Новое в Федеральном законодательстве

27.12.2017

Выпуск от 27.12.2017

КонсультантПлюс: НОВОЕ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ                                                                                

Исключительные права на представленный обзор                                                                                
принадлежат АО "Консультант Плюс".                                                                                

Обзор документов, введенных в информационный банк                                                                                

системы КонсультантПлюс от 27 декабря 2017 года

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Приказ МЧС России от 11.09.2017 N 376

"Об утверждении форм проверочных листов, используемых должностными лицами федерального государственного пожарного надзора МЧС России при проведении плановых проверок по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности в многоквартирных жилых домах, в зданиях организаций торговли и организаций общественного питания"

Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2017 N 49408.

МЧС России разработаны формы проверочных листов, используемых при проведении плановых проверок соблюдения требований пожарной безопасности в многоквартирных жилых домах, организациях торговли и общественного питания

Приказом утверждаются 3 проверочных листа (списка контрольных вопросов), используемых при проведении проверок соблюдения требований пожарной безопасности:

  • отдельно стоящих зданий, относящихся к категории умеренного риска класса функциональной пожарной опасности Ф1.3 (многоквартирные жилые дома);
  • отдельно стоящих зданий, относящихся к категории умеренного риска класса функциональной пожарной опасности Ф3.1 (здания организаций торговли);
  • отдельно стоящих зданий, относящихся к категории умеренного риска класса функциональной пожарной опасности Ф3.2 (здания организаций общественного питания).

Каждый проверочный лист представлен в виде таблицы, состоящей из трех столбцов. В первом столбце содержится непосредственно вопрос, во втором указание на нормативный правовой акт и его конкретную структурную единицу, в котором содержится проверяемое требование, третий столбец предназначен для указания ответа на вопрос.

При проведении плановых проверок с использованием проверочных листов предмет плановой проверки будет ограничиваться утвержденным перечнем контрольных вопросов. При этом ответ на поставленный вопрос однозначно свидетельствует о соблюдении или несоблюдении проверяемым лицом соответствующего обязательного требования.

Приказ Роспотребнадзора от 18.09.2017 N 860

"Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов), используемых должностными лицами территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека при проведении плановых проверок в рамках осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора"

Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2017 N 49396.

Росприроднадзором утверждены формы 3 проверочных листов (списков контрольных вопросов), с использованием которых будут осуществляться плановые проверки

Приказом утверждены формы проверочных листов (списки контрольных вопросов), применяемые:

- при проведении плановой проверки с целью федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора за соблюдением обязательных требований на предприятиях (объектах) общественного питания;

- при проведении плановой проверки с целью федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора за соблюдением обязательных требований на предприятиях торговли;

- при проведении плановой проверки с целью федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора за соблюдением обязательных требований в парикмахерских, салонах красоты, соляриях.

Проверочные листы представлены в виде таблицы, состоящей из трех граф. В первой содержится вопрос, вторая предназначена для указания ответа, в третью графу включено указание на нормативный правовой акт (его структурную единицу), в котором содержится проверяемое обязательное требование.

Предмет плановой проверки ограничивается перечнем вопросов, включенных в соответствующий проверочный лист. При этом ответы на указанные вопросы однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении лицом обязательных требований.

Приказ Минприроды России от 12.10.2017 N 554

"Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной функции по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) в лесах, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения"

Зарегистрировано в Минюсте России 19.12.2017 N 49310.

Регламентирован порядок осуществления Росприроднадзором федерального государственного лесного надзора в лесах, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения

Предметом надзора является предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, посредством организации и проведения проверок, принятия мер по пресечению и устранению последствий выявленных нарушений, а также систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния их исполнения.

Определено, что среди оснований для проведения внеплановой проверки в рамках надзора является поступление в Росприроднадзор обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов власти из СМИ о следующих фактах:

- возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Регламентом определены полномочия должностных лиц, осуществляющих надзор, а также права и обязанности объектов надзора.

Определено, что срок проведения документарной и (или) выездной проверок, в общем случае, не может превышать двадцать рабочих дней.

В приложении к регламенту приведена контактная информация территориальных органов Росприроднадзора.

Приказ МВД России от 27.11.2017 N 889

"Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащих электронный носитель информации"

Зарегистрировано в Минюсте России 21.12.2017 N 49331.

Регламентирован порядок выдачи МВД России биометрических загранпаспортов

Согласно новому административному регламенту выдача загранпаспортов осуществляется ГУВМ МВД России и подразделениями по вопросам миграции территориальных органов МВД России. Ранее данные функции выполняла ФМС России.

Сроки выдачи загранпаспортов не изменились и составляют:

- при подаче документов по месту жительства заявителя - один месяц.

- при оформлении загранпаспорта заявителю, имеющему (имевшему) допуск к сведениям особой важности, - три месяца;

- при подаче документов по месту пребывания заявителя - четыре месяца.

Размер госпошлины также не изменился и составляет:

- за выдачу загранпаспорта, содержащего электронный носитель информации, - 3 500 рублей;

- за выдачу такого загранпаспорта гражданину РФ в возрасте до 14 лет - 1 500 рублей.

Признан не подлежащим применению Приказ ФМС России от 26.03.2014 N 211, которым был утвержден ранее действующий административный регламент выдачи загранпаспортов.

Приказ МВД России от 27.11.2017 N 891

"Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, а также форм отметки и бланка документа о разрешении на временное проживание в Российской Федерации"

Зарегистрировано в Минюсте России 21.12.2017 N 49338.

Регламентирован порядок выдачи МВД России разрешения на временное проживание в РФ

Согласно новому административному регламенту предоставление данной госуслуги теперь осуществляется подразделениями по вопросам миграции территориальных органов МВД России на региональном и районном уровне. Ранее данные функции выполняла ФМС России.

Для получения разрешения иностранный гражданин подает в подразделение по вопросам миграции по месту предполагаемого проживания либо в дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ в государстве своего проживания соответствующее заявление (по форме, приведенной в приложении к регламенту) в двух экземплярах, с приложением необходимых документов, среди которых:

- документ, подтверждающий отсутствие судимости;

- документы, подтверждающие отсутствие заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, а также сертификат об отсутствии ВИЧ-инфекции;

- документ, подтверждающий владение иностранным гражданином русским языком, знание истории России и основ законодательства Российской Федерации.

Срок предоставления госуслуги, в общем случае, составляет шесть месяцев со дня принятия заявления. Для участников госпрограммы по переселению соотечественников, срок составляет шестьдесят суток.

Признан не подлежащим применению Приказ ФМС России от 22.04.2013 N 214, которым был утвержден ранее действовавший регламент.

Приказ Минтруда России от 04.12.2017 N 829н

"О внесении изменений в некоторые административные регламенты, утвержденные приказами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, в части определения требований к предоставлению государственных услуг в электронной форме, предоставляемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, Федеральной службой по труду и занятости и Фондом социального страхования Российской Федерации"

Зарегистрировано в Минюсте России 21.12.2017 N 49366.

Уточнены особенности предоставления Минтрудом России, Рострудом и ФСС РФ отдельных госуслуг в сфере охране труда с использованием портала gosuslugi.ru

Речь идет об услугах:

- по аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда;

- по формированию и ведению реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда;

- по аттестации на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и выдаче в результате ее проведения сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда;

- по принятию решения о финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2017 N 53

"О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве"

Привлечение контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности является исключительным механизмом восстановления нарушенных прав кредиторов в деле о банкротстве

Верховным Судом подчеркивается, что при применении данного механизма судам необходимо учитывать как сущность конструкции юридического лица, предполагающей имущественную обособленность этого субъекта, его самостоятельную ответственность, наличие у участников корпораций, учредителей унитарных организаций, иных лиц, входящих в состав органов юридического лица, широкой свободы усмотрения при принятии и согласовании деловых решений, так и запрет на причинение ими вреда независимым участникам оборота посредством недобросовестного использования института юридического лица.

Постановление также содержит следующие выводы, в частности:

  • по общему правилу, необходимым условием отнесения лица к числу контролирующих должника является наличие у него фактической возможности давать должнику обязательные для исполнения указания или иным образом определять его действия;
  • осуществление фактического контроля над должником возможно вне зависимости от наличия или отсутствия формально-юридических признаков аффилированности (через родство или свойство с лицами, входящими в состав органов должника, прямое или опосредованное участие в капитале либо в управлении) - суд устанавливает степень вовлеченности лица, привлекаемого к субсидиарной ответственности, в процесс управления должником, проверяя, насколько значительным было его влияние на принятие существенных деловых решений относительно деятельности должника;
  • под действиями (бездействием) контролирующего лица, приведшими к невозможности погашения требований кредиторов, следует понимать такие действия (бездействие), которые явились необходимой причиной банкротства должника, то есть те, без которых объективное банкротство не наступило бы (суд оценивает существенность влияния действий (бездействия) контролирующего лица на положение должника, проверяя наличие причинно-следственной связи между названными действиями (бездействием) и фактически наступившим объективным банкротством);
  • в случае противоправных действий нескольких руководителей, последовательно сменявших друг друга, связанных с ведением, хранением и восстановлением ими документации, презюмируется, что действий каждого из них было достаточно для доведения должника до объективного банкротства;
  • списание кредитором задолженности в рамках своей учетной политики, например списание уполномоченным органом задолженности должника по обязательным платежам в связи с его ликвидацией или исключением из государственного реестра, списание кредитной организацией безнадежной задолженности должника по ссудам, само по себе не является препятствием для последующей подачи заявления о привлечении лица, контролирующего должника, к ответственности по таким списанным обязательствам и не может служить единственным основанием для исключения списанной задолженности из общего размера ответственности контролирующего лица;
  • в заявлении о привлечении контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности в том числе должны быть указаны обстоятельства, на которых основаны утверждения заявителя о наличии у ответчика статуса контролирующего лица, и подтверждающие их доказательства.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2017 N 54

"О некоторых вопросах применения положений главы 24 Гражданского кодекса Российской Федерации о перемене лиц в обязательстве на основании сделки"

Судам даны разъяснения по применению норм гражданского законодательства об уступке права требования и переводе долга в обязательствах

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ содержатся, в частности, следующие правовые позиции:

  • уступка требования производится на основании договора, заключенного первоначальным кредитором (цедентом) и новым кредитором (цессионарием);
  • договор между цедентом и цессионарием может являться договором, предусмотренным законом или иными правовыми актами, смешанным договором или договором, который не предусмотрен законом или иными правовыми актами;
  • договор, на основании которого производится уступка, предполагается возмездным, если из закона, иных правовых актов, содержания или существа этого договора не вытекает иное (отсутствие в таком договоре условия о цене передаваемого требования само по себе не является основанием для признания его недействительным или незаключенным);
  • первоначальный кредитор не может уступить новому кредитору больше прав, чем имеет сам (вместе с тем на основании закона новый кредитор в силу его особого правового положения может обладать дополнительными правами, которые отсутствовали у первоначального кредитора, например правами, предусмотренными Законом РФ "О защите прав потребителей");
  • если одно и то же требование уступлено разным лицам одним первоначальным кредитором (цедентом), надлежащим новым кредитором (цессионарием) считается то лицо, в отношении которого момент перехода требования наступил ранее;
  • уступка права, совершенная в нарушение законодательного запрета, является ничтожной (например, ничтожной является уступка прав бенефициара по независимой гарантии без одновременной уступки тому же лицу прав по основному обязательству);
  • при переводе долга по обязательству, связанному с осуществлением всеми его сторонами предпринимательской деятельности, либо первоначальный должник выбывает из обязательства (привативный перевод долга), либо первоначальный и новый должники отвечают перед кредитором солидарно (кумулятивный перевод долга);
  • стороны договора и третье лицо вправе согласовать переход всех прав и обязанностей одной из сторон договора третьему лицу (в этом случае к третьему лицу переходит комплекс прав и обязанностей по договору в целом, в том числе в отношении которых не предполагается совершение отдельной уступки или перевода долга, в частности, по отношению к третьему лицу, вступившему в договор, у кредитора сохраняется право на безакцептное списание денежных средств, если это право было предоставлено кредитору по отношению к первоначальному должнику);
  • согласованное в договоре первоначального кредитора с должником арбитражное соглашение (арбитражная оговорка) сохраняют силу для нового кредитора и должника, если иное не предусмотрено указанным договором либо договором между должником и новым кредитором;
  • если законом или договором предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, данный порядок считается соблюденным и в том случае, когда претензия направлена должнику первоначальным кредитором до уведомления должника о состоявшемся переходе права, а исковое заявление подано цессионарием, если иной порядок не предусмотрен законом или договором.

"Рекомендации по управлению правами на результаты интеллектуальной деятельности в организациях"

Для организаций, реализующих программы инновационного развития, даны рекомендации по управлению правами на результаты интеллектуальной деятельности

Документ разработан в целях содействия повышению конкурентоспособности и созданию условий для устойчивого развития организаций, реализации их целей и задач в области инновационного и технологического развития, в том числе достижения целевых показателей программ инновационного развития, путем совершенствования механизмов создания и управления правами на результаты интеллектуальной деятельности (РИД), в том числе средства индивидуализации.

Даны рекомендации в том числе по следующим вопросам:

  • структура управления правами на РИД;
  • управление правами на РИД в дочерних и зависимых организациях;
  • реализация задач и функций в сфере управления правами на РИД;
  • коммерциализация прав на результаты интеллектуальной деятельности;
  • финансовое обеспечение системы управления правами на РИД;
  • особенности применения патентных исследований и патентных ландшафтов;
  • мониторинг эффективности системы управления правами на РИД.

ЖИЛИЩЕ

"План мероприятий ("дорожная карта") по поэтапному замещению в течение трех лет средств граждан, привлекаемых для создания многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, банковским кредитованием и иными формами финансирования, минимизирующими риск для граждан"

(утв. Правительством РФ 21.12.2017)

Разработана "дорожная карта" по постепенному использованию счетов эскроу и кредитованию застройщиков при долевом строительстве

Согласно плану мероприятий договорная схема выглядит следующим образом:

  • договор участия в долевом строительстве (предусматривает уплату цены договора исключительно с использованием механизма счетов эскроу и/или специальных счетов);
  • договор счета эскроу между дольщиком (депонент), застройщиком (бенефициар) и уполномоченным банком (эскроу-агент);
  • договор целевого кредита, который заключается между уполномоченным банком и застройщиком и фондируется, в том числе, за счет денежных средств, размещенных на счетах эскроу и/или специальных счетах, и иных источников.

Реализация плана мероприятий предусматривает 3 основных этапа:

  • подготовительный этап (с текущей даты по 30 июня 2018 года), заключающийся в создании нормативно-правовой базы для перехода к целевой модели финансирования путем внесения изменений в ряд нормативно-правовых актов;
  • переходный этап (с 1 июля 2018 года по 30 июля 2019 года) - заключение договоров участия в долевом строительстве как с использованием механизма счетов эскроу и/или специальных счетов, так и с привлечением денежных средств по договорам участия в долевом строительстве напрямую с застройщиком с использованием существующих механизмов защиты прав дольщиков;
  • завершающий этап (с 1 июля 2019 года по 31 декабря 2020 года) - переход на заключение всех договоров участия в долевом строительстве с использованием механизма счетов эскроу и/или специальных счетов.

Планом мероприятий предусмотрены создание механизма гарантирования (предоставление поручительства, выдача независимой гарантии) единым институтом развития в жилищной сфере исполнения застройщиками обязательств по полученным целевым кредитам, а также механизм страхования средств, размещенных на счетах эскроу и/или специальных счетах, в размере не более 10 млн. рублей.

ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ

Указ Президента РФ от 26.12.2017 N 630

"Об увеличении должностных окладов судей в Российской Федерации"

С 1 января 2018 года должностные оклады судей повышаются в 1,04 раза

Речь идет о должностных окладах судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов, а также мировых судей субъектов РФ.

Постановление Правительства РФ от 21.12.2017 N 1598

"О повышении денежного довольствия военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти"

С 1 января 2018 года в 1,04 раза повышается денежное довольствие военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти

Повышение затронет:

  • размеры окладов по воинским должностям и окладов по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту;
  • размеры окладов по воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по призыву;
  • размеры должностных окладов и окладов по специальным званиям лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии РФ и имеющих специальные звания полиции, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, таможенных органов РФ и лиц начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи.

При повышении окладов денежного содержания военнослужащих и сотрудников их размеры подлежат округлению до целого рубля в сторону увеличения.

Приказ Минтруда России от 31.10.2017 N 764н

"О внесении изменений в Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 декабря 2012 г. N 580н"

Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2017 N 49402.

Уточнены меры по сокращению травматизма и профзаболеваний на работах с вредными и опасными производственными факторами, расходы на которые подлежат финансовому обеспечению за счет сумм страховых взносов

Предусмотрено, что к числу таких мер относятся, в частности, обучение по охране труда и/или обучение по вопросам безопасного ведения работ, в том числе горных работ, а также действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте следующих категорий работников:

  • руководители организаций малого предпринимательства;
  • работники организаций малого предпринимательства (с численностью работников до 50 человек), на которых возложены обязанности специалистов по охране труда;
  • руководители (в том числе руководители структурных подразделений) государственных (муниципальных) учреждений;
  • руководители и специалисты служб охраны труда организаций;
  • члены комитетов (комиссий) по охране труда;
  • уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов;
  • отдельные категории работников организаций, отнесенных в соответствии с законодательством к опасным производственным объектам, подлежащих обязательному обучению по охране труда или обучению по вопросам безопасного ведения работ, в том числе горных работ, и действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте (в случае, если обучение проводится с отрывом от производства в организации, осуществляющей образовательную деятельность).

Кроме того, уточнен перечень документов, представляемых страхователем с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер в территориальный орган ФСС РФ по месту своей регистрации, дополнен перечень органов, у которых ФСС РФ может запрашивать по межведомственному запросу сведения о регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре опасных производственных объектов, а также сведения о лицензии на осуществление образовательной деятельности.

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

<Информация> ПФ РФ

<Об индексации пенсий>

Страховые пенсии неработающих пенсионеров с 1 января 2018 года будут увеличены на 3,7%

С учетом индексации стоимость одного пенсионного коэффициента составит 81 рубль 49 копеек, размер фиксированной выплаты - 4 982 рубля 90 копеек.

Для неработающих пенсионеров, пенсии которых подлежат индексации, средний размер пенсии в 2018 году составит 14 329 рублей и к 2020 году достигнет 15,5 тыс. рублей или 168,3% от прожиточного минимума пенсионера (ПМП).

Размер социальной пенсии составит в 2018 году 9 045 рублей (103,7% ПМП).

Размер ПМП в целом по Российской Федерации по прогнозу Минэкономразвития России в 2018 году составит 8 726 рублей.

ПФР обращает внимание на то, что минимальный уровень пенсионного обеспечения россиян всегда будет не ниже прожиточного минимума пенсионера в регионе, где он проживает. Если размер пенсии вместе с другими причитающимися неработающему пенсионеру выплатами будет ниже прожиточного минимума, то ему будет установлена социальная доплата.

ФИНАНСЫ. НАЛОГИ

<Письмо> Минфина России от 12.12.2017 N 09-02-08/82778

<Об отражении по кодам видов расходов операций по казначейскому сопровождению средств, предоставленных из федерального бюджета юридическим лицам>

Минфин России сообщил об особенностях утверждения лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидий

Лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидий, подлежащих казначейскому сопровождению, утверждаются по следующим видам расходов:

  • некоммерческим организациям - 632 "Субсидии (гранты в форме субсидий) на финансовое обеспечение затрат, порядком (правилами) предоставления которых установлено требование о последующем подтверждении их использования в соответствии с условиями и (или) целями предоставления";
  • юридическим лицам (за исключением некоммерческих организацией) - 812 "Субсидии (гранты в форме субсидий) на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией товаров), выполнением работ, оказанием услуг, порядком (правилами) предоставления которых установлено требование о последующем подтверждении их использования в соответствии с условиями и (или) целями предоставления".

Лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидий, не подлежащих казначейскому сопровождению, утверждаются по следующим видам расходов.

В части субсидий, предоставляемых в порядке возмещения недополученных доходов или возмещения фактически понесенных затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг:

  • некоммерческим организациям - 631 "Субсидии на возмещение недополученных доходов и (или) возмещение фактически понесенных затрат";
  • юридическим лицам (за исключением некоммерческих организацией) - 811 "Субсидии на возмещение недополученных доходов и (или) возмещение фактически понесенных затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг".

В части субсидий, предоставляемых в порядке финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг:

  • некоммерческим организациям - 633 "Субсидии (гранты в форме субсидий) на финансовое обеспечение затрат, порядком (правилами) предоставления которых не установлены требования о последующем подтверждении их использования в соответствии с условиями и (или) целями предоставления";
  • юридическим лицам (за исключением некоммерческих организацией) - 813 "Субсидии (гранты в форме субсидий) на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, порядком (правилами) предоставления которых не установлены требования о последующем подтверждении их использования в соответствии с условиями и (или) целями предоставления".

Информационное сообщение Банка России

"О сведениях о достаточности собственных средств (капитала) управляющей компании относительно объема обслуживаемых активов"

Сведения о достаточности собственных средств (капитала) относительно объема обслуживаемых активов представляются управляющими компаниями в соответствии с Указанием Банка России от 24.03.2017 N 4323-У

Указанные сведения представляются в составе форм 0420501 "Общие сведения об управляющей компании" и 0420514 "Расчет собственных средств управляющей компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов", предусмотренных названным Указанием Банка России N 4323-У.

Сообщается, что со дня вступления в силу Указания N 4323-У управляющей компании дополнительно составлять отчеты по формам "Сведения о достаточности собственных средств относительно объема обслуживаемых активов (НПФ)" и "Данные о достаточности собственных средств (капитала) (ПФР)" в программе-анкете подготовки электронных документов и направлять их в Банк России не требуется.

<Информация> ФНС России

"С 1 января 2018 года внесены изменения в форму налоговой декларации по НДФЛ"

Для декларирования доходов, полученных в 2017 году, применяется обновленная форма декларации 3-НДФЛ

В новой форме налоговой декларации не нужно заполнять адрес налогоплательщика на титульном листе.

Предусмотрена возможность заявить социальный налоговый вычет в сумме, уплаченной за прохождение независимой оценки своей квалификации, а также инвестиционный налоговый вычет по операциям, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете (для этого налоговая декларация дополнена соответствующими полями).

<Информация> ФНС России

"ФНС России расширила возможности программы "Налогоплательщик ЮЛ" для подготовки расчетов по страховым взносам без ошибок"

Расширен функционал программы подготовки расчетов по страховым взносам "Налогоплательщик ЮЛ"

Доработка связана с изменением перечня оснований для признания расчета по страховым взносам непредставленным. ФНС России напоминает, что с 1 января 2018 года при приеме расчета по страховым взносам налоговый орган будет контролировать не только несоответствие сведений об исчисленных суммах страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, но и несоответствие:

- сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц;

- базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в пределах установленной предельной величины;

- базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу;

- сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу.

Проверить правильность заполнения расчета по страховым взносам можно с помощью программы проверки файлов на соответствие установленным форматам TESTER. В программу интегрированы контроли, при несоблюдении которых расчет будет считаться непредставленным.

Приказ Минфина России от 12.12.2017 N 222н

"О внесении изменений в пункт 3 Порядка взыскания неиспользованных остатков субсидий, предоставленных из федерального бюджета федеральным бюджетным и автономным учреждениям, федеральным государственным унитарным предприятиям, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 июля 2010 г. N 82н, и признании утратившими силу отдельных положений подпункта "в" пункта 5 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 27 декабря 2013 г. N 140н "О внесении изменений в отдельные нормативные правовые акты Министерства финансов Российской Федерации"

Установлен более ранний срок для взыскания неиспользованных остатков целевых субсидий, предоставленных учреждениям (предприятиям)

Сведения об операциях с целевыми субсидиями (ф. 0501016) с указанием разрешенного к использованию остатка целевых средств теперь необходимо представлять в Федеральное казначейство не позднее 20 мая текущего года или первого рабочего дня, следующего за указанной датой.

В случае если до указанной даты учреждением (предприятием) не представлены соответствующие сведения, территориальный орган Федерального казначейства не позднее десятого рабочего дня после 1 июня текущего финансового года или первого рабочего дня, следующего за указанной датой, осуществляет взыскание остатков субсидий, подлежащих взысканию, путем их перечисления на счет, открытый Управлению Федерального казначейства по субъекту РФ, для последующего их перечисления в доход федерального бюджета.

В настоящее время данный документ находится на регистрации в Минюсте России. Следует учитывать, что при регистрации текст документа может быть изменен.

БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

Отчет об итогах общественных консультаций по докладу Банка России "Использование в надзорной практике Банка России мотивированного (профессионального) суждения"

Участники профессионального сообщества положительно оценили расширение сферы применения в надзорной практике Банка России мотивированного (профессионального) суждения

Соответствующий Доклад был размещен на сайте Банка России для общественных консультаций. По результатам рассмотрения поступивших комментариев Банк России отмечает, в частности, следующие аспекты.

Внедрение и применение мотивированного (профессионального) суждения планируется с учетом реализации риск-ориентированного подхода в надзоре и регулировании как в отношении субъектов (организаций) применения суждения, так и направлений деятельности финансовых организаций, в которых планируется применять мотивированное (профессиональное) суждение.

На первом этапе мотивированное (профессиональное) суждение планируется применять с учетом масштабов деятельности организации, значимости ее деятельности для финансового рынка, а также в зонах высокого риска в деятельности организаций, а также в отношении только тех областей, которые рассмотрены в Докладе.

При этом при использовании мотивированного (профессионального) суждения для каждой из областей именно установление факта отличия экономического смысла от юридической формы операций/аспектов деятельности поднадзорной организации в большинстве случаев должно являться объектом применения мотивированного (профессионального) суждения.

Кроме того, сформированное мотивированное (профессиональное) суждение - это, в первую очередь, приглашение организации к диалогу, что следует и из предложенной в Докладе процедуры: первоначально сформированное мотивированное (профессиональное) суждение (с изложением оснований и выводов регулятора) направляется организации, которая может ответить на такое суждение, изложив свою позицию, привлечь экспертов со своей стороны для обоснования своей позиции и ходатайствовать о встрече с регулятором для прояснения своей позиции или согласования способа устранения выявленных регулятором проблем. При этом на все доводы и пояснения, поступившие от поднадзорной организации (в случае несогласия с ними), регулятор должен ответить с изложением своей позиции на представленные аргументы.

Только после соблюдения всех этапов, предусмотренных предложенной в Докладе процедурой применения мотивированного (профессионального) суждения, в случае если мнение Банка России по результатам пояснений поднадзорной организации не изменится в сторону признания отсутствия факта нарушения в рассматриваемом случае, мотивированное (профессиональное) суждение должно трансформироваться в предписание об устранении нарушения, которое и является актом правоприменения в отношении финансовой организации.

При этом принятие окончательного решения о направлении такого предписания в значимых случаях осуществляется коллегиальным органом (Комитет банковского/финансового надзора Банка России), а в иных случаях соответствующим должностным лицом Банка России с представлением всех документов и пояснений, по результатам их анализа, а также итогов встречи (в случае ее проведения).

Также Банк России поддерживает мнение участников рынка о необходимости информирования поднадзорной организации о том, на основании каких сведений в отношении ее деятельности сформировано мотивированное (профессиональное) суждение. С точки зрения Банка России, мотивированное (профессиональное) суждение должно содержать исчерпывающие пояснения в отношении выводов регулятора с максимально полным описанием оснований принятия соответствующего решения и критериев оценки.

В части вопроса привлечения внешних независимых экспертов при формировании мотивированного (профессионального) суждения Банк России считает целесообразным привлечение независимых экспертов только в случае крайней необходимости. При этом привлекаемый эксперт должен иметь подтвержденную квалификацию и состоять в организациях, объединяющих экспертов соответствующей области и предъявляющих высокие требования к деловой репутации своих участников. Кроме того, в случае привлечения таких экспертов необходимо обеспечить конфиденциальность информации о поднадзорной организации, в отношении которой формируется мотивированное (профессиональное) суждение.

В отношении публикации практики применения мотивированного (профессионального) суждения более предпочтительным, как с точки зрения Банка России, так и по мнению профессионального сообщества, представляется опубликование не каждого конкретного случая, а обзоров лучших (худших) практик, содержащих позицию регулятора по областям применения мотивированного (профессионального) суждения. Публикация регулятором таких обзоров, а также своевременное их обновление будет являться гарантом непротиворечивости и постоянства принимаемых Банком России решений, равного и беспристрастного отношения к участникам рынка.

Банк России планирует доработать изложенную в Докладе позицию в отношении внедрения (расширения) применения инструмента мотивированного (профессионального) суждения и начать работу по подготовке соответствующего законопроекта. Весной 2018 года подготовленный Банком России законопроект также планируется обсудить с участниками рынка.

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ. СТАТИСТИКА

Приказ Росстата от 18.12.2017 N 839

"Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за составом затрат организации на рабочую силу"

Утверждена обновленная статистическая форма N 1 (рабочая сила), по которой подаются сведения о составе затрат организации на рабочую силу, действующая с отчета за 2017 год

Форму предоставляют в Росстат юридические лица, основной вид деятельности которых относится к добыче полезных ископаемых; обрабатывающим производствам; обеспечению электрической энергией, газом и паром; кондиционированию воздуха; водоснабжению; водоотведению, организации сбора и утилизации отходов; деятельности по ликвидации загрязнений; строительству; торговле оптовой и розничной; ремонту автотранспортных средств и мотоциклов; транспортировке и хранению; деятельности гостиниц и предприятий общественного питания; деятельности в области информации и связи; деятельности финансовой и страховой; деятельности по операциям с недвижимым имуществом; деятельности профессиональной, научной и технической; деятельности административной и сопутствующим дополнительным услугам.

Срок предоставления - 21 мая.

Признается утратившим силу Приказ Росстата от 29.01.2014 N 55, которым была утверждена ранее действовавшая форма.

Приказ Росстата от 20.12.2017 N 846

"Об утверждении форм федерального статистического наблюдения в сфере оплаты труда отдельных категорий работников социальной сферы и науки, в отношении которых предусмотрены мероприятия по повышению средней заработной платы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики"

Утверждены статистические формы для подачи сведений о численности и оплате труда работников сферы образования, науки, здравоохранения, социального обслуживания и культуры

Указанные формы вводятся в действие за январь и январь-февраль 2018 года и подаются юридическими лицами государственной и муниципальной форм собственности, осуществляющими деятельность в соответствующей сфере.

Сроки предоставления форм - на 10-й день после отчетного периода.

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО

Постановление Правительства РФ от 22.12.2017 N 1614

"О лицензировании импорта щебня, гравия, отсевов дробления, материалов из отсевов дробления и смесей, компонентами которых являются щебень, гравий и песок"

С 1 января по 30 июня 2018 года включительно вводится лицензирование импорта щебня и гравия, отсевов их дробления, а также различных смесей, компонентами которых являются щебень, гравий и песок

Речь идет о щебне и гравии, классифицируемых кодом ТН ВЭД ЕАЭС 2517 10 100 0, отсевах дробления и материалах из отсевов дробления в процессе изготовления щебня и гравия, а также различных смесях, компонентами которых являются щебень, гравий и песок, классифицируемых кодами ТН ВЭД ЕАЭС 2517 10 200 0, 2517 10 800 0, 2517 49 000 0, происходящих с территорий государств, не являющихся членами ЕАЭС, при помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

Приводятся правила согласования заявлений о выдаче соответствующих разовых лицензий на импорт указанных товаров.

Также установлено следующее:

  • протокол испытаний на каждую партию щебня и гравия, отсевов дробления и смесей выдается производителю этих товаров, осуществляющему переработку сырья для целей производства этих товаров, на объем продукции, не превышающий 5 тыс. тонн;
  • при перевозке по территории РФ щебня и гравия, отсевов дробления и смесей, происходящих из государств, не являющихся членами ЕАЭС, обязательными сопроводительными документами являются копии лицензии, сертификата о происхождении товара и документов, удостоверяющих законность добычи и владения товаром;
  • документы, составленные на иностранном языке, сопровождаются переводом на русский язык с нотариальным удостоверением такого перевода.

ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

Приказ Минприроды России от 21.08.2017 N 451

"Об утверждении перечня информации, включаемой в отчет об использовании лесов, формы и порядка представления отчета об использовании лесов, а также требований к формату отчета об использовании лесов в электронной форме"

Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2017 N 49380.

Обновлена форма отчета об использовании лесов

Приказом Минприроды России устанавливается, что отчет об использовании лесов должен включать информацию:

- о заготовке древесины;

- о заготовке живицы;

- о заготовке и сборе недревесных лесных ресурсов;

- о заготовке пищевых лесных ресурсов и сборе лекарственных растений;

- об осуществлении видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства;

- о ведении сельского хозяйства;

- об осуществлении научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности;

- об осуществлении рекреационной деятельности;

- о создании лесных плантаций и их эксплуатации;

- о выращивании лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений;

- о выращивании посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев);

- о выполнении работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых;

- о строительстве и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов;

- о строительстве, реконструкции, эксплуатации линейных объектов;

- о переработке древесины и иных лесных ресурсов;

- об осуществлении религиозной деятельности;

- об иных видах использования лесов, определенных в соответствии с Лесным кодексе РФ.

Отчет должен представляться ежемесячно, не позднее десятого числа месяца, следующего за отчетным (при использовании лесов в целях заготовки древесины, а также при использовании лесов в иных целях, при которых осуществлялись рубки лесных насаждений). В случаях, если при использовании лесов не осуществлялись рубки лесных насаждений, Отчет должен представляться ежегодно, не позднее 10 января года, следующего за отчетным.

Граждане, осуществляющие заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений, должны представлять Отчет один раз по итогам окончания лесозаготовительных работ, не позднее десятого числа месяца, следующего за отчетным.

Отчет должен подписываться руководителем юридического лица, гражданином, в том числе индивидуальным предпринимателем.

Утратившим силу признан Приказ Минприроды России от 25.12.2014 N 573 "Об установлении Порядка представления отчета об использовании лесов и его формы, требований к формату отчета об использовании лесов в электронной форме".

ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ

Постановление Правительства РФ от 21.12.2017 N 1604

"О предоставлении субъектами деятельности в сфере промышленности, органами государственной власти и органами местного самоуправления информации для включения в государственную информационную систему промышленности и размещении информации государственной информационной системы промышленности в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"

Определен состав и порядок подачи субъектами деятельности в сфере промышленности и органами власти информации для включения в государственную информационную систему промышленности

В частности, предусмотрено предоставление следующей информации:

- о состоянии промышленности и прогнозе ее развития;

- о субъектах деятельности в сфере промышленности;

- о прогнозах выпуска основных видов промышленной продукции и об их фактическом выпуске, о характеристиках промышленной продукции с учетом отраслевой принадлежности, а также об объеме импорта промышленной продукции в РФ;

- об использовании ресурсосберегающих технологий и возобновляемых источников энергии в процессе промышленной деятельности;

- о государственных муниципальных программах, разрабатываемых в целях формирования и реализации промышленной политики, и мерах стимулирования деятельности в сфере промышленности, предусмотренных соответствующими государственными и муниципальными программами;

- о достижении показателей эффективности применения мер стимулирования, осуществляемых за счет средств федерального бюджета;

- о кадровом потенциале субъектов деятельности в сфере промышленности и об их потребностях в кадрах;

- информация об информационно-технических справочниках по наилучшим доступным технологиям и о методических рекомендациях по их применению.

Определен также перечень информации данной системы, подлежащей обязательному размещению в "Интернете".

Приказ Минкомсвязи России от 19.09.2017 N 483

"О Порядке направления владельцу копии заблокированного сайта мотивированного решения о признании сайта в сети "Интернет" копией заблокированного сайта"

Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2017 N 49393.

Решение о признании сайта "зеркалом" заблокированного ресурса направляется его владельцу по электронной почте в виде электронного образа

Такое решение направляется Минкомсвязи России владельцу сайта, сходного до степени смешения с сайтом, доступ к которому ограничен по решению Московского городского суда в связи с неоднократным и неправомерным размещением информации, содержащей объекты авторских и (или) смежных прав, или информации, необходимой для их получения.

Направление решения осуществляется в течение суток с момента поступления в Минкомсвязи России информации от федерального органа исполнительной власти или правообладателя об обнаружении такого сайта.

Направление сообщений по электронной почте, содержащих решение, осуществляется с использованием почтовых программ либо в автоматическом режиме с использованием сайта 156-fz.minsvyaz.ru

В случае отсутствия английской версии решения уполномоченное структурное подразделение Минкомсвязи России обеспечивает его перевод на английский язык с соблюдением общих сроков направления решения.

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ

Приказ Минздрава России от 28.08.2017 N 564н

"Об утверждении Правил транспортировки биологического материала, клеток для приготовления клеточных линий, клеточных линий, предназначенных для производства биомедицинских клеточных продуктов, и биомедицинских клеточных продуктов"

Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2017 N 49385.

Установлены требования к транспортировке биологических объектов, предназначенных для производства биомедицинских клеточных продуктов

Транспортировка биологического объекта (биологического материала, клеток для приготовления клеточных линий, клеточных линий, предназначенных для производства биомедицинских клеточных продуктов) должна обеспечиваться производителем (разработчиком) биомедицинского клеточного продукта, для производства которого предназначен биологический объект, биомедицинского клеточного продукта - производителем (разработчиком) данного биомедицинского клеточного продукта самостоятельно или с привлечением третьих лиц в соответствии с требованиями гражданского законодательства РФ.

Транспортировка биологического объекта, биомедицинского клеточного продукта с использованием транспорта общего пользования городского и местного сообщения (кроме такси) не допускается. Транспортировка должна осуществляться с соблюдением требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Определены сведения, которые должны наноситься на первичную и вторичную упаковку биологического объекта на русском языке производителем (разработчиком), на транспортную тару, в которую помещен биологический объект.

Производитель (разработчик) должен обеспечивать соответствие первичной, вторичной упаковки биологического объекта, биомедицинского клеточного продукта, транспортной тары, в которую помещается биологический объект, биомедицинский клеточный продукт, и условий транспортировки биологического объекта, биомедицинского клеточного продукта требованиям утвержденных Правил. Данное соответствие должно оформляться протоколами, которые хранятся 15 лет.

Транспортировка биологического объекта, биомедицинского клеточного продукта должна осуществляться при наличии транспортного (перевозочного) документа.

<Письмо> ФФОМС от 12.12.2017 N 14531/26-2/и

<О дополнении к Методическим рекомендациям по способам оплаты медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования, направленным письмом Минздрава России N 11-7/10/2-8080, ФФОМС N 13572/26-2/и от 21.11.2017>

ФФОМС разработана инструкция по группировке случаев и подходам к оплате медицинской помощи в амбулаторных условиях по подушевому нормативу финансирования

Инструкция содержит описание алгоритмов формирования различных клинико-статистических групп (далее - КСГ), в том числе с учетом дополнительных критериев группировки, которые должны быть применены при разработке программного обеспечения, осуществляющего формирование КСГ. Также в Инструкции отражены подходы к установлению поправочных коэффициентов, формированию подушевого норматива оплаты медицинской помощи, оказываемой прикрепившемуся населению, и ряд других вопросов.

БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА

Постановление Правительства РФ от 23.12.2017 N 1621

"О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"

С 1 июля 2018 года при организованной перевозке группы детей на транспортных средствах должен быть включен проблесковый маячок желтого или оранжевого цвета

Другими поправками, внесенными в отдельные акты Правительства РФ в целях обеспечения безопасности при организованной перевозке группы детей, в том числе:

  • предусмотрено, что для осуществления организованной перевозки группы детей необходимо наличие, помимо прочего, списка работников туроператора, турагентства или организации, осуществляющей экскурсионное обслуживание (с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии) каждого сопровождающего, номера его контактного телефона), - в случае их участия в выполнении программы маршрута (допускается представлять информацию о количестве таких работников с передачей соответствующего списка до начала организованной перевозки группы детей);
  • уточнено требование к стажу работы водителей - непрерывный стаж работы в качестве водителя транспортного средства категории "D" не менее одного года на дату начала организованной перевозки групп детей (ранее - стаж работы в качестве водителя транспортного средства категории "D" не менее одного года из последних 3 календарных лет);
  • установлено, что уведомление об организованной перевозке группы детей может подаваться в отношении нескольких планируемых организованных перевозок группы детей по одному и тому же маршруту с указанием дат и времени осуществления таких перевозок;
  • предусмотрено, что работники туроператора, турагентства или организации, осуществляющей экскурсионное обслуживание, участвующие в выполнении программы маршрута, допускаются к поездке в автобусе, если у этих работников имеется при себе документ, подтверждающий трудовые отношения с туроператором, турагентством или организацией, осуществляющей экскурсионное обслуживание, и участие в выполнении программы маршрута.