Новое в Федеральном законодательстве

20.07.2017

Выпуск от 20.07.2017

КонсультантПлюс: НОВОЕ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ                                                                                

Исключительные права на представленный обзор                                                                                
принадлежат АО "Консультант Плюс".                                                                                

Обзор документов, введенных в информационный банк                                                                                

системы КонсультантПлюс от 20 июля 2017 года


ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Приказ Минтранса России от 07.07.2017 N 256

"Об установлении запретного для плавания района в районе строительства объекта "Транспортный переход через Керченский пролив" и правил для такого района"

Зарегистрировано в Минюсте России 14.07.2017 N 47414.

Для обеспечения безопасности строительства моста через Керченский пролив в августе и сентябре 2017 года будет действовать особый режим плавания судов в указанном районе

Определено что в акватории Керченского пролива в отдельные периоды августа и сентября 2017 года устанавливается запретный для плавания район, в котором действует разрешительный порядок движения и стоянки судов в соответствии с графиком, который утверждается капитаном морского порта Керчь ежедневно и размещается на сайте www.ampnovo.ru.

Кроме того, в указанном районе капитан морского порта Керчь запрещает плавание всех кораблей и судов, за исключением кораблей и судов ВМФ и федеральных органов безопасности, а также судов, участвующих в технологическом процессе строительства, на период от 12 до 72 часов, при следующих погодных условиях: скорость ветра - не более 5 м/с; высота волны - не более 0,5 м; скорость течения - не более 0,8 м/с.

Указанный запрет устанавливается на основании информации Росавтодора о начале, окончании, а также месте проведения работ, связанных со строительством объекта и препятствующих движению судов, предоставляемой не менее чем за 24 часа до начала таких работ.

Проект Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросу, связанному с уплатой административного штрафа за лицо, привлеченное к административной ответственности, иным лицом"

Минфин России предлагает разрешить уплату административного штрафа за лицо, привлеченное к административной ответственности

В настоящее время уплата административного штрафа возможна только непосредственно лицом, привлеченным к административной ответственности, за исключением случая уплаты за несовершеннолетнего.

В этой связи КоАП РФ предполагается дополнить положением, согласно которому уплата административного штрафа за лицо, привлеченное к административной ответственности, может быть произведена иным лицом.

При этом предусматривается, что лицо, уплатившее штраф за правонарушителя, не вправе требовать возврата из бюджетной системы РФ уплаченной суммы штрафа.

Проект Федерального закона

"О внесении изменений в статьи 15.11, 15.15.6 и 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

В КоАП РФ предлагается внести более четкую классификацию нарушений, связанных с искажением бюджетной (бухгалтерской) отчетности

Проект разработан Минфином России в целях совершенствования административного законодательства Российской Федерации в части применения мер ответственности за совершение нарушений при формировании и представлении бюджетной (бухгалтерской) отчетности, а также документов, необходимых для осуществления бюджетного процесса.

Проектом в статью 15.11 КоАП РФ вносится дополнение, исключающее действие ее положений на организации государственного сектора.

Одновременно предложена новая редакция статьи 15.15.6 КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за нарушение порядка формирования и представления бюджетной (бухгалтерской) отчетности организациями государственного сектора.

В данной статье предусмотрена классификация нарушений в зависимости от существенности искажения показателей бюджетной (бухгалтерской) отчетности, выраженного в денежном измерении (в частности, незначительное искажение - не превышающее ста тысяч рублей; значительное искажение - не превышающее одного миллиона рублей; грубое искажение - превышающее один миллион рублей).

В статье также раскрывается понятие "заведомо недостоверная бюджетная (бухгалтерская) отчетность".

Новая редакция статьи 15.15.7 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение казенным учреждением в числе прочего порядка бюджетного учета принимаемых и отложенных обязательств.

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Проект Федерального закона N 229467-7

"О внесении изменений в статью 11.1 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

При оформлении документов о ДТП по европротоколу размер страхового возмещения предлагается увеличить с 50 тысяч до 100 тысяч рублей

Согласно законопроекту, в случае оформления документов о ДТП без участия сотрудников полиции, размер страхового возмещения, причитающегося потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его транспортному средству, не может превышать 100 тысяч рублей, при отсутствии разногласий участников ДТП относительно его обстоятельств.

В случае оформления документов о ДТП без участия сотрудников полиции для получения страхового возмещения в пределах 100 тысяч рублей при наличии разногласий участников ДТП относительно обстоятельств причинения вреда в связи с повреждением транспортного средства, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств либо в пределах страховой суммы в размере 400 тысяч рублей, в результате ДТП, произошедшего на территориях городов Москвы, Санкт-Петербурга, Московской области, Ленинградской области, в случае отсутствия таких разногласий, данные об обстоятельствах причинения вреда транспортным средствам должны быть зафиксированы его участниками и переданы в АИС ОСАГО одним из следующих способов:

  • с помощью технических средств контроля, обеспечивающих оперативное получение формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы РФ информации, позволяющей установить факт ДТП и его координаты;

  • с использованием программного обеспечения, в том числе интегрированного с ФГИС "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме", соответствующего требованиям, установленным профессиональным объединением страховщиков по согласованию с Банком России, обеспечивающего, в частности, фотосъемку транспортных средств и их повреждений на месте ДТП.

В бланке извещения о ДТП указываются сведения об отсутствии разногласий участников ДТП относительно обстоятельств причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств, а в случае оформления документов о ДТП для получения страхового возмещения в пределах 100 тысяч рублей о наличии и сути таких разногласий.

Напомним, что до 30 сентября 2019 года на территориях городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей реализуется эксперимент по оформлению документов о ДТП по европротоколу, предусматривающий страховое возмещение в пределах страховой суммы (400 тысяч рублей) при условии представления страховщику данных об обстоятельствах причинения вреда транспортному средству в результате ДТП, зафиксированных с помощью технических средств контроля, которые с 1 января 2018 года будут передаваться из ГАИС "ЭРА-ГЛОНАСС" в АИС ОСАГО. С 1 октября 2019 года для оформления документов о ДТП по европротоколу станет обязательным использование функционирующих с использованием технологии ГЛОНАСС технических средств контроля, обеспечивающих некорректируемую регистрацию и передачу страховщику информации о ДТП, при этом страховое возмещение будет осуществляться в пределах 400 тысяч рублей.

Вступление в силу соответствующего Федерального закона предполагается с 1 января 2018 года.

ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ

Приказ Минтруда России от 22.05.2017 N 433н

"Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по эксплуатации эскалаторов, пассажирских конвейеров и подъемных платформ для инвалидов"

Зарегистрировано в Минюсте России 13.07.2017 N 47409.

Утвержден профессиональный стандарт для специалистов по эксплуатации подъемных платформ для инвалидов, эскалаторов и пассажирских конвейеров

Согласно стандарту основной целью деятельности данных специалистов является обеспечение безопасной эксплуатации и функционирования эскалаторов, пассажирских конвейеров и подъемных платформ для инвалидов.

Стандартом предусмотрено выполнение данными специалистами следующих функций:

- организация эксплуатации платформ подъемных для инвалидов;

- организация технического обслуживания и ремонта платформ подъемных для инвалидов;

- организация эксплуатации эскалаторов и пассажирских конвейеров;

- организация технического обслуживания и ремонта эскалаторов и пассажирских конвейеров.

Стандартом установлены требования к образованию и опыту работы, необходимые специалисту для выполнения каждой из функций.

Приказ Минтруда России от 29.06.2017 N 533н

"Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по контролю и управлению траекторией бурения (геонавигации) скважин"

Зарегистрировано в Минюсте России 13.07.2017 N 47412.

Утвержден профессиональный стандарт для специалистов по контролю и управлению траекторией бурения (геонавигации) скважин

Согласно новому стандарту основной целью деятельности данных специалистов является оптимизация траектории ствола нефтяной или газовой скважины, полученной в процессе геонавигационного сопровождения бурения.

Стандартом предусмотрено выполнение данными специалистами следующих функций:

- организация работ по геонавигационному сопровождению бурения нефтяных и газовых скважин;

- управление процессом геонавигационного сопровождения бурения нефтяных и газовых скважин.

Стандартом установлены требования к образованию и опыту работы, необходимые специалисту для выполнения каждой из функций.

ФИНАНСЫ. НАЛОГИ

Письмо ФНС России от 14.07.2017 N СД-4-3/13793@

"О порядке налогообложения НДС услуг по обработке фискальных данных"

Услуги по обработке фискальных данных, оказываемых пользователям ККТ, облагаются НДС

К таким услугам относятся действия, совершаемые оператором фискальных данных с применением технических средств при формировании и (или) использовании базы фискальных данных, включая их получение, проверку достоверности, сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение в некорректируемом виде, извлечение, использование, передачу в адрес налоговых органов в виде фискальных документов, предоставление налоговым органам таких данных и доступа к ним.

Сообщается, что освобождение от налогообложения НДС в отношении услуг по обработке фискальных данных НК РФ не предусмотрено.

Информация ФНС России

"Условия предоставления имущественного налогового вычета могут быть пересмотрены при заключении брачного договора"

Имущественный вычет по НДФЛ может быть предоставлен одному из супругов в полном объеме в случае изменения брачного договора и передачи ему кредитных обязательств

Супруги воспользовались правом на получение имущественного налогового вычета в связи с покупкой квартиры. Сумма вычета была распределена между супругами в равных долях. Впоследствии в брачный договор были внесены изменения, в соответствии с которыми квартира, а также все кредитные обязательства перешли к супруге.

Верховный Суд РФ в кассационном определении от 06.06.2017 N 5-КГ17-53 указал, что условия предоставления имущественного налогового вычета по процентам по ипотечному кредиту могут быть пересмотрены при заключении брачного договора.

Если при заключении брачного договора все имущественные права, а также обязанности по уплате кредита и процентов были переданы супруге в единоличное владение, то и право на вычет по процентам она может использовать полностью, независимо от первоначальной доли в собственности, так как в таком случае последующее погашение процентов производится ею в полном размере.

ЦЕННЫЕ БУМАГИ. РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ

Проект Федерального закона N 229418-7

"О внесении изменений в статьи 40 и 75 Федерального закона "Об акционерных обществах"

Миноритарным акционерам - владельцам обыкновенных акций предлагается предоставить преимущественное право приобретения впервые размещаемых привилегированных акций

Законопроектом устанавливается, что акционеры - владельцы обыкновенных акций общества имеют преимущественное право приобретения размещаемых впервые посредством открытой подписки привилегированных акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в размещаемые впервые привилегированные акции, в количестве, пропорциональном количеству принадлежащих им обыкновенных акций.

Также акционеры - владельцы обыкновенных акций общества, голосовавшие против или не принимавшие участия в голосовании по вопросу о размещении посредством закрытой подписки размещаемых впервые привилегированных акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в размещаемые впервые привилегированные акции, имеют преимущественное право приобретения дополнительных акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, размещаемые посредством закрытой подписки, в количестве, пропорциональном количеству принадлежащих им обыкновенных акций.

Указанное право не распространяется на размещение впервые привилегированных акций и иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в размещаемые впервые привилегированные акции, осуществляемое посредством закрытой подписки только среди акционеров - владельцев обыкновенных акций, если при этом акционеры имеют возможность приобрести целое число размещаемых акций и иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, пропорционально количеству принадлежащих им обыкновенных акций.

Также предлагается уточнить правила выкупа акций публичным акционерным обществом так, чтобы цена выкупа была не меньше средневзвешенной цены акций на организованных торгах за 6 месяцев. Согласно действующему регулированию цена выкупа просто определяется независимым оценщиком, что неоднократно демонстрировало свою неэффективность на практике. Добавление критерия средневзвешенной цены за определенный период позволит предлагать акционерам цену выкупа, в большей степени отвечающую стоимости принадлежащих им акций.

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Постановление Правительства РФ от 17.07.2017 N 844

"О внесении изменений в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации"

Из единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, исключены некоторые разделы

Речь идет о разделах 4361 "Устройства, блоки и узлы электронно-физические функциональные ядерные и радиоизотопные", 4362 "Приборы, установки, системы для измерения и контроля ионизирующих излучений", 4363 "Приборы радиоизотопные", 4364 "Детекторы ионизирующих излучений", 6937 "Оборудование эксплуатационное для атомных электростанций", 6938 "Насосы для ядерных установок и радиохимического производства", 6940 "Техника радиационная", 6968 "Изделия радиационно-защитной техники", 6981 "Оборудование технологическое специальное" и 7010 "Продукция изотопная".

Сертификаты соответствия, выданные до дня вступления в силу настоящего Постановления, действуют до окончания срока их действия (до прекращения их действия в установленном законодательством Российской Федерации порядке).

Постановление вступает в силу с 1 января 2018 года.

Проект Федерального закона N 229463-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обязательной маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками в Российской Федерации"

Предлагается расширить полномочия Правительства РФ в области государственного регулирования торговой деятельности

Согласно законопроекту Правительство РФ наделяется полномочиями по утверждению:

  • перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке контрольными (идентификационными) знаками;

  • перечня групп хозяйствующих субъектов, осуществляющих маркировку отдельных товаров контрольными (идентификационными) знаками по видам деятельности;

  • правил маркировки отдельных товаров контрольными (идентификационными) знаками данных товаров.

Кроме того, уточняются полномочия Правительства РФ в части установления дополнительного обязательного реквизита кассового чека или бланка строгой отчетности - "код товара", позволяющего идентифицировать товар и (или) товарную номенклатуру.

Законопроектом предполагается его вступление в силу с 1 января 2019 года.

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО

Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 03.03.2017 N 34

"О внесении изменений в некоторые решения Комиссии Таможенного союза и Евразийской экономической комиссии"

В новой редакции изложены единые типовые требования к оборудованию и материально-техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации контроля в пунктах пропуска

Требования предназначены для использования органами исполнительной власти государств - членов Евразийского экономического союза при проектировании, строительстве (реконструкции) и материально-техническом оснащении пунктов пропуска через таможенную границу Евразийского экономического союза.

Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.

Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.07.2017 N 91

"О внесении изменений в Инструкцию о порядке заполнения декларации на товары"

Уточнен порядок декларирования товаров, подлежащих маркировке контрольными знаками

Установлено, что в Российской Федерации под номером 10 указываются для товаров, включенных в перечень товаров, подлежащих маркировке контрольными знаками, и помещаемых под таможенные процедуры экспорта, временного вывоза и реэкспорта, если на такие товары нанесены контрольные (идентификационные) знаки, - количество нанесенных контрольных (идентификационных) знаков и после двоеточия через знак разделителя "," без пробела - их идентификационные номера (идентификаторы).

Идентификационные номера (идентификаторы) нанесенных контрольных (идентификационных) знаков, следующие подряд, указываются путем проставления через знак разделителя "-" первого и последнего номеров соответствующего диапазона.

Настоящее Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.

Информация Минэкономразвития России

"О вывозных таможенных пошлинах на нефть и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, на период с 1 по 31 августа 2017 г."

Рассчитаны ставки вывозных таможенных пошлин на нефть и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, на период с 1 по 31 августа 2017 года

В указанный период ставка пошлины, в частности, составит:

  • нефть сырая - 74,4 доллара США;

  • отработанные нефтепродукты, мазут - 74,4 доллара США;

  • легкие и средние дистилляты, бензол, толуол, дизельное топливо - 22,3 доллара США;

  • прямогонный бензин - 40,9 доллара США;

  • бензины товарные - 22,3 доллара США.

Кроме того, по результатам мониторинга цен за период с 15 июня 2017 года по 14 июля 2017 года определена средняя цена на нефть сырую марки "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья, которая составляет 333,3 доллара США за тонну.

ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

Постановление Правительства РФ от 14.07.2017 N 841

"О внесении изменений в постановления Правительства Российской Федерации от 2 марта 2000 г. N 182 и от 2 марта 2000 г. N 183"

Скорректирован порядок установления нормативов предельно допустимых выбросов и временно согласованных выбросов вредных веществ, за исключением радиоактивных

Для установления нормативов предельно допустимых выбросов и временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, представляют в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей деятельности заявление и перечень необходимых документов.

Определены основания для отказа в установлении нормативов предельно допустимых выбросов и временно согласованных выбросов.

Нормативы предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ устанавливаются на 7 лет. Временно согласованные выбросы устанавливаются на сроки достижения нормативов, утвержденные органом государственной власти субъекта РФ.

Кроме того:

  • из компетенции Минздрава России в компетенцию Роспотребнадзора переданы функции по установлению и пересмотру гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха, в том числе предельно допустимых уровней физических воздействий на него, при которых отсутствует вредное воздействие на здоровье человека;

  • определено, что предельно допустимые выбросы будут устанавливаться не только для объектов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух юридических лиц, но и для объектов индивидуальных предпринимателей (соответствие предельно допустимых выбросов санитарным правилам определяется исходя из соблюдения гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха).

ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ

Постановление Правительства РФ от 14.07.2017 N 839

"О федеральной государственной информационной системе "Федеральный ситуационный центр электронного правительства" и внесении изменений в Положение о единой системе межведомственного электронного взаимодействия"

В России появится федеральный ситуационный центр электронного правительства

Ситуационный центр предназначен для повышения качества взаимодействия информационных систем, входящих в инфраструктуру, обеспечивающую информационно-технологическое взаимодействие систем, используемых для предоставления госуслуг в электронной форме, а также для обеспечения управления качеством обслуживания пользователей инфраструктуры взаимодействия, непрерывностью и доступностью ее услуг и сервисов, формирования отчетности о ее работе, управления информационной безопасностью и управления инцидентами в работе инфраструктуры взаимодействия.

Ситуационный центр будет обеспечивать:

- мониторинг функционирования инфраструктуры взаимодействия;

- предоставление информационно-методической поддержки участникам взаимодействия;

- автоматизированную проверку работоспособности основных функций инфраструктуры взаимодействия;

- обработку и возможность проведения анализа информации о событиях, возникающих при электронном взаимодействии;

- формирование и публикацию аналитических отчетов.

ОБРАЗОВАНИЕ. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. КУЛЬТУРА

Приказ Минобрнауки России от 05.04.2017 N 301

"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры"

Зарегистрировано в Минюсте России 14.07.2017 N 47415.

С 1 сентября 2017 года начнет действовать новый порядок организации и осуществления образовательной деятельности по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры

Установлено, в частности, что организация в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком до начала периода обучения по программе обязана сформировать расписание учебных занятий на соответствующий период обучения, проводимых в форме контактной работы (работы обучающихся с педагогическими работниками). При составлении расписания организация обязана исключить нерациональные затраты времени обучающихся с тем, чтобы не нарушалась их непрерывная последовательность и не образовывались длительные перерывы между занятиями. Продолжительность учебного занятия в форме контактной работы не может превышать 90 минут. При этом должны быть предусмотрены перерывы между учебными занятиями не менее 5 минут.

Общая продолжительность каникул в течение учебного года, если иное не установлено федеральным государственным образовательным стандартом, должна составлять:

- при продолжительности обучения в течение учебного года более 39 недель - не менее 7 недель и не более 10 недель;

- при продолжительности обучения в течение учебного года не менее 12 недель и не более 39 недель - не менее 3 недель и не более 7 недель;

- при продолжительности обучения в течение учебного года менее 12 недель - не более 2 недель.

При расчете продолжительности обучения и каникул в указанную продолжительность не входят нерабочие праздничные дни.

Уточнено также, что для проведения занятий семинарского типа формируются учебные группы обучающихся численностью не более 30 человек (ранее - 25). Для проведения практических занятий по физической культуре и спорту формируются учебные группы численностью не более 20 человек (ранее - 15).

Также обновлены положения, касающиеся разработки и реализации образовательных программ.

Признается утратившим силу приказ Минобрнауки России от 19.12.2013 N 1367, которым был утвержден ранее действующий порядок осуществления образовательной деятельности.

Проект Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части допуска к управлению транспортными средствами водителей при осуществлении ими предпринимательской или трудовой деятельности"

Минтранс России предлагает запретить осуществлять трудовую деятельность водителям, не прошедшим независимую оценку квалификации

Проектом предлагается дополнить Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" нормой, согласно которой юридические лица и индивидуальные предприниматели будут обязаны обеспечить допуск к управлению транспортными средствами только водителей, имеющих свидетельство о квалификации, выданное центром оценки квалификации по итогам независимой оценки квалификации водителей в соответствии с положениями Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 238-ФЗ "О независимой оценке квалификации". При этом обязательным условием допуска к прохождению независимой оценки квалификации будет являться наличие удостоверения о повышении квалификации, подтверждающего прохождение работником дополнительного профессионального образования по типовым программам профессионального обучения водителей для осуществлении ими предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами, либо документ, подтверждающий прохождение ими в установленном порядке профессионального обучения по программам профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий не более чем за 5 лет до даты проведения независимой оценки квалификации.

Также в ТК РФ предлагается внести ряд изменений, предусматривающих установление независимой оценки квалификации в отношении водителей в качестве обязательного условия осуществления ими трудовой деятельности.

Проектом предусматривается поэтапное введение новых требований к водителям в зависимости от их профессионального стажа в качестве водителей.

ПРАВОСУДИЕ

Постановление Конституционного Суда РФ от 14.07.2017 N 21-П

"По делу о проверке конституционности части первой статьи 260 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Е.В. Савченко"

Невозможность восстановления пропущенного срока для подачи замечаний на протокол судебного заседания суда первой инстанции и их подачи после направления уголовного дела в суд апелляционной инстанции не препятствует судебной защите прав и законных интересов сторон при обжаловании приговора

Конституционный Суд РФ признал не противоречащей Конституции РФ часть первую статьи 260 УПК РФ, поскольку содержащееся в ней законоположение:

  • допускает рассмотрение председательствующим в суде первой инстанции замечаний на протокол судебного заседания этого суда, поданных стороной, прежде ознакомленной с данным протоколом, после истечения предусмотренного для их подачи срока, лишь при условии предшествующего разрешения председательствующим в суде первой инстанции в мотивированном постановлении ходатайства о восстановлении пропущенного срока на основе оценки всех доводов ходатайствующей стороны;

  • исключает восстановление пропущенного срока для подачи замечаний на протокол судебного заседания суда первой инстанции и их подачу после направления уголовного дела в суд апелляционной инстанции, что не лишает стороны возможности при рассмотрении уголовного дела в суде апелляционной инстанции заявить ходатайство о подтверждении или опровержении тех или иных имеющих значение для данного дела фактов и обстоятельств, относящихся к судебному заседанию суда первой инстанции, но не нашедших отражения или неверно отраженных в его протоколе, и не предполагает произвольное отклонение таких ходатайств судом апелляционной инстанции, который обязан самостоятельно оценить содержание протокола судебного заседания суда первой инстанции в совокупности с другими доказательствами и материалами уголовного дела и установить наличие или отсутствие оснований для отмены либо изменения приговора или иного проверяемого решения суда первой инстанции;

  • подразумевает обязанность суда первой инстанции уведомить об удостоверении правильности замечаний на протокол судебного заседания, поданных стороной, прежде ознакомленной с данным протоколом, после истечения срока, предусмотренного для подачи таких замечаний, другую сторону.

Конституционный Суд РФ, в числе прочего, указал, что не основанное на законе возвращение дела в суд первой инстанции для рассмотрения замечаний на протокол, как следствие их подачи, предопределяющих переход компетенции в отношении дела суду апелляционной инстанции, - не только умаляло бы полноту судебной защиты в суде апелляционной инстанции, но и создавало бы неоправданную задержку в доступе к правосудию и, в нарушение закрепленного статьей 17 УПК РФ принципа свободной оценки доказательств, фактически превращало бы протокол судебного заседания, который признается одним из видов доказательств, подлежащим оценке с точки зрения допустимости и достоверности наравне с другими доказательствами в доказательство, имеющее для суда апелляционной инстанции заранее установленную силу.

Следует отметить, что свое несогласие с рядом выводов, сделанных Конституционным Судом РФ в настоящем Постановлении, изложил в Особом мнении судья Конституционного Суда РФ Ю.М. Данилов, который, в частности, отметил, что данное Постановление, исключающее во всяком случае возможность восстановления пропущенного даже по уважительным причинам срока для подачи замечаний на протокол судебного заседания суда первой инстанции, как и в целом возможность их подачи, после направления уголовного дела в суд апелляционной инстанции и лишающее сторону уголовного процесса права добиться объективного содержания протокола, порождает неясность и неопределенность в применении норм УПК РФ, касающихся апелляционного производства, которые вряд ли удастся устранить судам общей юрисдикции без внесения изменений в действующее законодательство.