Новое в Федеральном законодательстве

30.10.2017

Выпуск от 30.10.2017

КонсультантПлюс: НОВОЕ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ                                                                                

Исключительные права на представленный обзор                                                                                
принадлежат АО "Консультант Плюс".                                                                                

Обзор документов, введенных в информационный банк                                                                                

системы КонсультантПлюс от 30 октября 2017 года

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Постановление Правительства РФ от 25.10.2017 N 1296

"О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам исполнения государственных функций и оказания государственных услуг государственными корпорациями"

Действие отдельных актов Правительства РФ по вопросам разработки административных регламентов и предоставления государственных услуг распространено на все государственные корпорации

Внесены поправки в семь нормативных правовых актов Правительства РФ, в том числе в постановления:

  • от 08.09.2010 N 697 "О единой системе межведомственного электронного взаимодействия";

  • от 16.05.2011 N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг";

  • от 08.06.2011 N 451 "Об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме";

  • от 24.10.2011 N 861 "О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)";

  • от 16.08.2012 N 840 "О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, а также Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и ее должностных лиц".

Действие данных актов распространено на все государственные корпорации, которые наделены в соответствии с федеральными законами полномочиями по исполнению государственных функций и предоставлению государственных услуг в установленной сфере деятельности.

"Методические рекомендации. Типовая программа выездной оценки соответствия органа по сертификации продукции, услуг (версия N 2)"

(утв. Росаккредитацией 18.10.2017)

Определены требования к программам выездной оценки соответствия органа по сертификации продукции и услуг в рамках государственных услуг по аккредитации и подтверждению компетентности аккредитованного лица

В частности, программа выездной оценки соответствия органа по сертификации в рамках государственной услуги по аккредитации формируется с учетом заявленной области аккредитации и мест осуществления деятельности в области аккредитации, а также результатов выполненных ранее работ по оценке соответствия заявителя критериям аккредитации (при наличии такого опыта) и содержит:

  • перечень работ по проведению выездной экспертизы соответствия заявителя критериям аккредитации, выполняемых экспертной группой и определяемый с учетом заявленной области аккредитации и мест осуществления деятельности в области аккредитации, а также результатов выполненных ранее работ по оценке соответствия заявителя критериям аккредитации (при наличии такого опыта), в том числе оценку системы менеджмента качества заявителя, а также соблюдения при осуществлении деятельности требований системы менеджмента качества, оценку материально-технической базы заявителя, оценку квалификации и опыта работы работников заявителя;

  • перечень мероприятий, осуществляемых должностными лицами Росаккредитации, определяемый с учетом заявленной области аккредитации и мест осуществления деятельности в области аккредитации, а также результатов выполненных ранее работ по оценке соответствия заявителя критериям аккредитации (при наличии такого опыта).

Программа выездной оценки и уведомление о сроках проведения выездной оценки направляются заявителю не менее чем за 3 рабочих дня до дня начала ее проведения заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного УКЭП уполномоченного должностного лица Росаккредитации. Программа выездной оценки также направляется эксперту по аккредитации и в экспертную организацию не позднее 3 рабочих дней со дня ее утверждения.

"Методические рекомендации. Типовая программа выездной оценки соответствия испытательной лаборатории (версия N 2)"

(утв. Росаккредитацией 18.10.2017)

Определены требования к программам выездной оценки соответствия испытательной лаборатории в рамках государственных услуг по аккредитации и подтверждению компетентности аккредитованного лица

В частности, программа выездной оценки соответствия испытательной лаборатории в рамках государственной услуги по аккредитации формируется с учетом заявленной области аккредитации и мест осуществления деятельности в области аккредитации, а также результатов выполненных ранее работ по оценке соответствия заявителя критериям аккредитации (при наличии такого опыта) и содержит:

  • перечень работ по проведению выездной экспертизы соответствия заявителя критериям аккредитации, выполняемых экспертной группой и определяемый с учетом заявленной области аккредитации и мест осуществления деятельности в области аккредитации, а также результатов выполненных ранее работ по оценке соответствия заявителя критериям аккредитации (при наличии такого опыта), в том числе оценку системы менеджмента качества заявителя, а также соблюдения при осуществлении деятельности требований системы менеджмента качества, оценку материально-технической базы заявителя, оценку квалификации и опыта работы работников заявителя;

  • перечень мероприятий, осуществляемых должностными лицами Росаккредитации, определяемый с учетом заявленной области аккредитации и мест осуществления деятельности в области аккредитации, а также результатов выполненных ранее работ по оценке соответствия заявителя критериям аккредитации (при наличии такого опыта).

Программа выездной оценки и уведомление о сроках проведения выездной оценки направляются заявителю не менее чем за 3 рабочих дня до дня начала ее проведения заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного УКЭП уполномоченного должностного лица Росаккредитации. Программа выездной оценки также направляется эксперту по аккредитации и в экспертную организацию не позднее 3 рабочих дней со дня ее утверждения.

"Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов"

(разработан Минэкономразвития России)

Минэкономразвития России предполагает, что в среднесрочной перспективе российская экономика выйдет на траекторию устойчивого роста темпами не ниже среднемировых

Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов разработан в составе трех основных вариантов - базового, "базового+" и целевого.

Основные варианты прогноза базируются на предположении о продолжении антироссийской санкционной политики и ответных экономических мер со стороны России на протяжении всего прогнозного периода, а также отсутствия геополитических потрясений и экономических шоков. Прогноз базируется на гипотезе о сохранении макроэкономической стабильности и финансовой устойчивости при выполнении государственных социальных и внешнеэкономических обязательств.

Базовый вариант рассматривает развитие российской экономики в условиях сохранения консервативных тенденций изменения внешних факторов с учетом возможного ухудшения внешнеэкономических и иных условий и характеризуется сохранением сдержанной бюджетной политики.

Базовый вариант разработан исходя из достаточно низкой траектории цен на нефть марки "Юралс": на уровне 41 доллара США за баррель в 2016 году и стабилизации на уровне 40 долларов США за баррель на протяжении всего прогнозного периода. Подобная оценка уровня цен на нефть является консервативной, так как она существенно ниже текущего консенсус-прогноза цен на нефть. Предполагается существенное увеличение объемов экспорта нефти - почти на 21 млн. тонн к 2019 году по сравнению с 2016 годом при одновременном увеличении доли несырьевого экспорта в общем объеме экспорта до 34,8% в ценах 2015 года.

В условиях ограниченных финансовых возможностей и медленного восстановления экономики основные социальные параметры будут характеризоваться сдержанной динамикой, при этом предусматривается обязательное исполнение минимальных социальных обязательств государства.

В условиях сохранения умеренно жесткой денежно-кредитной политики инфляция по итогам 2017 года достигнет 4,0% и сохранится на этом уровне до конца прогнозного периода.

Вариант "базовый+" рассматривает развитие российской экономики в более благоприятных внешнеэкономических условиях и основывается на траектории умеренного роста цен на нефть "Юралс" до 48 долларов США за баррель в 2017 году, 52 доллара США за баррель в 2018 году и 55 долларов США за баррель в 2019 году.

В социальной сфере данный вариант прогноза предусматривает повышение уровня жизни населения на основе умеренного увеличения социальных обязательств государства и бизнеса.

На фоне более активного восстановления потребительского спроса замедление инфляции будет умеренным: по итогам 2017 года инфляция снизится до 4,5%, а в 2018 - 2019 годах до 4,3% и 4,1% соответственно. Чистый отток капитала из частного сектора будет сокращаться и к 2019 году составит 15 млрд. долларов США.

Целевой вариант ориентирует на достижение целевых показателей социально-экономического развития и решение задач стратегического планирования. Предполагается в среднесрочной перспективе выход российской экономики на траекторию устойчивого роста темпами не ниже среднемировых при одновременном обеспечении макроэкономической сбалансированности.

Инфляция достигнет уровня 3,9% по итогам 2018 года. В 2019 году инфляция сохранится на уровне 2018 года на фоне повышенного потребительского спроса.

Внешние условия сохраняются на уровне варианта "базовый+", но для достижения намеченных целевых параметров будет необходим переход экономики на инвестиционную модель развития. Это предполагает сдерживание в первые годы прогнозного периода роста расходов на потребление и снижение различных видов издержек для бизнеса.

Экспорт товаров будет увеличиваться более высокими темпами, чем в базовых вариантах, темпы роста несырьевого неэнергетического экспорта превысят темпы роста экспорта в целом и составят в среднем 4,9% в 2017 - 2019 годах в реальном выражении. Объем несырьевого неэнергетического экспорта в стоимостном выражении будет ежегодно увеличиваться на 9 процентов. В структуре импорта будет увеличиваться доля инвестиционных товаров, при этом инвестиционный импорт будет расти опережающими темпами. Постепенное оживление экономики в прогнозный период будет способствовать улучшению делового климата, что будет проявляться в сокращении чистого оттока капитала вплоть до его полного прекращения к 2019 году.

Создание инвестиционного ресурса и условий для трансформации сбережений в инвестиции, увеличение склонности к инвестированию путем реализации макроэкономических и регуляторных мер, направленных на повышение уровня доверия бизнеса и улучшение бизнес-среды, приведут к повышению темпов роста инвестиций в основной капитал в 2017 - 2019 годах в среднем до 5,2% в год при опережающем росте частных инвестиций и инвестиций в отрасли инфраструктурного сектора.

Начиная с 2017 года, при условии постепенного снижения процентных ставок, что благоприятно отразится на кредитовании бизнеса, с учетом осуществления и начала реализации новых крупных инвестиционных проектов и мер экономической политики, направленных на активизацию факторов экономического роста и повышение эффективности экономики, темпы роста ВВП достигнут 4,4% в 2019 году.

Основными приоритетами экономической политики в прогнозный период являются:

  • повышение инвестиционной привлекательности Российской Федерации, улучшение делового климата и создание благоприятной деловой среды;

  • рост доли производительных расходов в структуре бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

  • импортозамещение;

  • повышение качества жизни и увеличение объема инвестиций в человеческий капитал;

  • сбалансированное региональное развитие;

  • повышение качества функционирования институтов государственной власти;

  • развитие информационных технологий и поддержка высокотехнологичных секторов экономики.

В целях сохранения потенциально платежеспособных участников хозяйственного оборота в законодательство о банкротстве будут внесены изменения, направленные на совершенствование механизмов их финансового оздоровления.

Рост доли производительных расходов в структуре бюджетов бюджетной системы Российской Федерации будет обеспечен через использование механизма государственных программ Российской Федерации в бюджетном процессе на фоне проведения бюджетной консолидации, предполагающей, в первую очередь, меры по оптимизации и повышению эффективности бюджетных расходов, не обеспечивающих значительные макроэкономические эффекты.

В рамках процесса импортозамещения, начиная с 2017 года, будут реализованы мероприятия по созданию механизма льготного кредитования для упрощенного доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к кредитным средствам.

В части повышения качества жизни и инвестиций в человеческий капитал запланирован комплекс мероприятий:

  • сохранение в 2017 году нулевой ставки НДС в отношении услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении;

  • строительство в рамках программы "Жилье для российской семьи" объектов инженерной, социальной и транспортной инфраструктуры;

  • создание условий для улучшения гражданами Российской Федерации жилищных условий не реже одного раза в 15 лет.

Ожидается, что к 2018 году средняя процентная ставка по ипотечным жилищным кредитам (в рублях) будет превышать индекс потребительских цен не более чем на 2,2 процентного пункта.

В сфере здравоохранения ключевыми направлениями государственной политики до 2018 года являются:

  • обеспечение принятия дополнительных мер по повышению медико-экономической эффективности системы здравоохранения на основе научно обоснованного анализа;

  • разработка методики учета затрат в медицинских организациях на оказание медицинской помощи и расчета стоимости программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

  • внедрение системы клинических рекомендаций (протоколов лечения);

  • принятие "дорожной карты" развития центров ядерной медицины и диагностики.

В области профессионального развития в течение ближайших двух лет в целях развития эффективного и гибкого рынка квалифицированного труда продолжится работа по развитию профессиональных квалификаций, в том числе путем обновления требований к компетенциям и квалификациям работников, а также формирования системы независимой оценки их профессионального уровня.

В части развития информационных технологий и поддержки высокотехнологичных секторов экономики продолжается работа по устранению "цифрового неравенства" посредством развития широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", запуска цифрового эфирного вещания на всей территории России, обеспечения широкой доступности телевидения с учетом новых технологических возможностей. В 2017 - 2018 годах продолжится поддержка импортозамещения продукции в сфере информационных технологий и стимулирования экспорта программного обеспечения.

В 2018 году будет разработана Стратегия пространственного развития Российской Федерации, в рамках исполнения которой доля просроченной кредиторской задолженности в расходах консолидированных бюджетов субъектов РФ должна быть снижена с 0,22% в 2015 году до 0,1% в 2020 году.

Предусматривается внедрение института оценки фактического воздействия принятых законодательных актов, создание сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.

Остаются актуальными задачи повышения эффективности управления федеральным имуществом, приватизация и формирование интегрированных структур, а также совершенствование механизмов управления находящимися в федеральной собственности акциями и объектами недвижимости, в том числе земельными участками. При этом в 2017 - 2018 годах будет продолжен курс на последовательное сокращение государственного сектора экономики.

СЕМЬЯ

Проект Федерального закона N 119009-7

"О внесении изменений в статью 117 Семейного кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "Об исполнительном производстве" в части совершенствования процедуры взыскания алиментов" (текст к 3 чтению)

В третьем чтении принят законопроект об индексации алиментов, взыскиваемых в твердой сумме организациями, выплачивающими должнику периодические платежи, при поступлении исполнительного документа не только от взыскателя, но и от судебного пристава-исполнителя

В настоящее время индексацию алиментов, взыскиваемых в твердой денежной сумме, производят судебный пристав-исполнитель и организации или лица, выплачивающие должнику периодические платежи. Вместе с тем организации или лица, выплачивающие должнику периодические платежи, производят индексацию алиментов исключительно в случаях, если соответствующий исполнительный документ поступил к ним непосредственно от взыскателя. В остальных случаях индексацию алиментов, взыскиваемых в твердой денежной сумме, производит судебный пристав-исполнитель, в том числе в случаях, если исполнительное производство о взыскании алиментов окончено в связи с направлением копии исполнительного документа в организацию для удержания периодических платежей.

Законопроектом устанавливается, что основанием для возбуждения исполнительного производства о взыскании образовавшейся суммы задолженности по алиментам будет являться постановление судебного пристава-исполнителя о расчете и взыскании задолженности по алиментным обязательствам.

Также законопроектом предлагается закрепить в части 2 статьи 43 Федерального закона "Об исполнительном производстве" основания прекращения выплаты алиментов, взыскиваемых в судебном порядке, установленные абзацем вторым пункта 2 статьи 120 Семейного кодекса РФ (достижение ребенком совершеннолетия или приобретение несовершеннолетними детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия).

ЖИЛИЩЕ

Распоряжение Правительства РФ от 26.10.2017 N 2353-р

<Об утверждении индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации на 2018 год>

На 2018 год определены средние по субъектам РФ индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги

Индексы установлены дифференцированно на первое полугодие и на второе полугодие 2018 года. В первом полугодии предусмотрено нулевое значение индекса. Во втором полугодии значение индекса, в частности, по г. Москве составит 5,5, по Московской области - 4, Санкт-Петербургу - 6, Ленинградской области - 3,5.

Установление индексов является частью механизма государственного контроля за ростом коммунальных платежей в РФ. Согласно Жилищному кодексу РФ повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных индексов не допускается.

Приказ Минстроя России от 03.07.2017 N 955/пр

"Об утверждении формы отчетности об осуществлении деятельности жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением денежных средств граждан для строительства жилищно-строительным кооперативом многоквартирного дома, в том числе об исполнении таким кооперативом своих обязательств перед членами кооператива и иными лицами, и порядка предоставления жилищно-строительным кооперативом указанной отчетности в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости"

ЖСК будут сдавать отчетность в контрольно-надзорные органы субъекта РФ по новой форме, начиная с отчета по итогам деятельности за III квартал 2017 года

Новая форма включает в себя 3 раздела: сведения о жилищно-строительном кооперативе; сведения о многоквартирном доме, строящемся (создаваемом) жилищно-строительным кооперативом с привлечением денежных средств граждан для строительства жилищно-строительным кооперативом многоквартирного дома; график реализации проекта строительства.

Устанавливается, что ЖСК представляет отчетность каждый квартал, начиная с квартала, в течение которого заключен первый договор в составе строящегося (создаваемого) многоквартирного дома, и по квартал, в течение которого получено разрешение на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию. В состав сдаваемой отчетности включается форма, утвержденная настоящим приказом, а также ежеквартальная (а по итогам IV квартала - годовая) бухгалтерская отчетность ЖСК, составленная в соответствии с требованиями законодательства РФ. Отчетность предоставляется не позднее 30 дней после окончания отчетного квартала, а отчетность за IV квартал - не позднее 60 дней после окончания отчетного периода по состоянию на последний календарный день квартала календарного года.

ФИНАНСЫ. НАЛОГИ

Информационное письмо Банка России от 23.10.2017 N ИН-01-59/50

"О рекомендациях по обеспечению доступности услуг некредитных финансовых организаций для лиц с инвалидностью, маломобильных групп населения и пожилого населения"

Банк России рекомендует некредитным финансовым организациям разработать внутренние регламенты обеспечения доступности их услуг для пожилых, маломобильных лиц и инвалидов

Также рекомендуется:

- при заключении (изменении) договоров об оказании финансовой услуги предусмотреть возможность выезда работника по адресу места жительства инвалидов и маломобильных групп населения;

- адаптировать свои мобильные приложения для удобства использования лицами с нарушениями зрения и слуха;

- при заключении (изменении) договоров об оказании финансовой услуги указанными лицами, подготовке ответов на их обращения, использовать версии ответа в виде документа в формате Word для слабовидящих;

- обеспечить для таких лиц при необходимости возможность подписи документов при помощи факсимиле, электронной подписи или доверенным лицом.

<Письмо> ФНС России от 25.10.2017 N СД-4-3/21589@

"О направлении письма Минфина России от 27.09.2017 N 03-11-09/62742"

ИП, осуществляющие приемку вторсырья (за исключением металлолома), вправе применять ПСН

Применение ПСН возможно при соблюдении условий, установленных главой 26.5 НК РФ.

При этом необходимо учитывать, что в отношении деятельности по обработке (переработке) вторсырья и производству из него продукции налогообложение осуществляется в соответствии с общим режимом или УСН.

Информация Банка России

"Банк России принял решение снизить ключевую ставку на 25 б.п., до 8,25% годовых"

Ключевая ставка Банка России снижена до 8,25% годовых

27 октября 2017 года Советом директоров Банка России принято решение снизить ключевую ставку на 25 б.п., до 8,25% годовых. При этом было отмечено, что инфляция остается вблизи 4%, экономика продолжает расти. В то же время инфляционные ожидания остаются повышенными, а ряд краткосрочных и среднесрочных факторов несет риски отклонения инфляции как вверх, так и вниз от цели.

В этих условиях Банк России продолжит переходить от умеренно жесткой к нейтральной денежно-кредитной политике постепенно.

Следующее заседание Совета директоров Банка России, на котором будет рассматриваться вопрос об уровне ключевой ставки, запланировано на 15 декабря 2017 года.

В приложении приводятся обновленные процентные ставки по операциям Банка России.

Проект Федерального закона N 298156-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" в части противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения"

Предложены меры по противодействию финансированию распространения оружия массового уничтожения

Согласно законопроекту, к мерам по противодействию финансированию распространения оружия массового уничтожения относится:

  • замораживание (блокирование) денежных средств или иного имущества лиц, включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения;

  • обязательный контроль операций с денежными средствами или иным имуществом в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, включенное в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем организации или физического лица, включенного в названный перечень, либо физическое лицо или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица;

  • обязанность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, приостановить операцию на срок 5 рабочих дней с одновременным представлением такой информации в Росфинмониторинг, в случае, если хотя бы одной из сторон является юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем организации или физического лица, включенного в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, либо юридическое или физическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.

Законопроектом предлагается установить, что порядок формирования Росфинмониторингом перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, и его доведение до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, устанавливается Правительством РФ.

Основаниями для включения организации или физического лица в указанный перечень, будут являться исключительно составляемые в рамках полномочий, предоставленных главой VII Устава ООН, Советом Безопасности ООН или органами, специально созданными решениями Совета Безопасности ООН, перечни организаций и физических лиц, связанных с распространением оружия массового уничтожения.

БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

Информация Банка России

"О процентных ставках по специализированным инструментам рефинансирования Банка России"

Банк России информирует об изменении размера процентных ставок по ряду специализированных инструментов рефинансирования в связи со снижением ключевой ставки Банка России

Сообщается, что процентные ставки по следующим инструментам:

  • кредитам, обеспеченным залогом прав требования по кредитам на финансирование инвестиционных проектов;

  • кредитам, обеспеченным залогом облигаций, размещенных в целях финансирования инвестиционных проектов и включенных в Ломбардный список Банка России;

  • кредитам, обеспеченным залогом прав требования по кредитам, предоставленным лизинговым компаниям,

снижены до уровня 7,25% годовых.

Процентная ставка по кредитам Банка России, обеспеченным закладными, выданными в рамках программы "Военная ипотека", снижена до уровня 8,25% годовых.

Процентные ставки по следующим инструментам:

  • кредитам, обеспеченным залогом прав требования по кредитным договорам, заключенным АО "МСП Банк" с кредитными организациями или микрофинансовыми организациями, имеющими целевой характер, связанный с кредитованием субъектов малого и среднего предпринимательства;

  • кредитам, обеспеченным поручительствами АО "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства";

  • кредитам, обеспеченным залогом прав требования по кредитным договорам, обеспеченным договорами страхования ОАО "Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций" (ОАО "ЭКСАР")

сохранены на уровне 6,50% годовых.

ЦЕННЫЕ БУМАГИ. РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ

<Письмо> Банка России от 09.10.2017 N 015-55/8106

"О запросах нотариусов, касающихся предоставления сведений о владении наследодателями ценными бумагами"

Банк России рекомендует нотариусам обращаться за информацией о наследодателях - владельцах ценных бумаг к регистраторам и депозитариям

Это связано с тем, что Банк России не располагает данными о владельцах ценных бумаг и принадлежащих им ценных бумагах, так как эта информация не поступает в Банк России автоматически. Такие сведения могут быть получены Банком России только путем направления предписаний (запросов) организациям (регистраторам и депозитариям), осуществляющим учет прав на ценные бумаги.

В настоящее время на территории РФ действуют 35 организаций, имеющих лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление деятельности по ведению реестра (регистраторы), и 362 организации, имеющие лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление депозитарной деятельности (депозитарии). Указанные организации осуществляют централизованный учет таких ценных бумаг как акции, паи, ипотечные сертификаты участия и облигации. Вместе с тем, существуют ценные бумаги, учет прав на которые не предусмотрен законодательством РФ, и сведениями в отношении них обладает только сам владелец ценных бумаг.

На странице Банка России в сети Интернет (www.cbr.ru/finmarket/supervision/sv_secur) содержится список всех регистраторов и депозитариев, действующих на территории РФ.

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО

Постановление Правительства РФ от 25.10.2017 N 1292

"О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Российской Федерации от 7 августа 2014 г. N 778"

Расширен перечень контрсанкционных товаров, запрещенных к ввозу в РФ

Постановлением Правительства РФ от 07.08.2014 N 778 был установлен перечень запрещенных к ввозу в РФ сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия и Княжество Лихтенштейн.

Настоящим Постановлением в указанный перечень включены живые свиньи (за исключением племенных чистопородных), пищевые субпродукты крупного рогатого скота, свиней, овец, коз, лошадей, ослов, мулов или лошаков (за исключением товаров для производства фармацевтической продукции), свиной жир и жир домашней птицы, жир крупного рогатого скота, овец или коз, лярд-стеарин, лярд-ойль, олеостеарин, олео-ойль и животное масло.

Постановление Правительства РФ от 26.10.2017 N 1301

"О внесении изменений в перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является Турецкая Республика и которые запрещены с 1 января 2016 г. к ввозу в Российскую Федерацию"

С 1 ноября 2017 года на прилавках вновь могут появиться турецкие помидоры

Постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 N 1296 был утвержден перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является Турецкая Республика, запрещенных с 1 января 2016 года к ввозу в Российскую Федерацию.

К настоящему времени в указанном перечне числились только томаты свежие или охлажденные (код ТН ВЭД ЕАЭС 0702 00 000).

Данным Постановлением томаты свежие или охлажденные допускаются к ввозу на территорию РФ, но только в пределах утвержденного Минсельхозом России разрешенного объема их ввоза.

Постановление вступает в силу с 1 ноября 2017 года.

ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ

Постановление Конституционного Суда РФ от 26.10.2017 N 25-П

"По делу о проверке конституционности пункта 5 статьи 2 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в связи с жалобой гражданина А.И. Сушкова"

Наличие у правообладателя интернет-сервиса, осуществляющего передачу электронных сообщений, права на доступ к содержащейся в них информации не позволяет говорить о наличии у него статуса обладателя информации

Конституционный Суд РФ признал не противоречащим Конституции РФ пункт 5 статьи 2 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", определяющий обладателя информации как лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам, поскольку данное законоположение по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования:

  • не может рассматриваться как наделяющее правообладателя интернет-сервиса, с помощью которого осуществляются передача электронных сообщений и хранение информации, статусом обладателя информации в отношении сведений, содержащихся в сообщениях, получаемых или отправляемых пользователями по электронной почте, или в отношении информации, которую пользователи хранят с помощью данного интернет-сервиса;

  • позволяет рассматривать как нарушение прав и законных интересов обладателя информации действия гражданина, осуществившего - вопреки установленному правовыми, в том числе локальными, актами (с которыми гражданин был ознакомлен) и (или) договорами запрету - передачу информации с адреса электронной почты, контролируемой обладателем информации, на свой (личный) адрес электронной почты, если обладатель информации принял все необходимые меры, исключающие несанкционированный доступ к этой информации третьих лиц.

При этом Конституционный Суд РФ отметил следующее.

То обстоятельство, что при отправке информации гражданином - в нарушение установленного правовыми (в том числе локальными) актами и (или) договорами запрета - с адреса электронной почты, контролируемой лицом, которому на законных основаниях принадлежит эта информация, на свой (личный) адрес электронной почты правообладатель интернет-сервиса, с помощью которого осуществляются передача электронных сообщений и хранение информации, не приобретает статус обладателя информации, не означает, что лицо, которому принадлежит информация и которое допустило к ней этого гражданина, не претерпевает неблагоприятные последствия его действий с точки зрения полноты своего статуса обладателя информации.

Отправка гражданином на свой (личный) адрес электронной почты не принадлежащей ему информации создает условия для ее дальнейшего неконтролируемого распространения. Фактически, совершив такие действия, гражданин получает возможность разрешать или ограничивать доступ к отправленной им информации, не получив соответствующего права на основании закона или договора, а сам обладатель информации, допустивший к ней гражданина без намерения предоставить ему эту возможность, уже не может в полной мере определять условия и порядок доступа к ней в дальнейшем, т.е. осуществлять прерогативы обладателя информации.

Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, вправе применять при необходимости средства и методы технической защиты ее конфиденциальности, другие не противоречащие законодательству РФ меры, притом что такие меры признаются разумно достаточными, если ими исключается доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, любых лиц без согласия ее обладателя и обеспечивается возможность ее использования работниками и передачи ее контрагентам без нарушения режима коммерческой тайны.

Распоряжение Правительства РФ от 25.10.2017 N 2338-р

<О внесении изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации от 19.08.2002 N 1118-р>

Уточнен официальный источник информации о средней за предыдущий месяц цене на нефть сорта "Юралс"

С 1 января 2018 года размещение средней за предыдущий месяц цены на нефть сорта "Юралс" будет осуществляться на официальном сайте Минэкономразвития России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.economy.gov.ru).

БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА

Постановление Правительства РФ от 25.10.2017 N 1295

"О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам оказания услуг связи"

Установлен порядок взаимодействия оператора связи с абонентом по вопросам соответствия персональных данных абонента сведениям, указанным в договоре

Согласно Федеральному закону от 06.07.2016 N 374-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии терроризму" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности", при поступлении соответствующего запроса от органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, оператор связи обязан прекратить оказание услуг связи в случае неподтверждения в течение 15 суток соответствия персональных данных пользователей сведениям, заявленным в абонентских договорах.

Настоящим постановлением регламентируется порядок взаимодействия оператора связи с абонентами для подтверждения такого соответствия.

Подтверждение осуществляется посредством направления оператором связи абоненту соответствующего запроса. Подтверждение персональных данных может осуществляться абонентом:

- путем предоставления оператору связи документа, удостоверяющего личность;

- путем отправки оператору связи электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, либо при осуществлении доступа к системе самообслуживания оператора связи (личному кабинету абонента) с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи;

- посредством использования Единой системы идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме при наличии подтвержденной учетной записи в указанной системе.

Запрос должен быть направлен оператором связи абоненту в течение 3 рабочих дней со дня получения соответствующего запроса органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Повторный запрос должен быть направлен абоненту в случае неподтверждения соответствия персональных данных сведениям, указанным при заключении договора, не позднее чем за 3 суток до прекращения оказания услуг связи.

ПРОКУРАТУРА. ОРГАНЫ ЮСТИЦИИ. АДВОКАТУРА. НОТАРИАТ

<Письмо> ФНП от 23.10.2017 N 4571/06-19

<Об оказании содействия в розыске завещания при оформлении наследственных прав>

ФНП России напоминает о необходимости оказания нотариусами содействия наследникам в розыске завещания

Разъясняется, что только нотариус, который ведет наследственное дело, может получить из реестра нотариальных действий единой информационной системы нотариата (ЕИС) полностью всю информацию о завещаниях наследодателя. При этом нотариус, ведущий наследственное дело, самостоятельно проверяет наличие завещания у наследодателя по его наследственному делу. При получении информации о завещании нотариус выдает справку заинтересованному лицу о данных нотариуса, у которого, возможно, находится завещание.

Однако необходимо учитывать, что ЕИС функционирует с 01.07.2014 и может не содержать сведения о завещаниях, удостоверенных ранее этой даты. В связи с этим нотариус, открывший наследственное дело, вправе направить запросы другим нотариусам об удостоверении завещания наследодателя, в отношении имущества которого было открыто наследственное дело.