Новое в Федеральном законодательстве

25.08.2017

Выпуск от 25.08.2017

КонсультантПлюс: НОВОЕ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ                                                                                

Исключительные права на представленный обзор                                                                                
принадлежат АО "Консультант Плюс".                                                                                

Обзор документов, введенных в информационный банк                                                                                

системы КонсультантПлюс от 25 августа 2017 года


ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Приказ Минкультуры России от 21.07.2017 N 1225

"Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством культуры Российской Федерации государственной функции по осуществлению государственного контроля за состоянием Музейного фонда Российской Федерации и деятельностью негосударственных музеев в Российской Федерации, за соблюдением особого режима хранения и использования национального библиотечного фонда, за соблюдением законодательства Российской Федерации в отношении культурных ценностей, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации, а также за сохранностью перемещенных культурных ценностей и их учетом"

Зарегистрировано в Минюсте России 21.08.2017 N 47863.

Обновлен административный регламент осуществления Минкультуры России контроля за состоянием музейного фонда РФ и деятельностью негосударственных музеев

Предметом контроля является соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований законодательства РФ и иных нормативных правовых актов к обеспечению хранения, изучения, комплектования, учета и использования музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав музейного фонда РФ, особого режима хранения и использования национального библиотечного фонда, сохранности и учета перемещенных культурных ценностей.

Регламентом установлены полномочия должностных лиц, осуществляющих контроль, а также права и обязанности объектов проверки.

Срок проведения документарной и (или) выездной проверки в рамках контроля в общем случае не может превышать двадцать рабочих дней.

В приложении к регламенту приведена контактная информация территориальных органов Минкультуры РФ.

Признан утратившим силу приказ Минкультуры России от 20.12.2011 N 1204, которым был утвержден ранее действовавший административный регламент выполнения данной функции.

"Обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека за первое полугодие 2017 года"

(утв. Роспотребнадзором)

Роспотребнадзором проведен анализ правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности за I полугодие 2017 года

Обзор подготовлен по результатам осуществления контроля (надзора) в сферах розничной торговли пищевой продукцией, услуг общественного питания, услуг по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом, производства пищевой продукции.

По результатам анализа нарушений обязательных требований законодательства, допущенных хозяйствующими субъектами в рассматриваемом периоде, установлено, что типовые нарушения, обозначенные в аналогичном обзоре за 2016 год, продолжают оставаться без изменений.

Так, предприятиями розничной торговли допускались следующие нарушения требований к реализации алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе:

  • несоблюдение временных и пространственных (вблизи образовательных учреждений, на автозаправочных станциях) ограничений реализации алкогольной продукции;

  • реализация алкогольной продукции несовершеннолетним, розничная продажа "крепкого алкоголя" индивидуальными предпринимателями;

  • розничная продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов, в нестационарных торговых объектах и др.

Перечислены нарушения, являющиеся типичными и массовыми, в том числе в сфере защиты прав потребителей при перевозках пассажиров и багажа, при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Сообщается о внесенных в КоАП РФ изменениях, вступивших в силу в июле 2017 года и затрагивающих полномочия Роспотребнадзора при производстве по делам об административных правонарушениях.

В указанном периоде планирование проверок в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора осуществлялось с применением риск-ориентированной модели организации контрольно-надзорной деятельности.

Проект Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"

Минэкономразвития России предлагает распространить административную ответственность за управление транспортным средством, не прошедшим техосмотр, на водителей всех автомобилей

В настоящее время административная ответственность за это нарушение предусмотрена в случае управления легковым такси, автобусом или грузовым автомобилем для перевозок людей, с числом мест для сидения более чем восемь, и транспортным средством, предназначенным для перевозки опасных грузов. Размер штрафа составляет от 500 до 800 рублей.

Проектом предлагается введение за данное нарушение штрафа для водителей всех автомобилей в размере 800 рублей при фиксации видеокамерами.

Также предлагается введение административной ответственности в том числе:

  • за неоднократное нарушение порядка ведения единой автоматизированной информационной системы техосмотра, реестра операторов техосмотра, а также порядка формирования информационного ресурса, содержащего сведения из реестра операторов;

  • для граждан и должностных лиц за оформление диагностической карты, подтверждающей допуск к участию в дорожном движении транспортного средства, в отношении которого не проведен техосмотр;

  • за осуществление технического диагностирования транспортных средств при проведении техосмотра лицом, сведения о котором отсутствуют в единой автоматизированной информационной системе техосмотра, либо не уполномоченным на осуществление технического диагностирования данной категории транспортных средств, либо не уполномоченным на осуществление технического диагностирования в данном пункте техосмотра или на передвижной диагностической линии.

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Информационное письмо Банка России от 21.08.2017 N ИН-015-53/43

"О подтверждении наличия гарантии исполнения обязательств в формах и размерах, которые установлены абзацем шестым пункта 6 статьи 8 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации"

Обновлены разъяснения Банка России, касающиеся подтверждения наличия у страхового брокера банковской гарантии или собственных средств в размере не менее трех миллионов рублей

Такой гарантией исполнения обязательств должны обладать страховые брокеры, осуществляющие прием денежных средств от страхователей (перестрахователей) в счет оплаты договора страхования (перестрахования).

В целях подтверждения наличия у страхового брокера гарантии исполнения обязательств Банком России используются данные, содержащиеся в отчетности страховых брокеров, представляемой в соответствии с Указанием Банка России от 19.12.2014 N 3499-У.

Для подтверждения наличия гарантии исполнения обязательств в форме банковской гарантии Банком России используются данные, отраженные страховым брокером в разделе 3 "Сведения о банковских гарантиях, полученных страховым брокером" отчетности по форме 0420104 "Сведения о финансовых показателях деятельности страхового брокера" приложения 1 к данному Указанию. Для подтверждения наличия собственных средств, размещенных в денежные средства, используются данные, отраженные в разделе 2 "Денежные средства и банковские вклады (депозиты) страхового брокера" отчетности по форме 0420104 "Сведения о финансовых показателях деятельности страхового брокера" приложения 1 к названному Указанию.

В целях дополнительного подтверждения наличия гарантии исполнения обязательств может быть представлен, в том числе, один из следующих документов:

  • копия банковской гарантии, заверенная кредитной организацией, выдавшей банковскую гарантию, либо нотариально;

  • выписка с банковского счета или счета по вкладу страхового брокера, заверенная кредитной организацией, подтверждающая наличие собственных средств, размещенных в денежные средства.

Со дня размещения данного Письма Банка России отменяется Письмо Банка России от 24.04.2015 N 015-53/3677.

СЕМЬЯ

Приказ Минюста России от 10.08.2017 N 144

"Об утверждении форм заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния и Правил заполнения форм заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния"

Зарегистрировано в Минюсте России 22.08.2017 N 47893.

Минюстом России утверждены формы заявлений о государственной регистрации рождения, смерти, заключения и расторжения брака, перемены имени, усыновления и установления отцовства

Утверждены также правила заполнения таких заявлений. Их заполнение осуществляется с использованием компьютерной техники либо рукописным способом. Для большинства видов заявлений предусмотрена их передача в орган ЗАГС как на личном приеме, так и через портал госуслуг, а для отдельных видов заявлений - передача их через МФЦ или по почте. Все сведения вносятся в заявление в именительном падеже.

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

Приказ Минтруда России от 30.06.2017 N 547

"Об утверждении Примерного положения об организациях, обеспечивающих социальную занятость инвалидов трудоспособного возраста"

Минтрудом России утверждено примерное положение об организациях, обеспечивающих социальную занятость инвалидов

Положение носит рекомендательный характер и направлено на организационно-правовое регулирование деятельности по обеспечению социальной занятости инвалидов трудоспособного возраста для достижения оптимального согласования интересов органа исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющего полномочия в области содействия занятости населения и иных сторон трудовых отношений.

Согласно Положению основными задачами таких организаций являются:

- организация производств, предполагающих несложные (простые) виды трудовой деятельности, не требующие профессиональной подготовки;

- прием (оформление) на работу инвалидов;

- подбор инвалидам видов труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации инвалида (ИПРА) и их возможностями;

- обеспечение рабочими местами инвалидов в соответствии с требованиями ИПРА и их возможностями;

- оснащение рабочих мест в соответствии с рекомендациями ИПРА;

- предоставление инвалиду наставника для оказания значительной помощи в процессе выполнения трудовых функций;

- обеспечение обучения инвалида на рабочем месте;

- соблюдение в отношении участников социальной занятости прав и обязанностей, установленных трудовым законодательством;

- создание для участников трудовых отношений благоприятных условий труда;

- обеспечение доступности производственных и непроизводственных помещений для инвалидов;

- контроль за соблюдением санитарно-гигиенических условий в производственных и непроизводственных помещениях;

- защита прав и интересов сторон трудовых отношений социальной занятости.

ФИНАНСЫ. НАЛОГИ

Постановление Правительства РФ от 19.08.2017 N 986

"О порядке осуществления операций по управлению остатками средств на едином счете федерального бюджета в части размещения средств федерального бюджета на банковских счетах в кредитных организациях и открытия счетов для осуществления таких операций"

Средства федерального бюджета размещаются на банковских счетах в кредитных организациях Федеральным казначейством в пределах остатков средств на едином счете федерального бюджета

Банковские счета могут открываться в кредитных организациях в случае их соответствия установленным требованиям (это банки с универсальной лицензией, наличием собственных средств (капитала) в размере не менее 250 млрд. рублей и пр.).

Банку России рекомендовано направлять в Федеральное казначейство предложения о максимальном объеме средств, которые могут быть размещены на банковских счетах в кредитных организациях, и о процентной ставке размещения (или о порядке ее расчета).

Федеральному казначейству предписано представлять:

  • в Банк России - информацию о фактах неисполнения обязательств со стороны кредитных организаций;

  • в Минфин России ежеквартально - информацию о размещении средств федерального бюджета на банковских счетах в кредитных организациях.

<Письмо> ФНС России от 16.08.2017 N СА-4-7/16152@

"О применении норм Федерального закона от 18.07.2017 N 163-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации"

В Налоговом кодексе РФ закреплен новый подход к определению фактов умышленного занижения налогоплательщиками налоговых обязательств

ФНС России разъясняются положения новой статьи 54.1 НК РФ "Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов", которая, в частности:

  • устанавливает запрет на уменьшение налоговых обязательств в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (объектах налогообложения). В этой связи налоговым органам рекомендовано обеспечить получение доказательств, свидетельствующих об умышленном участии проверяемого налогоплательщика в создании условий, направленных исключительно на получение налоговой выгоды. О таких обстоятельствах могут свидетельствовать, в частности, факты осуществления транзитных операций между взаимозависимыми или аффилированными участниками взаимосвязанных хозяйственных операций, в том числе через посредников, с использованием особых форм расчетов и сроков платежей;

  • предусматривает совокупность условий правомерного уменьшения налоговой базы и (или) суммы налога, подлежащей уплате: основной целью сделки не является неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога; обязательство по сделке (операции) исполнено контрагентом и (или) лицом, которому передано по договору или закону. Невыполнение хотя бы одного из указанных критериев влечет для налогоплательщика последствия в виде отказа учета понесенных им расходов, а также отказа в вычете (зачете) сумм НДС в полном объеме.

Новые положения НК РФ исключают из практики налоговых органов формальный подход при выявлении обстоятельств занижения налоговой базы или уклонения от уплаты налогов. Налоговые претензии возможны только при доказывании соответствующих фактов. С учетом изложенного налоговым органам даны поручения, касающиеся, в том числе, проведения предстоящих налоговых проверок.

Проект Приказа ФНС России "Об утверждении формы договора поручительства"

Для случаев, когда обязанность по уплате налогов и других обязательных платежей может быть обеспечена поручительством, разработан проект формы соответствующего договора

Согласно Налоговому кодексу РФ поручительство оформляется в соответствии с гражданским законодательством РФ договором между налоговым органом и поручителем по утвержденной форме.

До утверждения формы такого договора применяется рекомендуемая форма, доведенная письмом ФНС России от 30.06.2017 N СД-4-3/12690.

Предложенная проектом форма договора несколько отличается от рекомендуемой, в ней предусмотрены дополнительные поля для указания сумм обязательных платежей, уплата которых обеспечивается поручительством.

Письмо ФНС России от 17.08.2017 N ЗН-4-17/16223@

Сделки между взаимозависимыми лицами с нерезидентами признаются контролируемыми вне зависимости от размера суммы доходов, полученных по таким сделкам

Налоговый орган на основании положений раздела V.1 НК РФ вправе проводить проверки цен контролируемых сделок на предмет их соответствия рыночным ценам.

Правила раздела V.1 НК РФ применимы в случае, если лица являются взаимозависимыми и заключают между собой сделки, осуществление которых влечет необходимость учета хотя бы одной стороной сделки доходов, расходов и (или) стоимости добытых полезных ископаемых, что приводит к увеличению и (или) уменьшению налоговой базы по налогам, предусмотренным пунктом 4 статьи 105.3 НК РФ (налога на прибыль, НДС и НДПИ (в установленных случаях), НДФЛ (уплачиваемого ИП и самозанятыми гражданами).

Относительно уплаты налога на прибыль сообщено следующее.

Некоммерческая организация имеет право не учитывать при налогообложении прибыли собранные денежные средства (пожертвования) при условии, что данные средства получены безвозмездно и в дальнейшем использованы на общеполезные цели, совпадающие с уставными целями некоммерческой организации.

При этом необходимо учитывать, что валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных статьей 11 Закона о валютном регулировании.

БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

"Положение о порядке расчета системно значимыми кредитными организациями норматива структурной ликвидности (норматива чистого стабильного фондирования) ("Базель III")"

(утв. Банком России 26.07.2017 N 596-П)

Зарегистрировано в Минюсте России 18.08.2017 N 47857.

С 1 января 2018 года для СЗКО вводится норматив чистого стабильного фондирования (НЧСФ)

НЧСФ ограничивает риск потери ликвидности и определяется как отношение имеющегося стабильного фондирования к требуемому стабильному фондированию.

Минимально допустимое числовое значение - 100%.

Расчет и соблюдение НЧСФ осуществляются на консолидированной основе на уровне банковской группы, головной кредитной организацией которой является СЗКО (норматив Н28), или на индивидуальной основе (норматив Н29), в случае если СЗКО не является головной кредитной организацией банковской группы.

"Положение о порядке назначения, осуществления и прекращения деятельности временной администрации по управлению кредитной организацией, назначаемой до отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, а также временной администрации по управлению банком, назначаемой в случае утверждения плана участия Банка России или плана участия государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка либо утверждения плана участия Банка России или плана участия государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" в урегулировании обязательств банка"

(утв. Банком России 01.08.2017 N 597-П)

Зарегистрировано в Минюсте России 21.08.2017 N 47871.

Определены правила осуществления должностными лицами Банка России деятельности в качестве временной администрации кредитной организации

Положением, в частности, устанавливаются:

  • правовые основы деятельности временной администрации кредитной организации;

  • требования к лицам, включаемым в состав временной администрации кредитной организации;

  • основания введения ограничений полномочий исполнительных органов кредитной организации, а также организация и порядок работы временной администрации при введении указанных ограничений;

  • организация и порядок работы временной администрации при приостановлении полномочий исполнительных органов кредитной организации, а также основания осуществления такого приостановления;

  • правила согласования решений и (или) сделок с временной администрацией и органами управления кредитной организацией;

  • права и обязанности временной администрации в случае воспрепятствования ее деятельности, а также последствия такого воспрепятствования;

  • порядок организации приема-передачи печатей, штампов, документации кредитной организации;

  • порядок проведения ревизии ценностей кредитной организации и инвентаризации ее имущества;

  • порядок осуществления иных полномочий временной администрацией.

Положение вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

Указание Банка России от 05.06.2017 N 4395-У

"О перечне, формах и порядке составления и представления отчетности ликвидируемых кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации"

Зарегистрировано в Минюсте России 22.08.2017 N 47898.

С 1 ноября 2017 года вступает в силу порядок составления и представления в Банк России отчетности ликвидируемых кредитных организаций

Определены перечень и формы отчетности ликвидируемых кредитных организаций.

При составлении и представлении отчетности должны соблюдаться правила, установленные Указанием Банка России от 16.07.2012 N 2851-У.

Отчетность подписывается председателем ликвидационной комиссии, конкурсным управляющим (ликвидатором) и скрепляется их печатью (при ее наличии).

Указание применяется при составлении отчетности по состоянию на 1 декабря 2017 года.

Указание Банка России от 05.06.2017 N 4396-У

"О признании утратившими силу нормативных актов Банка России по вопросу составления и представления отчетности ликвидируемых кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации"

Зарегистрировано в Минюсте России 22.08.2017 N 47897.

С 1 ноября 2017 года утрачивает силу Указание Банка России от 14 июля 2005 года N 1594-У с внесенными в него изменениями

Названным Указанием определялись перечень, формы и порядок составления и представления отчетности ликвидируемых кредитных организаций в Банк России.

Указание Банка России от 13.06.2017 N 4404-У

"О порядке представления конкурсным управляющим страховой организации в Банк России документов и информации, предусмотренных пунктами 9 и 10 статьи 184.4-1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", порядке изъятия конкурсным управляющим у страховых агентов и иных лиц, которым были переданы бланки строгой отчетности страховой организации, бланков строгой отчетности страховой организации и их уничтожения конкурсным управляющим"

Зарегистрировано в Минюсте России 22.08.2017 N 47896.

Банком России определен порядок и срок направления конкурсным управляющим копий отчетов о своей деятельности и о результатах конкурсного производства в Банк России и в арбитражный суд

Указанием, кроме того, установлены:

  • сроки, периодичность и порядок представления конкурсным управляющим информации о ходе конкурсного производства, отчета об использовании денежных средств должника, бухгалтерской (финансовой) и статистической отчетности страховой организации;

  • механизм изъятия конкурсным управляющим бланков строгой отчетности страховой организации у страховых агентов и иных лиц, в том числе порядок определения конкурсным управляющим количества, форм, серий и номеров бланков;

  • порядок, основания и сроки составления конкурсным управляющим акта об отсутствии бланков строгой отчетности и (или) иных документов страховой организации;

  • обязанности конкурсного управляющего по подготовке к уничтожению бланков строгой отчетности;

  • порядок уничтожения бланков строгой отчетности, составления и направления соответствующего акта.

В приложениях приводятся рекомендуемые образцы соответствующих актов.

Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

Постановление Правительства РФ от 19.08.2017 N 989

"О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 г. N 310"

Правительством РФ уточнен порядок исчисления платы за использование лесов

Документом, в числе прочего, также устанавливается, что расстояние от центра лесного квартала до погрузочного пункта определяется по прямой с использованием карт и с применением корректирующих коэффициентов. Ранее порядок определения такого расстояния (по прямой или по дорогам) установлен не был. Расстояние до погрузочного пункта рассчитывается в целях выбора разряда такс, используемых при определении размера ставки.

Устанавливается, что изменение распределения лесов по разрядам такс допускается, в том числе, в случае устранение несоответствий установленного порядка распределения лесов по разрядам такс.

Кроме того, постановлением вводятся ставки платы за использование лесов, расположенных на территории Республики Крым.

Согласно ЛК РФ ставки используются в целях определения размера арендной платы по договору аренды лесного участка, а также для определения размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений.

Приказ Минсельхоза России от 31.07.2017 N 381

"Об установлении ограничения рыболовства отдельных видов водных биологических ресурсов в 2017 году"

Зарегистрировано в Минюсте России 23.08.2017 N 47917.

По 31 декабря 2017 года закрыто рыболовство малоротой морской корюшки в Западно-Сахалинской, Восточно-Сахалинской и Западно-Камчатской подзонах, а также наваги и дальневосточных камбал в Северо-Охотоморской подзоне

Запрет установлен в целях сохранения водных биоресурсов и их рационального использования.

УГОЛОВНОЕ ПРАВО. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ

Проект Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"

Минэкономразвития России предлагает ввести уголовную ответственность за внесение в ЕАИС техосмотра транспортных средств заведомо недостоверных сведений

Уголовная ответственность предусматривается также за умышленное уничтожение или подлог документов, на основании которых были внесены запись или изменение в единую автоматизированную информационную систему техосмотра.

Кроме того, уголовная ответственность может быть введена за осуществление деятельности без аккредитации в национальной системе аккредитации или аккредитации в сфере техосмотра в случаях, когда такая аккредитация обязательна в соответствии с федеральными законами, международными договорами, если это деяние причинило крупный ущерб либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере (свыше 100 тысяч рублей), а также совершенное организованной группой, либо сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере (500 тысяч рублей).