержаться в жалобе, и перечень прилагаемых к ней документов;
  • основания для оставления жалобы без рассмотрения по существу.

По результатам рассмотрения принимается мотивированное решение об удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении.

Указание вступает в силу со дня его официального опубликования.

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Постановление Правительства РФ от 07.03.2018 N 235

"Об утверждении числовых значений и Правил расчета нормативов, указанных в части 11.4 статьи 25.1 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", а также порядка и сроков раскрытия информации об их соблюдении акционерным обществом "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" и направления заключения аудиторской организации о результатах проверки соблюдения указанных нормативов в Правительство Российской Федерации"

Правительство РФ установило числовые значения нормативов, которые обязана соблюдать Корпорация развития малого и среднего предпринимательства

Корпорация обязана соблюдать следующие нормативы:

  • норматив достаточности собственных средств (капитала) - не менее 20 процентов;
  • норматив соотношения собственных средств (капитала) и принятых обязательств - не менее 25 процентов;
  • максимальный размер риска на одного контрагента или группу связанных контрагентов - 25 процентов;
  • совокупная величина риска по инсайдерам Корпорации - 0 процентов.

Утверждены правила расчета указанных нормативов.

Соблюдение Корпорацией нормативов подлежит проверке аудиторской организацией. Заключения аудиторской организации о результатах проверки направляются Корпорацией в Правительство РФ одновременно с ежегодным отчетом об исполнении ежегодной программы деятельности.

Корпорация обязана раскрывать информацию о соблюдении ею нормативов.

В этих целях по итогам отчетного квартала Корпорация не позднее 90 календарных дней со дня окончания I, II и III кварталов и не позднее 120 календарных дней со дня окончания IV квартала размещает данные о фактических числовых значениях нормативов и сведений, необходимых для расчета указанных значений, на своем официальном сайте, а также в Едином федеральном реестре юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности

Приказ Казначейства России от 29.12.2017 N 39н

"Об утверждении критериев приостановления открытия (отказа в открытии) лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства при казначейском сопровождении средств, получаемых при осуществлении расчетов в целях исполнения государственных контрактов (контрактов) по государственному оборонному заказу"

Зарегистрировано в Минюсте России 12.03.2018 N 50290.

Определены критерии для приостановления открытия (отказа в открытии) лицевых счетов при казначейском сопровождении средств по гособоронзаказам

В числе таких критериев, в частности:

  • несоответствие реквизитов в Заявлении на открытие лицевого счета и Карточки образцов подписей к лицевым счетам, данным ЕГРЮЛ (ЕГРИП), а также указание адреса, в отношении которого имеется информация о расположении по нему иных юридических лиц;
  • наличие сведений о банкротстве либо о ликвидации, реорганизации или об исключении клиента из ЕГРЮЛ (ЕГРИП);
  • наличие у клиента, представителя клиента, бенефициарного владельца или учредителя клиента регистрации в государстве или на территории, включенных в Перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны).

Приказ Минтранса России от 19.01.2018 N 19

"Об утверждении Правил плавания судов по внутренним водным путям"

Зарегистрировано в Минюсте России 07.03.2018 N 50283.

Минтрансом России обновлены правила плавания судов по внутренним водным путям

Правилами регламентируются в числе прочего требования:

- к ходовой и стояночной сигнализации в светлое и темное время суток;

- к звуковой сигнализации, УКВ радиосвязи;

- к средствам навигационного оборудования на внутренних водных путях;

- к плаванию судов при любых условиях видимости, при взаимном визуальном наблюдении и в условиях ограниченной видимости.

Признан утратившими силу Приказ Минтранса России от 14.10.2002, которым были утверждены ранее действовавшие правила.

Приказ Минтранса России от 08.02.2018 N 53

"О внесении изменений в Порядок проведения экзамена и выдачи свидетельств о профессиональной подготовке консультантов по вопросам безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденный приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 9 июля 2012 г. N 203"

Зарегистрировано в Минюсте России 12.03.2018 N 50284.

Минтрансом России уточнен порядок выдачи свидетельств о профессиональной подготовке консультантов по вопросам безопасности перевозки опасных грузов автотранспортом

В частности, уточнено, что:

- для получения свидетельства о профессиональной подготовке консультантов по вопросам безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом кандидат в консультанты должен пройти обучение по одной из программ, утвержденных Приказом Минтранса России от 23.06.2016 N 175 и успешно сдать экзамен;

- обучение по программе подготовки консультантов по вопросам безопасности перевозок опасных грузов осуществляется организациями, осуществляющими образовательную деятельность, реализующими дополнительные профессиональные программы (программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки);

- свидетельство выдается территориальным органом Ространснадзора в течение трех рабочих дней с даты принятия заявления о получении свидетельства (Приказом утвержден его рекомендуемый образец) и подтверждения факта уплаты госпошлины.

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО

Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.03.2018 N 37

"О внесении изменений в Решение Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 878"

В новой редакции изложены перечни стандартов и документов в области стандартизации, необходимых для исполнения и применения требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" (ТР ТС 019/2011)

Речь идет о перечне стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований указанного технического регламента, а также о перечне документов в области стандартизации, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, необходимые для осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования.

Настоящее Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.

Приказ Минэкономразвития России от 05.02.2018 N 40

"О порядке расчета объема тарифной квоты, установленной в отношении отдельных видов молочной сыворотки и видоизмененной молочной сыворотки, в порошке, гранулах или в других твердых видах, без добавления сахара или других подслащивающих веществ (коды 0404 10 120 1 и 0404 10 160 1 ТН ВЭД ЕАЭС)"

Зарегистрировано в Минюсте России 12.03.2018 N 50294.

Утвержден порядок расчета объема тарифной квоты в отношении молочной сыворотки в 2018 году, в целях ее распределения между участниками внешнеторговой деятельности

В порядке приведена формула, по которой осуществляется расчет объема тарифной квоты в отношении молочной сыворотки (коды ТН ВЭД ЕАЭС 0404 10 120 1 и 0404 10 160 1), включающая в себя такие значения, как:

  • общий объем тарифной квоты на 2018 год;
  • объем тарифной квоты, рассчитанный участнику внешнеторговой деятельности;
  • общий объем ввоза молочной сыворотки всеми участниками внешнеторговой деятельности с 1 января 2014 года по 30 сентября 2017 года;
  • объем ввоза молочной сыворотки отдельным участником внешнеторговой деятельности с 1 января 2014 года по 30 сентября 2017 года.

Приказ Минэкономразвития России от 05.02.2018 N 41

"О Порядке расчета объема тарифной квоты, установленной в отношении отдельных видов риса длиннозерного (коды 1006 30 670 1 и 1006 30 980 1 ТН ВЭД ЕАЭС), происходящего из Социалистической Республики Вьетнам, в 2018 году"

Зарегистрировано в Минюсте России 12.03.2018 N 50298.

Установлен порядок расчета в 2018 году объема тарифной квоты в отношении отдельных видов риса длиннозерного, происходящего из Вьетнама, в целях ее распределения между участниками внешнеторговой деятельности

В порядке приведена формула, по которой осуществляется расчет объема тарифной квоты в отношении отдельных видов риса длиннозерного (коды ТН ВЭД ЕАЭС 1006 30 670 1 и 1006 30 980 1), включающая в себя такие значения, как:

  • общий объем тарифной квоты на 2018 год;
  • объем тарифной квоты, рассчитанный участнику внешнеторговой деятельности;
  • общий объем ввоза риса длиннозерного, происходящего из СРВ (коды 1006 30 670 и 1006 30 980 ТН ВЭД ЕАЭС), всеми участниками внешнеторговой деятельности с 1 октября 2016 года по 30 сентября 2017 года;
  • объем ввоза риса длиннозерного, происходящего из СРВ (коды 1006 30 670 и 1006 30 980 ТН ВЭД ЕАЭС), отдельным участником внешнеторговой деятельности с 1 октября 2016 года по 30 сентября 2017 года.

ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

<Письмо> Минсельхоза России от 13.02.2018 N 15/121

<О рубке древесной растительности на земельных участках из земель сельскохозяйственного назначения>

Минсельхозом России даны разъяснения о законности рубки древесной растительности на земельных участках сельскохозяйственного назначения

Сообщается, что на таких участках их правообладателями может осуществляться расчистка земель от древесно-кустарниковой растительности, не относящейся к защитным лесным насаждениям и лесам на сельскохозяйственных землях в границах особо охраняемых природных территорий, в рамках проектов по культуртехнической мелиорации.

ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ

Постановление Правительства РФ от 07.03.2018 N 234

"О внесении изменения в подпункт "а" пункта 11 дополнительных требований к программам для электронных вычислительных машин и базам данных, сведения о которых включены в реестр российского программного обеспечения"

Уточнены требования к среде функционирования офисного программного обеспечения, включаемого в реестр российского ПО

Установлено, что офисное программное обеспечение для мобильных устройств должно работать под управлением следующих операционных систем:

- под управлением мобильной операционной системы, сведения о которой включены в реестр российского ПО, или операционных систем Android, iOS (до 31 декабря 2018 года включительно);

- под управлением мобильной операционной системы, сведения о которой включены в реестр российского ПО и которая сертифицирована в соответствии с требованиями законодательства РФ о защите информации (с 1 января 2019 года).

Приказ Минкомсвязи России от 20.10.2017 N 570

"Об утверждении Требований к оказанию услуг подвижной радиосвязи и радиотелефонной связи при использовании бизнес-моделей виртуальных сетей подвижной радиосвязи и радиотелефонной связи"

Зарегистрировано в Минюсте России 12.03.2018 N 50287.

Обновлены требования к оказанию услуг подвижной радиосвязи и радиотелефонной связи при использовании бизнес-моделей виртуальных сетей

В частности, установлено, что при оказании услуг с использованием виртуальных сетей радиосвязи в целях идентификации этих сетей связи в сети связи общего пользования РФ используются коды идентификации сетей подвижной радиосвязи стандарта TETRA (Terrestrial Trunked Radio). Оператор связи, оказывающий услуги с использованием виртуальных сетей радиосвязи, вправе использовать либо код идентификации сетей подвижной радиосвязи стандарта TETRA, выданный оператору связи сети подвижной радиосвязи, с использованием инфраструктуры радиодоступа которого осуществляется оказание услуг, по соглашению с таким оператором связи, либо собственный код идентификации сетей подвижной радиосвязи стандарта TETRA.

При оказании услуг с использованием виртуальных сетей радиотелефонной связи, в том числе сети, обеспечивающей функционирование системы экстренного реагирования при авариях "ЭРА-ГЛОНАСС", для идентификации узловых элементов этих сетей связи используются коды пунктов сигнализации в системе общеканальной сигнализации N 7 (ОКС N 7) в индикаторах сети, имеющих значение "10" и "11", используемых для идентификации узловых элементов сетей междугородной телефонной связи, зоновой телефонной связи, включая подвижную радиотелефонную связь, местной телефонной связи из Российской системы и плана нумерации.

В случае если оператор связи при оказании услуг с использованием виртуальных сетей радиотелефонной связи использует узловые элементы сетей связи других операторов подвижной радиотелефонной связи, он вправе использовать коды пунктов сигнализации в системе ОКС N 7 в индикаторах сети, имеющих значение "10" и "11", выданные таким операторам связи.

Признаны утратившими силу Приказы Минкомсвязи России от 29.12.2008 N 116 и от 30.08.2011 N 215, которыми были установлены ранее действовавшие требования.

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ

Постановление Правительства РФ от 06.03.2018 N 230

"О проведении эксперимента по оценке гражданами удовлетворенности качеством работы медицинских организаций посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг"

С 1 апреля по 31 декабря 2018 года будет проводиться эксперимент по оценке гражданами удовлетворенности качеством работы медицинских организаций посредством портала gosuslugi.ru

Задачами эксперимента являются:

- формирование и апробация механизма оценки гражданами удовлетворенности качеством работы медицинских организаций на портале с использованием единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения;

- разработка предложений по интеграции портала, единой системы и информационно-аналитической системы мониторинга качества государственных услуг;

- разработка предложений о доработке функциональности портала и единой системы для обеспечения функционирования механизма оценки гражданами удовлетворенности качеством работы медицинских организаций посредством личного кабинета пациента;

- определение необходимости внесения изменений в законодательство РФ для внедрения механизма оценки гражданами удовлетворенности качеством работы медицинских организаций посредством личного кабинета пациента.

Постановлением определен перечень мероприятий, которые осуществляют Минздрав России, Минкомсвязи России и Минэкономразвития России для реализации эксперимента.

"Доклад о правоприменительной практике Федерального медико-биологического агентства при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора в организациях отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда (в том числе при подготовке и выполнении космических полетов, проведении водолазных и кессонных работ) и на отдельных территориях Российской Федерации, в том числе на объектах и территориях закрытых административно-территориальных образований, и государственного контроля за обеспечением безопасности донорской крови и ее компонентов за 2017 год" (утв. ФМБА России)

ФМБА России подведены итоги проведения проверок ряда поднадзорных субъектов в 2017 году

В Докладе содержатся сведения о проведенных с применением риск-ориентированного подхода проверках соблюдения обязательных требований санитарного законодательства:

  • при осуществлении федерального государственного санитарного надзора за химически опасными объектами;
  • при осуществлении федерального государственного санитарного надзора за радиационно опасными объектами;
  • при осуществлении федерального государственного санитарного надзора в отношении организаций, осуществляющих деятельность в области здравоохранения;
  • при осуществлении федерального государственного санитарного надзора в отношении производственных объектов, научно-исследовательских институтов и лабораторий, осуществляющих работы с микроорганизмами 1 - 4 групп патогенности;
  • при осуществлении федерального государственного санитарного надзора в отношении детских и подростковых организаций;
  • при осуществлении федерального государственного санитарного надзора в отношении предприятий по производству пищевых продуктов, общественного питания и торговли пищевыми продуктами;

а также

  • обязательных требований в области санитарно-эпидемиологической безопасности при осуществлении пилотируемых космических полетов;
  • обязательных требований в области обеспечения безопасности донорской крови и ее компонентов.

В Докладе по каждому виду надзора приводится справка о количестве поднадзорных организаций, количестве проведенных проверок, об основных выявленных нарушениях.

Доклад ФМБА России с руководством по соблюдению обязательных требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (утв. ФМБА России)

ФМБА России подготовлен доклад с разъяснением действующих требований законодательства об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения и практики осуществления проверок его соблюдения

В Докладе приводятся краткие характеристики последних нововведений в законодательстве, в частности, разъяснены изменения, внесенные в Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" Федеральными законами от 29.07.2017 N 221-ФЗ "О внесении изменений в статьи 1 и 42 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; от 01.07.2017 N 141-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления особенностей регулирования отдельных правоотношений в целях реновации жилищного фонда в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве"; от 01.07.2017 N 135-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны".

Отдельный раздел Доклада посвящен информированию о выявленных устаревших, дублирующих, избыточных, в том числе малозначимых и неэффективных, обязательных требованиях, а также приводится краткая характеристика деятельности ФМБА России, направленной на актуализацию обязательных требований.

БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА

Приказ Ростехнадзора от 06.02.2018 N 52

"Об утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Правила оценки соответствия продукции, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, а также процессов ее проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения"

Зарегистрировано в Минюсте России 07.03.2018 N 50282.

Утверждены правила оценки соответствия продукции, применяемой на объектах атомной энергии, требованиям по обеспечению безопасности в области использования атомной энергии

Правила устанавливают требования к проведению оценки соответствия и формы оценки соответствия продукции на стадиях ее жизненного цикла, применяемой на атомных станциях, сооружениях и комплексах с исследовательскими ядерными реакторами, критическими и подкритическими ядерными стендами, а также систем неразрушающего контроля, комплексов инженерно-технических средств физической защиты ядерных материалов, ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов.

В Правилах содержатся требования к методологическому и организационно-техническому обеспечению функционирования системы оценки соответствия в области использования атомной энергии, а также требования к проведению оценки соответствия продукции в формах:

  • экспертизы технической документации;
  • испытаний;
  • контроля;
  • приемки;
  • решения о применении импортной продукции;
  • обязательной сертификации;
  • регистрации.

Устанавливается, кроме того, что участниками работ по оценке соответствия являются Ростехнадзор; эксплуатирующие организации; специализированные организации; органы по сертификации и испытательные лаборатории (центры), выполняющие работы по оценке соответствия; экспертные организации; разработчики, изготовители (поставщики) продукции, а также иные организации, выполняющие работы и предоставляющие услуги в области использования атомной энергии. При выборе поставщиков продукции, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, должно учитываться наличие предусмотренных настоящими правилами документов, подтверждающих соответствие продукции обязательным требованиям.

УГОЛОВНОЕ ПРАВО. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ

Проект Федерального закона N 410960-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"

Президент РФ предлагает расширить уголовную ответственность за нарушения в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Для достижения поставленных целей законопроектом, в числе прочего, предполагается дополнить Уголовный кодекс РФ статьями 200.4 и 200.5.

В первом случае устанавливается ответственность за злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, совершаемые из корыстной или иной личной заинтересованности лицами, которые не являются должностными лицами или лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой или иной организации, если деяние причинило крупный ущерб.

Статьей 200.5 предусматривается ответственность за подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок, лица, осуществляющего приемку поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, иного уполномоченного лица, представляющего интересы заказчика, в целях противоправного влияния на принимаемые ими решения в интересах дающего или иных лиц в связи с закупкой. Определено, что крупным размером подкупа в настоящей статье признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие сто пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером подкупа - превышающие один миллион рублей.

Уголовные дела о преступлениях, предусмотренных новыми статьями 200.4 и 200.5 УК РФ, предлагается отнести к подследственности следователей Следственного комитета РФ.

ПРОКУРАТУРА. ОРГАНЫ ЮСТИЦИИ. АДВОКАТУРА. НОТАРИАТ

"Положение о порядке рассмотрения обращений в Федеральной палате адвокатов Российской Федерации и адвокатских палатах субъектов Российской Федерации"

(утв. Советом Федеральной палаты адвокатов 22.02.2018, протокол N 1)

Регламентирована процедура рассмотрения обращений в Федеральной палате адвокатов и адвокатских палатах субъектов РФ

В частности, устанавливается, что ответ на электронное обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. На коллективное обращение ответ дается лицу, чья фамилия в числе заявителей значится первой. При этом излагается просьба сообщить о результатах разрешения обращения другим авторам. В необходимых случаях по требованию лиц, подписавших обращение, ответы направляются всем адресатам.

Обращение, поступившее в органы адвокатского самоуправления в форме электронного документа, подлежит регистрации, рассмотрению и разрешению в порядке, установленном Положением.

Письменные обращения разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации.

Для адвокатских палат субъектов РФ данное Положение носит рекомендательный характер.