Новое в Федеральном законодательстве

21.07.2017

Выпуск от 21.07.2017

КонсультантПлюс: НОВОЕ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ                                                                                

Исключительные права на представленный обзор                                                                                
принадлежат АО "Консультант Плюс".                                                                                

Обзор документов, введенных в информационный банк                                                                                

системы КонсультантПлюс от 21 июля 2017 года


ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Постановление Правительства РФ от 19.07.2017 N 846

"Об уполномоченных органах Российской Федерации по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Евразийского экономического союза "О безопасности рыбы и рыбной продукции"

Определены органы исполнительной власти, осуществляющие государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технического регламента ЕАЭС "О безопасности рыбы и рыбной продукции"

Вступающий в силу с 1 сентября 2017 года указанный технический регламент устанавливает обязательные для применения и исполнения требования безопасности пищевой рыбной продукции, выпускаемой в обращение на территории Союза, и связанные с ними требования к производству, хранению, перевозке, реализации и утилизации, а также требования к маркировке и упаковке пищевой рыбной продукции для обеспечения ее свободного перемещения.

Настоящим Постановлением предусматривается, что полномочия по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований названного технического регламента закрепляются за:

Роспотребнадзором и другими уполномоченными на проведение федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора;

Роспотребнадзором в рамках федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей;

Россельхознадзором и другими уполномоченными на проведение федерального государственного ветеринарного надзора федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными на проведение регионального ветеринарного надзора органами исполнительной власти субъектов РФ в пределах их компетенции в рамках федерального государственного ветеринарного надзора и регионального государственного ветеринарного надзора соответственно.

Постановление вступает в силу с 1 сентября 2017 года.

Проект Федерального закона

"О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"

Минстрой России предлагает установить административную ответственность за нарушение требований к сбросу сточных вод в централизованные системы водоотведения

Согласно проекту несоблюдение абонентами организаций, осуществляющих водоотведение, установленных нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод повлечет наложение штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Также устанавливается ответственность за:

  • сброс абонентами организаций, осуществляющих водоотведение, или иными лицами в централизованную систему водоотведения веществ, материалов, отходов и сточных вод, запрещенных к сбросу;

  • отсутствие у абонентов, обязанных в соответствии с законодательством о водоснабжении и водоотведении разработать план снижения сбросов, разработанного и утвержденного плана снижения сбросов, а также неисполнение абонентами плана снижения сбросов в установленные планом сроки, а также за повторное совершение данного правонарушения;

  • недопуск представителей организаций, осуществляющих водоотведение, к местам отбора проб сточных вод для проведения контроля состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами в централизованную систему водоотведения;

  • нарушение абонентом организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и/или водоотведение, порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате горячей, питьевой и/или технической воды, водоотведения;

  • неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по разработке и согласованию плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями.

Кроме того, предлагается усилить административную ответственность за:

  • самовольное подключение и использование централизованных систем водоснабжения и водоотведения;

  • нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению.

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Проект Федерального закона "О внесении изменения в статью 179 Гражданского кодекса Российской Федерации"

Кабальные сделки в отношении инвалидов, пожилых людей и несовершеннолетних предлагается признавать недействительными

Минтруд России предлагает новую редакцию пункта 3 статьи 179 Гражданского кодекса РФ, согласно которой сделка на крайне невыгодных условиях, которую лицо было вынуждено совершить вследствие стечения тяжелых обстоятельств либо уязвимости своего положения (инвалидность, пожилой возраст, несовершеннолетие), чем другая сторона воспользовалась (кабальная сделка), может быть признана судом недействительной по иску потерпевшего.

Данная норма позволит защитить права указанных категорий граждан.

Проект Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления особых мер защиты прав потребителей из числа инвалидов, лиц пожилого возраста и детей"

Минтруд России предлагает установить дополнительные гарантии защиты прав потребителей - инвалидов, пожилых лиц и детей

Согласно проекту в Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" предлагается включить следующие гарантии прав инвалидов, пожилых людей и детей:

- обязанность продавца (исполнителя), которому потребителем было сообщено об имеющихся у него потребностях и ограничениях, передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для использования с учетом указанных потребностей и ограничений;

- обязанность изготовителя (исполнителя) указывать в сопроводительной документации на товар (работу, услугу), на этикетке, путем нанесения специальной маркировки или иным способом о возможной небезопасности использования (хранения) товара (работы, услуги) для инвалидов, пожилых граждан и детей;

- обязанность продавца (исполнителя) довести до сведения потребителей из числа инвалидов, лиц пожилого возраста и детей информацию о возможной небезопасности использования (хранения) товара (работы, услуги).

Федеральные законы "О банках и банковской деятельности" и "Об основах туристической деятельности в Российской Федерации" предлагается дополнить положениями об установлении требований к обеспечению доступности для инвалидов банковских операций и помещений, в которых они осуществляются, а также объектов туристической инфраструктуры.

Согласно проекту Правительство РФ будет определять правила обеспечения доступности выполняемых работ и оказываемых услуг для указанных категорий потребителей.

Кроме того, проектом предусматривается внесение изменений в КоАП РФ в части усиления ответственности за нарушение прав потребителей, являющихся инвалидами, лицами пожилого возраста или детьми.

ЖИЛИЩЕ

"Обзор судебной практики разрешения дел по спорам, возникающим в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости"

(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.07.2017)

Верховным Судом РФ подготовлен обзор судебной практики по делам, связанным с привлечением денежных средств граждан для участия в долевом строительстве

В Обзоре отражены, в частности, следующие выводы:

  • уведомление застройщиком участника долевого строительства о переносе сроков строительства не влечет изменения сроков, предусмотренных договором участия в долевом строительстве. Для их изменения необходимо заключение застройщиком и участником долевого строительства соглашения, подлежащего государственной регистрации;

  • необходимыми и достаточными условиями для удовлетворения требований участника долевого строительства о государственной регистрации договора долевого участия в строительстве являются соблюдение надлежащей формы такого договора, отсутствие препятствий для его регистрации и уклонение ответчика от такой регистрации;

  • односторонний отказ застройщика от договора (расторжение договора) вследствие невнесения оплаты участником долевого строительства по договору долевого участия в строительстве допускается только с учетом положений пункта 4 статьи 450 ГК РФ о добросовестности и разумности;

  • Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" не содержит положений, устанавливающих ответственность застройщика за нарушение сроков удовлетворения отдельных требований участника долевого строительства, в том числе требования о безвозмездном устранении выявленных при передаче объекта строительства недостатков.

Нарушение срока удовлетворения указанного требования влечет наступление предусмотренной Законом о защите прав потребителей ответственности продавца в виде уплаты неустойки;

  • размер неустойки за нарушение срока передачи объекта долевого строительства может быть снижен судом на основании статьи 333 ГК РФ только при наличии заявления со стороны застройщика, который должен представить доказательства явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства;

  • если участник долевого строительства до обращения в суд предъявил к застройщику законное и обоснованное требование о выплате неустойки, которое не было удовлетворено в добровольном порядке, с застройщика подлежит взысканию штраф в размере пятидесяти процентов от суммы указанной неустойки;

  • в случае перехода прав участника долевого строительства к новому кредитору, в частности права на взыскание с застройщика неустойки, последняя исчисляется за период, начиная с момента нарушения застройщиком своих обязанностей перед предыдущим кредитором, если иное не установлено договором;

  • получение разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию определяет начало течения срока передачи объекта участнику долевого строительства, нарушение которого влечет предусмотренную законом ответственность.

ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ

Приказ Минтруда России от 29.06.2017 N 529н

"Об утверждении профессионального стандарта "Модельщик по деревянным моделям"

Зарегистрировано в Минюсте России 18.07.2017 N 47443.

Утвержден профессиональный стандарт для модельщиков по деревянным моделям (металлургия)

Согласно стандарту основной целью деятельности данных специалистов является выполнение комплекса работ по изготовлению деревянных моделей стержневых ящиков и шаблонов в литейном производстве.

Стандартом предусмотрено выполнение данными специалистами следующих функций:

- выполнение простейших работ при изготовлении и ремонте простых деревянных моделей, стержневых ящиков и шаблонов;

- выполнение простых работ при изготовлении и ремонте несложных деревянных моделей, стержневых ящиков и простых шаблонов;

- выполнение работ при изготовлении и ремонте деревянных моделей, стержневых ящиков средней сложности и сложных шаблонов;

- выполнение работ при изготовлении и ремонте сложных фасонных деревянных моделей, стержневых ящиков и фигурных шаблонов;

- выполнение работ при изготовлении и ремонте особо сложных деревянных моделей, стержневых ящиков и фигурных шаблонов;

- выполнение работ при изготовлении сложных и уникальных деревянных моделей и фигурных шаблонов.

Стандартом установлены требования к образованию и опыту работы, необходимые специалисту для выполнения каждой из функций.

ФИНАНСЫ. НАЛОГИ

Приказ Казначейства России от 23.06.2017 N 15н

"О внесении изменений в Порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и порядок осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации по исполнению соответствующих бюджетов, утвержденный приказом Федерального казначейства от 23 августа 2013 г. N 12н"

Зарегистрировано в Минюсте России 18.07.2017 N 47445.

Уточнен порядок кассового обслуживания государственных внебюджетных фондов

Так, в частности, дополнен перечень платежных документов, представляемых в органы Федерального казначейства получателями средств бюджета государственного внебюджетного фонда по месту обслуживания. Включены Сводная заявка на кассовый расход (для уплаты налогов) (код формы по КФД 0531860) и Распоряжение о перечислении денежных средств на банковские карты "Мир" физических лиц.

Определен перечень обязательных реквизитов, которые должны содержаться в Распоряжении о перечислении денежных средств на банковские карты "Мир" физических лиц. Данное распоряжение представляется в электронном виде и подписывается руководителем клиента (иным лицом с правом первой подписи) и главным бухгалтером клиента (иным лицом с правом второй подписи).

Урегулированы процедурные вопросы, связанные с выплатами физическим лицам на банковские карты "Мир".

Кроме того, внесено дополнение, которым устанавливаются особенности осуществления кассовых операций по перечислению иностранной валюты.

Определение Верховного Суда РФ от 11.07.2017 N 302-КГ17-785 по делу N А78-2540/2016

Верховный Суд РФ согласился с позицией налогового органа о том, что реализация предпринимателем права аренды земельного участка (имущественное право) является основанием для начисления ему НДС и НДФЛ

Верховный Суд РФ указал, в частности, следующее.

Как следует из подпункта 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ, объектом налогообложения НДС признаются такие операции, как реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

Соответственно, в деятельности предпринимателя, реализовавшего обществу с ограниченной ответственностью право аренды земельного участка (имущественное право), возник объект налогообложения НДС.

В соответствии пунктом 1 статьи 209, пунктом 1 статьи 210 НК РФ объектом налогообложения НДФЛ признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ. При определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 НК РФ.

На основании пункта 1 статьи 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами "Налог на доходы физических лиц", "Налог на прибыль организаций" НК РФ.

Таким образом, предприниматель, задолженность которого перед рядом лиц, в результате реализации им обществу с ограниченной ответственностью права аренды земельного участка, была погашена, получил доход от указанной операции в размере погашенной задолженности. Следовательно, в деятельности предпринимателя возник объект налогообложения НДФЛ.

Основанием для получения налогоплательщиком права на вычеты по НДС (статья 171 НК РФ) и по НДФЛ (статья 221 НК РФ), в соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" является представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

С учетом изложенного, Верховный Суд РФ отменил решение и постановления нижестоящих судов о признании недействительным решения налогового органа о доначислении налога на добавленную стоимость, налога на доходы физических лиц, соответствующих пеней и штрафов по эпизоду реализации права аренды земельного участка.

Проект Федерального закона "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов"

Минтруд России предлагает сохранить на период 2018 - 2020 годов действующие размеры и порядок уплаты страховых тарифов на "травматизм"

Согласно проекту закона в указанный период страховые тарифы на ОСС от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний должны уплачиваться в соответствии с Федеральным законом от 22.12.2005 N 179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год".

Также сохраняются действующие льготные тарифы (в размере 60% от установленного размера) для индивидуальных предпринимателей в отношении выплат сотрудникам, являющимся инвалидами I, II и III групп.

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ. СТАТИСТИКА

Приказ Минфина России от 16.06.2017 N 95н

"О внесении изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 65н"

Указания о порядке применения бюджетной классификации дополнены новыми направлениями расходов бюджетных средств

Введены новые целевые статьи для отражения расходов на реализацию отдельных федеральных целевых программ, в том числе ФЦП "Развитие уголовно-исполнительной системы (2017 - 2025 годы)", а также определены новые направления расходования бюджетных средств, касающиеся предоставления субсидий на финансирование ряда мероприятий.

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Приказ Минфина России от 01.06.2017 N 83н

"О порядке заполнения формы расчета потребности в федеральных специальных марках"

Зарегистрировано в Минюсте России 19.07.2017 N 47463.

Утверждены правила заполнения формы расчета потребности в федеральных специальных марках

Указывается, что расчет заполняется на дату составления отчета об использовании выданных федеральных специальных марок, форма которого утверждена Постановлением Правительства РФ от 11.07.2012 N 704 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2005 г. N 785 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2003 г. N 212 "О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками нового образца", в целом по организации. При наличии обособленных подразделений расчет составляется отдельно по каждому подразделению.

Приказом устанавливается перечень документов, с использованием которых заполняется отчет, а также приводятся указания по заполнению каждой из граф каждого раздела отчета.

Проект Приказа Россельхознадзора "Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов)"

Россельхознадзором разработаны формы проверочных листов (списки контрольных вопросов), предполагаемых к применению с 31 августа 2017 года

Проверочные листы включают в себя вопросы о соблюдении обязательных требований, содержащихся в федеральных законах, подзаконных нормативных правовых актах, международных договорах, ратифицированных Российской Федерацией, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований, составляющих предмет проверки.

Согласно проекту проверочные листы (списки контрольных вопросов) будут использоваться должностными лицами Россельхознадзора при осуществлении:

- федерального государственного ветеринарного надзора;

- государственного надзора за оборотом лекарственных средств для ветеринарного применения;

- государственного земельного надзора;

- государственного карантинного фитосанитарного контроля.

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО

Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.07.2017 N 88

"О классификации гидравлического трубного ключа, универсального машинного ключа и вращателя бурильной трубы в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза"

Определен порядок классификации гидравлического трубного ключа, универсального машинного ключа и вращателя бурильной трубы

Гидравлический трубный ключ, представляющий собой оборудование для свинчивания и развинчивания бурильных, обсадных и насосно-компрессорных труб, укомплектованное гидравлическим мотором, с помощью вращения которого происходят свинчивание и развинчивание труб, а также челюстями, оснащенными твердосплавными вкладышами для фиксации труб, механической дверцей, через которую в открытом положении в корпус ключа заводится и фиксируется труба, классифицируется в товарной позиции 8479 ТН ВЭД ЕАЭС.

Универсальный машинный ключ, представляющий собой инструмент для свинчивания и развинчивания бурильных, обсадных и насосно-компрессорных труб, а также докрепления и раскрепления резьбовых соединений труб, отличающийся от ручных инструментов по габаритным размерам и весовым характеристикам, не позволяющим его переносить вручную, классифицируется в товарной позиции 8479 ТН ВЭД ЕАЭС.

Вращатель бурильной трубы, представляющий собой часть бурового оборудования, используемый для медленного вращения бурильной трубы и быстрого соединения бурильных труб, имеющий возможность свинчивания и развинчивания труб, работающий с помощью гидравлического или пневматического мотора, классифицируется в товарной позиции 8431 ТН ВЭД ЕАЭС.

Настоящее Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.

Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.07.2017 N 89

"О классификации буровой штанги в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза"

Определены критерии для классификации буровой штанги

Установлено, что в товарной позиции 7304 ТН ВЭД ЕАЭС классифицируется буровая штанга, соответствующая следующим критериям:

  • представляет собой бесшовную трубу с постоянным поперечным сечением по всей длине трубы, с одной замкнутой полостью вдоль всей длины трубы, с одинаковой по форме внутренней и внешней поверхностью, со сварными замками, расположенными на концах трубы, один из которых имеет наружную коническую резьбу, а другой - внутреннюю коническую резьбу, и углублениями под ключ;

  • изготавливается из стали литьем;

  • предназначена для удлинения буровой колонны, передачи крутящего момента к породоразрушающему инструменту, его спуска и подъема;

  • является расходным материалом, необходимое количество которого определяется длиной (глубиной) скважины.

Настоящее Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.