- ПРЯМЫЕ ВЫПЛАТЫ ДЛЯ ВСЕХ РЕГИОНОВ: МИНТРУД ПОДГОТОВИЛ НОВЫЙ ПРОЕКТ
Исключительные права на представленный обзор принадлежат АО "Консультант Плюс".
Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 20.08.2020.
На общественное обсуждение выставили проект изменений ряда законов в сфере обязательного социального страхования. Согласно поправкам прямые выплаты перестают быть экспериментом: соответствующий порядок закрепляется законодательно. Таким образом, он становится обязательным для всех.
Осенью прошлого года Минтруд уже представлял вариант законопроекта. Теперь документ значительно доработан. Рассмотрим новые предложения подробнее.
Сроки перехода на новый порядок
По проекту положения о прямых выплатах вступят в силу 1 января 2022 года. В течение 2021 года ФСС будет назначать и выплачивать пособия во всех субъектах с учетом особенностей, которые установлены Законом о бюджете фонда на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов.
Полагаем, что субъекты РФ, которые еще не участвуют в пилотном проекте, будут включены в перечень с 1 января 2021 года. Таким образом, фактически на прямые выплаты перейдут все регионы со следующего года, однако пока в рамках пилотного проекта. А уже с 2022 года порядок будет закреплен законодательно.
В пользу этого подхода можно привести такие аргументы. Во-первых, нормы НК РФ о том, что пособия выплачивает страхователь, а расходы потом засчитывает ФСС, действуют по 31 декабря 2020 года включительно. Во-вторых, недавно ФСС говорил о планах перевести оставшиеся регионы на прямые выплаты уже с 2021 года. Об изменении порядка уже сообщается на сайтах отделений фонда в этих регионах (например, в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге).
Права и обязанности работодателя, ФСС и застрахованных лиц
Сам по себе переход на прямые выплаты - это, по сути, корректировка полномочий ФСС, а также его обязанностей и обязанностей страхователей-работодателей.
Так, фонд больше не будет принимать к зачету в счет уплаты взносов расходы страхователя (п. 5, п. 6 ст. 1, п. 1 ст. 2, п. 3 ст. 3 законопроекта). При этом у него появится право запрашивать и получать в медорганизациях сведения и документы, которые необходимы для проверки наступления страхового случая, а также проверки соблюдения условий и порядка формирования больничных (п. 3 ст. 3 законопроекта).
С работодателей снимут, например, обязанность исполнять решения фонда о страховых выплатах по травматизму и профзаболеваниям или осуществлять выплаты по временной нетрудоспособности и в связи с материнством (п. 4 ст. 1 законопроекта). Не будет у них и права обращаться в ФСС за средствами на страховые выплаты работникам сверх начисленных взносов по ВНиМ (п. 2 ст. 3 законопроекта).
У страхователей появятся новые обязанности, например следующие (п. 4 ст. 1, п. 2 ст. 2, п. 2 ст. 3 законопроекта):
- своевременно представлять в фонд документы и сведения для назначения и выплаты пособий;
- возмещать страховщику суммы излишне понесенных им расходов на выплаты страхового обеспечения, если эта излишняя уплата произошла из-за того, что работодатель представил недостоверные или неполные сведения.
У застрахованного лица появляется обязанность при трудоустройстве и в период трудовой или служебной деятельности представлять работодателю сведения для выплаты страхового обеспечения (п. 12 ст. 3 законопроекта). Их можно подавать как на бумаге, так и электронно. Форму таких сведений должен утвердить ФСС. Поданные сведения нужно будет подтверждать на начало каждого календарного года. Если они изменяются, необходимо своевременно сообщать работодателю.
Порядок выплат
Суть прямых выплат в том, что почти всегда страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию будет выплачивать застрахованному лицу непосредственно ФСС, а не страхователь. Исключение - первые три дня нетрудоспособности из-за заболевания или травмы. Их, как и сейчас, работодатель оплачивает за счет своих средств. Правила назначения, расчета и выплаты пособия страхователем будут установлены в отдельной статье (п. 14 ст. 3 законопроекта). Обращаем внимание, что перечислять работнику деньги нужно будет в том же порядке, который предусмотрен для выплаты зарплаты. Порядок расчета размера пособия одинаковый для ФСС и работодателя.
В остальных случаях фонд перечислит пособие на банковский счет застрахованного лица, который указан в заявлении либо на портале госуслуг. Другой вариант - деньги передадут через почту или иную организацию, которую выберет застрахованный либо его представитель (п. 2 ст. 1, п. 12 ст. 3 законопроекта).
Для назначения пособий у ФСС должен быть комплект документов (больничные, заявления, сведения о зарплате и т.д.). Конкретный перечень документов и сведений, а также порядок их получения страховщиком установит правительство. Однако уже сейчас можно говорить о ряде планируемых новшеств (п. 12 ст. 3 законопроекта).
Прежде всего нужно отметить, что применяться будут только электронные листки нетрудоспособности (ст. 5 законопроекта). Условия и порядок формирования электронных листков должен будет установить Минздрав по согласованию с Минтрудом и ФСС.
Электронный больничный станет основанием для назначения и выплаты:
- пособий по временной нетрудоспособности;
- пособий по беременности и родам;
- единовременных пособий женщинам, вставшим на учет в медорганизациях в ранние сроки беременности.
У страхователя появляется обязанность не позднее трех рабочих дней со дня получения данных о закрытом больничном разместить в информационной системе ФСС сведения, которые необходимы для назначения и выплаты указанных пособий.
Сведения для назначения и выплаты единовременного пособия при рождении ребенка ФСС либо получит сам из Единого реестра ЗАГС, либо запросит у страхователя. Дополнительно от застрахованного лица потребуется согласие. Его можно будет направить через портал госуслуг.
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком должно назначаться на основании заявления застрахованного лица, которое нужно будет подавать работодателю вместе с заявлением на отпуск по уходу за ребенком. Форму должен утвердить ФСС по согласованию с Минтрудом. Предполагается, что это заявление также можно будет подать через портал госуслуг. Обращаем внимание, что у страхователя будет всего три рабочих дня со дня получения заявления от работника, чтобы подать в ФСС сведения для назначения пособия. Также три рабочих дня даны работодателю, чтобы сообщить: сотрудник больше не имеет права на получение пособия. Срок будут отсчитывать со дня, когда страхователь узнал о возникновении соответствующих обстоятельств.
Порядок информационного взаимодействия страховщика, страхователей, медорганизаций и федеральных госучреждений медико-социальной экспертизы для формирования электронных больничных установит правительство.
Информацию о назначении и выплате пособий ФСС должен размещать в Единой государственной информационной системе социального обеспечения.
Ответственность страхователей
Отказ представлять документы грозит штрафом в размере 200 рублей за каждый документ (п. 13 ст. 1, п. 17 ст. 3 законопроекта).
Если подать неполные или искаженные сведения либо документы, то штраф будет равен 20% от суммы излишне понесенных расходов, но не более 5 000 руб. и не менее 1 000 руб. (п. 14 ст. 1, п. 17 ст. 3 законопроекта). Аналогичная ответственность предусмотрена для случаев, когда представлены недостоверные документы и сведения, что привело к излишним расходам на выплату пособий.
За нарушение страхователем срока представления сведений придется заплатить 5 000 руб.
Кроме того, излишне понесенные расходы ФСС взыщет со страхователя или застрахованного лица. Для этого предусмотрят порядок выставления требования и взыскания (п. 3 ст. 1, п. 8 ст. 3 законопроекта).
Документ: Проект федерального закона
Рекомендуем: Что нужно делать работодателю - участнику пилотного проекта ФСС РФ
16.03.2023
- ПРЕДЛАГАЮТ ОБНОВИТЬ ПОРЯДОК МЕДОСМОТРОВ РАБОТНИКОВ ДО И ПОСЛЕ РАБОЧЕГО ДНЯ
09.03.2023
- ВСПЛЫВАЮЩИЕ УВЕДОМЛЕНИЯ О ТОВАРАХ, РЕКЛАМА АЛКОГОЛЯ И ДРУГОЕ: КАКИЕ НОВШЕСТВА ПЛАНИРУЮТ ВВЕСТИ
28.02.2023
- ОШИБКИ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ ДИСЦИПЛИНАРНЫХ ВЗЫСКАНИЙ: ИНТЕРЕСНЫЕ СПОРЫ ЗА 2022 ГОД
20.02.2023
- ДОГОВОР ДЛЯ ОЦЕНКИ ОПЫТА В ГОСЗАКУПКЕ С ДОПТРЕБОВАНИЯМИ: ПРИМЕРЫ ИЗ ПРАКТИКИ ЗА 2022 - 2023 ГОДЫ
10.02.2023
- ОШИБКИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ И ФИНАНСИРОВАНИИ ГОСЗАДАНИЙ: ПРИМЕРЫ ИЗ ПРАКТИКИ ЗА 2021 - 2022 ГОДЫ
01.02.2023
- С 11 ФЕВРАЛЯ 2023 ГОДА ДЕЙСТВУЮТ ОБНОВЛЕННЫЕ ПРАВИЛА ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ПЛАТЕЖЕК
24.01.2023
- ОШИБКИ В УСЛОВИЯХ ЗАКУПОК ПО ЗАКОНУ N 223-ФЗ: ПРИМЕРЫ ИЗ ПРАКТИКИ ЗА 2021 - 2023 ГОДЫ
20.01.2023
- РАБОТОДАТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ: ПОЛЕЗНЫЕ ОТВЕТЫ ОНЛАЙН-ИНСПЕКЦИИ ЗА ДЕКАБРЬ 2022 ГОДА
11.01.2023
- ПОДБОРКА ИНТЕРЕСНЫХ СУДЕБНЫХ СПОРОВ ЗА IV КВАРТАЛ 2022 ГОДА ДЛЯ БУХГАЛТЕРА БЮДЖЕТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
30.12.2022
- БЮДЖЕТНАЯ И БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ УЧРЕЖДЕНИЙ: ЧТО УЧЕСТЬ НАЧИНАЯ С ФОРМ ЗА 2022 ГОД
16.12.2022
- О КАКИХ ИЗМЕНЕНИЯХ НУЖНО ЗНАТЬ ГРАЖДАНАМ В ЯНВАРЕ 2023 ГОДА
12.12.2022
- ТОП-3 "ПОВОРОТНЫХ" ДЕЛ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ ОКРУГОВ ДЛЯ ЮРИСТА: НОЯБРЬ 2022 ГОДА
05.12.2022
- ИЗМЕНИЛИ ПОРЯДОК АККРЕДИТАЦИИ МЕДИКОВ И ФАРМАЦЕВТОВ
21.11.2022
- ОПУБЛИКОВАЛИ ПАКЕТ ПОПРАВОК К НК РФ И РЯДУ ЗАКОНОВ
18.11.2022
- КОМПЕНСАЦИЯ МОРАЛЬНОГО ВРЕДА: НОВЫЕ РАЗЪЯСНЕНИЯ ПЛЕНУМА ВС РФ
11.11.2022
- МЕДИЦИНСКИЕ ГОСЗАКУПКИ: ИНТЕРЕСНЫЕ ПРИМЕРЫ ИЗ ПРАКТИКИ ЗА 2022 ГОД
31.10.2022
- С 1 МАРТА ИЗМЕНЯТ ПРАВИЛА ПРОТИВОПОЖАРНОГО РЕЖИМА
28.10.2022
- БАНКРОТСТВО: ОБЗОР КЛЮЧЕВЫХ ПОЗИЦИЙ ВС РФ И КС РФ ЗА III КВАРТАЛ 2022 ГОДА
19.10.2022
- КАК ОШИБАЛИСЬ ЗАКАЗЧИКИ ПО ЗАКОНУ N 223-ФЗ: ОБЗОР ПРАКТИКИ ФАС ЗА АВГУСТ 2022 ГОДА
14.10.2022
- ОБЗОР ВС РФ N 2 (2022): НА КАКИЕ ПОЗИЦИИ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ
07.10.2022
- С 7 ОКТЯБРЯ ДЕЙСТВУЮТ ПОПРАВКИ К ТК РФ, КОТОРЫЕ СВЯЗАНЫ С ВОЕННОЙ СЛУЖБОЙ И МОБИЛИЗАЦИЕЙ
30.09.2022
- С 2023 ГОДА ПРЕДЛАГАЮТ ДАТЬ РЕГИОНАМ ПРАВО ВВОДИТЬ ТУРИСТИЧЕСКИЙ СБОР
22.09.2022
- РАБОТОДАТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ: ПОЛЕЗНЫЕ ОТВЕТЫ ОНЛАЙН-ИНСПЕКЦИИ ЗА АВГУСТ 2022 ГОДА
14.09.2022
- ТОП-5 "ПОВОРОТНЫХ" ДЕЛ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ ОКРУГОВ ДЛЯ ЮРИСТА: АВГУСТ 2022 ГОДА
06.09.2022
- НАЛОГОВАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ ПО СДЕЛКАМ С ТЕХНИЧЕСКИМИ КОНТРАГЕНТАМИ: ЯРКИЕ СПОРЫ ЗА 2021 - 2022 ГОДЫ
01.09.2022
- СУДЕБНЫЕ СПОРЫ ЛЕТА 2022 ГОДА, КОТОРЫЕ МОГУТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ БУХГАЛТЕРА
29.08.2022
- КАКИЕ ВАЖНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКУПКАХ ПРОИЗОШЛИ ЗА ЛЕТО 2022 ГОДА
18.08.2022
- РАБОТОДАТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ: ПОЛЕЗНЫЕ ОТВЕТЫ ОНЛАЙН-ИНСПЕКЦИИ ЗА ИЮЛЬ 2022 ГОДА
03.08.2022
- ТОП-3 "ПОВОРОТНЫХ" ДЕЛ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ ОКРУГОВ ДЛЯ ЮРИСТА: ИЮЛЬ 2022 ГОДА
28.07.2022
- НА КАКУЮ ПРАКТИКУ ПО ЗАКОНАМ N 44-ФЗ И 223-ФЗ ОБРАТИЛА ВНИМАНИЕ ФАС В ОБЗОРАХ ЗА ИЮНЬ 2022 ГОДА
22.07.2022
- ПРЕДЛОЖИЛИ УТОЧНИТЬ РЯД ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ АКТОВ В ЗАКУПКАХ ПО ЗАКОНАМ N 44-ФЗ И 223-ФЗ
15.07.2022
- КОАП РФ: ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В ИЮЛЕ 2022 ГОДА
08.07.2022
- ОШИБКИ ПРИ ПРИЕМКЕ В ГОСЗАКУПКАХ: ПРИМЕРЫ ИЗ ПРАКТИКИ ЗА 2020 - 2022 ГОДЫ
01.07.2022
- РАСЧЕТЫ И НАЛОГИ В ИЮЛЕ 2022 ГОДА: ЧТО УЧЕСТЬ В РАБОТЕ БУХГАЛТЕРУ
22.06.2022
- ИЗ-ЗА ПОДОРОЖАНИЯ ЗАПЧАСТЕЙ ПРЕДЛАГАЮТ РАСШИРИТЬ "ТАРИФНЫЙ КОРИДОР" ОСАГО
15.06.2022
- ТОП-5 "ПОВОРОТНЫХ" ДЕЛ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ ОКРУГОВ ЗА МАЙ 2022 ГОДА
09.06.2022
- СПОРЫ ОБ ИЗМЕНЕНИИ СУЩЕСТВЕННЫХ УСЛОВИЙ ГОСКОНТРАКТОВ: ПРИМЕРЫ ИЗ ПРАКТИКИ ЗА 2020 - 2022 ГОДЫ
06.06.2022
- ОБЗОР ВС РФ N 1 (2022): НА КАКИЕ ПОЗИЦИИ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ
25.05.2022
- ТОП-3 НАЛОГОВЫХ СПОРОВ ДЛЯ НЕДРОПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ: НОЯБРЬ 2021 ГОДА - МАЙ 2022 ГОДА
20.05.2022
- ВЫПЛАТЫ ПЕРСОНАЛУ ЗА СЧЕТ ОМС: ПРИМЕРЫ НЕЦЕЛЕВЫХ РАСХОДОВ ИЗ ПРАКТИКИ КАССАЦИИ 2021 - 2022 ГОДОВ
14.05.2022
- ТОП-5 "ПОВОРОТНЫХ" ДЕЛ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ ОКРУГОВ ЗА АПРЕЛЬ 2022 ГОДА
04.05.2022
- РАСЧЕТЫ И НАЛОГИ В МАЕ 2022 ГОДА: ЧТО УЧЕСТЬ В РАБОТЕ БУХГАЛТЕРУ
28.04.2022
- ВС РФ ОБОБЩИЛ ПРАКТИКУ ПО СПОРАМ, КОТОРЫЕ СВЯЗАНЫ С ЗАКЛЮЧЕНИЕМ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА
22.04.2022
- РАБОТОДАТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ: ПОЛЕЗНЫЕ ОТВЕТЫ ОНЛАЙН-ИНСПЕКЦИИ ЗА МАРТ 2022 ГОДА
14.04.2022
- ТОП-5 "ПОВОРОТНЫХ" ДЕЛ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ ОКРУГОВ ЗА МАРТ 2022 ГОДА
08.04.2022
- ПЛАНИРУЮТ ВВЕСТИ НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОБРАБОТКЕ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
Новости 1 - 50 из 1090
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец