- ГОСДУМА РАССМОТРИТ ПРОЕКТЫ О НОВОМ НАЛОГОВОМ РЕЖИМЕ
Исключительные права на представленный обзор принадлежат АО "Консультант Плюс".
Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 22.11.2021.
С 1 июля 2022 года предлагают ввести экспериментальный спецрежим - автоматизированную УСН. Проекты о нем и о соответствующих поправках к НК РФ и другим законам внесли в Госдуму. Первое чтение пройдет не ранее конца декабря текущего года. Рассмотрим основные условия и последствия применения нового спецрежима.
Сроки и регионы - участники эксперимента >>>
Требования к налогоплательщикам >>>
Льготы и освобождения >>>
Элементы налогообложения >>>
Учет, отчетность и проверки >>>
Краткое сравнение УСН и нового спецрежима >>>
Сроки и регионы - участники эксперимента
Предполагают, что эксперимент будет длиться 5,5 лет: с 1 июля 2022 года по 31 декабря 2027 года (ст. 1 проекта о спецрежиме). Проводить его планируют в 4 субъектах РФ:
- Москве;
- Московской области;
- Калужской области;
- Татарстане.
Из пояснительной записки к проекту о спецрежиме следует, что принять участие в эксперименте смогут организации и ИП, которые зарегистрированы по месту нахождения или жительства на территории этих регионов.
Требования к налогоплательщикам
Перейти на спецрежим смогут и ИП, и организации, у которых:
- средняя численность работников в месяц не более 5 человек. Среди них не должно быть налоговых нерезидентов РФ (п. п. 26, 27 ч. 5 ст. 3 проекта о спецрежиме);
- учитываемые в базе доходы не превышают за год 60 млн руб. (п. 22 ч. 5 ст. 3 проекта о спецрежиме);
- остаточная стоимость ОС не более 150 млн руб. (п. 13 ч. 5 ст. 3 проекта о спецрежиме);
- нет филиалов или обособленных подразделений (п. 1 ч. 5 ст. 3 проекта о спецрежиме);
- доля участия других организаций по общему правилу не более 25% (п. 12 ч. 5 ст. 3 проекта о спецрежиме);
- счета только в банках, которые есть в перечне уполномоченных (п. 28 ч. 5 ст. 3 проекта о спецрежиме). Такой список составит ФНС.
Совмещать автоматизированную УСН с другими режимами налогообложения нельзя (п. 18 ч. 5 ст. 3 проекта о спецрежиме).
Не смогут применять новый спецрежим все налогоплательщики, которые по НК РФ не вправе перейти на УСН: банки, страховщики, НПФ, ломбарды, бюджетные учреждения и др. Помимо этих категорий запрет предусмотрели, в частности:
- для некоммерческих организаций (п. 24 ч. 5 ст. 3 проекта о спецрежиме);
- участников договора простого товарищества, инвестиционного товарищества, доверительного управления имуществом или концессионного соглашения (п. 19 ч. 5 ст. 3 проекта о спецрежиме);
- тех, кто работает по договорам поручения, комиссии или агентским договорам либо совершает сделки с ценными бумагами, производными финансовыми инструментами, оказывает кредитные или иные финансовые услуги (п. п. 20, 21 ч. 5 ст. 3 проекта о спецрежиме).
Льготы и освобождения
Главное отличие от действующей сейчас УСН - для организаций и ИП, которые перейдут на новый спецрежим, планируют установить нулевой тариф взносов (ст. 18 проекта о спецрежиме). Это касается пенсионных, медицинских взносов, а также взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Размер взносов на травматизм будет фиксированным - 2 040 руб. в год с ежегодной индексацией (пп. "б" п. 3 ст. 3 проекта поправок). При этом скидки и надбавки таким страхователям устанавливать не будут.
В остальном освобождение от налогов такое же, как и сейчас у УСНщиков (ч. ч. 4 - 6 ст. 2 проекта о спецрежиме):
- от налога на прибыль, кроме налога с доходов КИК, дивидендов, по операциям с отдельными долговыми обязательствами;
- НДФЛ с доходов от предпринимательской деятельности, кроме дивидендов, а также доходов, которые облагают по ставке 35% и 9%;
- налога на имущество организаций (кроме объектов, базу по которым считают исходя из кадастровой стоимости), а также физлиц в отношении объектов для предпринимательской деятельности, за исключением торговой и административной недвижимости;
- НДС, кроме налога при ввозе товаров и тех сумм, которые перечисляют налоговые агенты.
Хотя обязанности налоговых агентов организации и ИП должны продолжать исполнять, удерживать и перечислять в бюджет НДФЛ будут банки (ч. 3 ст. 17 проекта о спецрежиме). При этом социальные и имущественные вычеты получить через работодателя сотрудники не смогут (ч. 1 ст. 17 проекта о спецрежиме).
Элементы налогообложения
Объект, период и ставка
Как и в случае с действующей УСН, налогоплательщикам предложат выбрать один из двух объектов налогообложения: "доходы" или "доходы минус расходы" (ч. 1 ст. 5 проекта о спецрежиме). Налоговый период для обоих объектов одинаковый - календарный месяц (ст. 10 проекта о спецрежиме). А вот ставки разные - 8% и 20% соответственно (ст. 11 проекта о спецрежиме).
Порядок определения и признания доходов и расходов
Определять доходы будут как и сейчас на УСН: учитывают все, кроме указанных в норме (ч. ч. 1, 2 ст. 6 проекта о спецрежиме). Для расходов планируют установить такой же принцип, т.е. подход будет отличаться от действующего сейчас на "упрощенке": в законе предлагают установить перечень тех затрат, которые не уменьшают доходы (ч. 4 ст. 6 проекта о спецрежиме). Это, например, предъявленные покупателю налоги, матпомощь работникам, надбавки к пенсии, премии за счет средств специального назначения.
Для признания доходов и расходов планируют использовать кассовый метод (ст. ст. 7, 8 проекта о спецрежиме):
Доходы |
Расходы |
Признают на дату: - поступления денег, в том числе предоплаты, на счет или в кассу (если применяется ККТ, то на дату формирования фискального документа); - получения иного имущества, работ, услуг или имущественных прав; - погашения задолженности иным способом |
Признают после их фактической оплаты. По общему правилу признают безналичные затраты. Для учета наличных расходов нужно использовать ККТ |
Расчет и уплата налога
По итогам каждого месяца инспекция сама посчитает налог (ч. 2 ст. 12 проект о спецрежиме). Сведения о доходах и расходах она получит:
- с помощью ККТ;
- от уполномоченного банка;
- через личный кабинет налогоплательщика. Это касается денег, которые получили без использования кассы и не через банковский счет (ст. 14 проекта о спецрежиме). Кроме того, через личный кабинет нужно передать информацию о доходах, которые организация получила до перехода на спецрежим, но не учла из-за применения метода начисления (п. 1 ч. 1 ст. 16 проекта о спецрежиме).
За нарушение сроков и порядка передачи сведений о доходах и расходах установят штраф как для банка, так и для налогоплательщика (п. 3 ст. 1 проекта поправок).
Инспекция не позднее 15-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, должна будет сообщать налогоплательщику через личный кабинет в том числе о налоге к уплате (ч. 6 ст. 12 проекта о спецрежиме). Организация или ИП может договориться с банком, по сути, об автоматическом перечислении налога в бюджет. В этом случае согласие на такой порядок уплаты нужно предоставить налоговикам, а они будут сообщать сумму не только налогоплательщику, но и банку.
По общему правилу сумму рассчитают как процент ставки от базы. Однако исчислять станут и минимальный налог - это 3% доходов. Если у налогоплательщика, который выбрал объект "доходы минус расходы", исчисленный налог меньше минимального, перечислить придется как раз последний (ч. ч. 3, 4 ст. 9 проекта о спецрежиме). Похожий порядок есть сейчас для УСН.
Уплатить налог нужно не позднее 25-го числа второго месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (ч. 7 ст. 12 проекта о спецрежиме).
Учет, отчетность и проверки
Налогоплательщик должен будет вести учет доходов и расходов в личном кабинете (ст. 14 проекта о спецрежиме). В основном туда будут попадать сведения от ККТ и банков. Кроме того, нужно вести учет (ч. 10 ст. 17 проекта о спецрежиме):
- доходов, которые получили физлица от налогоплательщика;
- предоставленных стандартных вычетов;
- исчисленных и удержанных налогов.
Организации и ИП планируют освободить от сдачи:
- декларации (ст. 13 проекта о спецрежиме);
- расчета по взносам (ч. 2 ст. 18 проекта о спецрежиме);
- СЗВ-СТАЖ и СЗВ-М, за исключением сведений об отдельных лицах, например работающих не по трудовому договору (п. 3 ст. 2 проекта поправок);
- 4-ФСС (п. 4 ст. 3 проекта поправок).
Что касается проверок, то планируют установить особый порядок:
- камеральную налоговую проверку будут проводить с 1 февраля в течение 3 месяцев за предшествующий календарный год или за те налоговые периоды, которые прошли с регистрации налогоплательщика до окончания прошлого года. Специальные правила будут для смены режима, реорганизации и ликвидации (ч. 7 ст. 2 проекта о спецрежиме);
- камеральные и выездные проверки по взносам на травматизм проводить не будут (п. 6 ст. 3, пп. "б" п. 1 ст. 9 проекта поправок).
Краткое сравнение УСН и нового спецрежима
|
Действующая УСН |
Новая автоматизированная УСН |
Основные требования к налогоплательщику |
- Не более 130 работников с учетом переходного периода; - не более 219,2 млн руб. доходов на 2022 год с учетом переходного периода; - не более 150 млн руб. ОС; - можно совмещать с ПСН
|
- Не более 5 работников; - не более 60 млн руб. доходов; - не более 150 млн руб. ОС; - счет в банке из перечня ФНС; - без совмещения с другими режимами; - ограничения по договорам и операциям |
Страховые взносы |
- По ОПС, ОМС и ВНиМ общие правила, но могут быть льготные тарифы, как, например, для субъектов МСП; - взносы на травматизм зависят от класса риска |
- Нулевой тариф по ОПС, ОМС и ВНиМ; - 2 040 руб. в год взносов на травматизм |
Обязанности налоговых агентов по НДФЛ |
Удерживают и перечисляют налог по общим правилам |
Налог удерживает и перечисляет в бюджет уполномоченный банк |
Объекты налогообложения и ставки |
- "Доходы" - 6% (регионы могут снизить до 1%), 8% для "переходного периода"; - "доходы минус расходы" - 15% (регионы могут снизить до 5%), 20% для "переходного периода"; - минимальный налог - 1% от доходов |
- "Доходы" - 8%; - "доходы минус расходы" - 20%; - минимальный налог - 3% от доходов |
Периодичность уплаты налога |
4 раза в год (авансовые платежи за отчетные периоды и налог за год) |
Ежемесячно (можно уполномочить банк перечислять "автоматически") |
Налоговый учет |
Ведут учет доходов, расходов, выплат, стандартных вычетов и налогов в личном кабинете налогоплательщика |
|
Отчетность |
- Декларация; - 4-ФСС |
Сведения о выплатах и иных вознаграждениях физлицам, которые облагаются взносами и освобождаются от обложения |
Документы: Проект Федерального закона N 20281-8
Проект Федерального закона N 20492-8
23.04.2024
- РАБОТОДАТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ: ПОЛЕЗНЫЕ ОТВЕТЫ ОНЛАЙН-ИНСПЕКЦИИ ЗА МАРТ 2024 ГОДА
15.04.2024
- СПРАВКА О ДОХОДАХ И ИМУЩЕСТВЕ ГОССЛУЖАЩЕГО: ИНТЕРЕСНАЯ ПРАКТИКА 2023 ГОДА ПО НАКАЗАНИЯМ ЗА ОШИБКИ
05.04.2024
- ОБЗОРЫ ПРАКТИКИ ФАС ЗА ФЕВРАЛЬ 2024 ГОДА: ЧАСТЫЕ ОШИБКИ ЗАКАЗЧИКОВ ПО ЗАКОНАМ N 44-ФЗ И 223-ФЗ
02.04.2024
- ПОДБОРКА ИНТЕРЕСНЫХ СУДЕБНЫХ СПОРОВ ЗА I КВАРТАЛ 2024 ГОДА ДЛЯ БУХГАЛТЕРА БЮДЖЕТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
25.03.2024
- РАБОТОДАТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ: ПОЛЕЗНЫЕ ОТВЕТЫ ОНЛАЙН-ИНСПЕКЦИИ ЗА ФЕВРАЛЬ 2024 ГОДА
18.03.2024
- РАБОТЫ ЗА СЧЕТ ОМС: ЧТО СУДЫ СЧИТАЛИ ТЕКУЩИМ РЕМОНТОМ В II ПОЛУГОДИИ 2023 ГОДА И НАЧАЛЕ 2024 ГОДА
29.02.2024
- МАТЕРИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РАБОТНИКОВ: ПРИМЕРЫ ИЗ ПРАКТИКИ ЗА 2023 - 2024 ГОДЫ
19.02.2024
- ПОСТУПЛЕНИЕ ГОССЛУЖАЩЕГО НА ДОЛЖНОСТЬ: ИНТЕРЕСНАЯ ПРАКТИКА 2023 ГОДА
05.02.2024
- ИНДЕКСАЦИЯ ПРИСУЖДЕННЫХ СУММ В АРБИТРАЖНЫХ СПОРАХ: ПРИМЕРЫ ИЗ ПРАКТИКИ ЗА 2022 - 2023 ГОДЫ
30.01.2024
- ОШИБКИ ПРИМЕНЕНИЯ КТРУ В ГОСЗАКУПКАХ: ПРИМЕРЫ ИЗ ПРАКТИКИ ЗА 2023 - 2024 ГОДЫ
26.01.2024
- ИЗМЕНЕНИЯ В СПЕЦИАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕРАХ: ЧТО УЧЕСТЬ БАНКАМ И ДРУГИМ СУБЪЕКТАМ ПОД/ФТ
11.01.2024
- Мировое соглашение в арбитражных спорах: примеры из практики за 2021-2023 годы
08.01.2024
- ПОСЛЕДНИЕ ЗАКОНЫ 2023 ГОДА: САМЫЕ ВАЖНЫЕ НОВШЕСТВА
25.12.2023
- ОСНОВНЫЕ НОВШЕСТВА ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТА ПО ГОСЗАКУПКАМ С 1 ЯНВАРЯ 2024 ГОДА
18.12.2023
- СПОРЫ О ПРЕМИЯХ, КОМПЕНСАЦИЯХ И ИНЫХ ВЫПЛАТАХ ГОССЛУЖАЩИМ: ОБЗОР ИНТЕРЕСНЫХ ДЕЛ ЗА 2023 ГОД
11.12.2023
- НАЛОГИ, ВЗНОСЫ И ОТЧЕТНОСТЬ В ЯНВАРЕ: ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ
30.11.2023
- Обзор ВС РФ N 3 (2023): НА КАКИЕ ПОЗИЦИИ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ
24.11.2023
- ТРЕБОВАНИЯ В СФЕРЕ РЕКЛАМЫ: ФАС УТВЕРДИЛА РУКОВОДСТВО ПО ИХ СОБЛЮДЕНИЮ
16.11.2023
- ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ ИНФОРМАЦИИ: ОБЗОР ВС РФ
13.11.2023
- СНИЖЕНИЕ НЕУСТОЙКИ ПО ГОСКОНТРАКТУ: ИНТЕРЕСНЫЕ ПРИМЕРЫ ИЗ ПРАКТИКИ ЗА 2022 - 2023 ГОДЫ
03.11.2023
- ИЗМЕНЕНИЯ ВО ВНЕСУДЕБНОМ БАНКРОТСТВЕ: ЧТО УЧЕСТЬ РАБОТОДАТЕЛЯМ, БАНКАМ И ДОЛЖНИКАМ
27.10.2023
- БАНКРОТСТВО: ОБЗОР КЛЮЧЕВЫХ ПОЗИЦИЙ ВС РФ ЗА III КВАРТАЛ 2023 ГОДА
23.10.2023
- ВЕРХОВНЫЙ СУД ОБОБЩИЛ ПРАКТИКУ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
16.10.2023
- ОШИБКИ ПРИ ЗАКУПКАХ СРЕДИ СМСП ПО ЗАКОНУ N 223-ФЗ: ПРИМЕРЫ ИЗ ПРАКТИКИ ЗА 2022 - 2023 ГОДЫ
03.10.2023
- ТОП-3 "ПОВОРОТНЫХ" ДЕЛ КАССАЦИИ ПО ТРУДОВЫМ СПОРАМ ЗА ИЮЛЬ - АВГУСТ
28.09.2023
- МИНФИН ОЗВУЧИЛ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ НА 2024 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД
22.09.2023
- ЧТО ИЗМЕНИТСЯ ДЛЯ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ГАРАЖЕЙ С 1 ОКТЯБРЯ
18.09.2023
- НАКАЗАНИЕ ИЗ-ЗА УТРАТЫ ДОВЕРИЯ НА ГОССЛУЖБЕ: ЯРКИЕ СУДЕБНЫЕ СПОРЫ ЗА 2022 - 2023 ГОДЫ
11.09.2023
- ОБЗОРЫ ПРАКТИКИ ФАС ЗА ИЮЛЬ 2023 ГОДА: ЧАСТЫЕ ОШИБКИ В ЗАКУПКАХ ПО ЗАКОНАМ N 44-ФЗ И 223-ФЗ
01.09.2023
- САМЫЕ ВАЖНЫЕ СОБЫТИЯ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА ЗА ЛЕТО 2023 ГОДА
25.08.2023
- ЭЛЕКТРОННАЯ ПОДПИСЬ И МАШИНОЧИТАЕМАЯ ДОВЕРЕННОСТЬ: ЧТО ИЗМЕНЯЕТСЯ С 1 СЕНТЯБРЯ 2023 ГОДА
17.08.2023
- КАКИЕ ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЖДУТ СПЕЦИАЛИСТА ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ С 1 СЕНТЯБРЯ 2023 ГОДА
11.08.2023
- АВТОТРАНСПОРТ, МАРКИРОВКА ТОВАРОВ, РЕКЛАМА И ДРУГИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ДЛЯ ЮРИСТА С 1 СЕНТЯБРЯ
03.08.2023
- ЗАКУПКИ ПО ЗАКОНУ N 223-ФЗ: КАКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫЯВИЛА ФАС В ОБЗОРАХ ПРАКТИКИ ЗА МАЙ - ИЮНЬ 2023 ГОДА
24.07.2023
- ТОП-3 "ПОВОРОТНЫХ" ДЕЛ КАССАЦИИ ПО ТРУДОВЫМ СПОРАМ ЗА МАЙ - ИЮНЬ
17.07.2023
- ОШИБКИ В УСЛОВИЯХ ПОРЯДКА ОЦЕНКИ ЗАЯВОК ПО ЗАКОНУ N 44-ФЗ: ПРИМЕРЫ ИЗ ПРАКТИКИ ЗА 2022 - 2023 ГОДЫ
11.07.2023
- СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ НА ТРАВМАТИЗМ С ВЫПЛАТ РАБОТНИКАМ: ЯРКИЕ СПОРЫ ЗА 2022 - 2023 ГОДЫ
05.07.2023
- ПОДБОРКА ИНТЕРЕСНЫХ СУДЕБНЫХ СПОРОВ ЗА II КВАРТАЛ 2023 ГОДА ДЛЯ БУХГАЛТЕРА БЮДЖЕТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
27.06.2023
- ОШИБКИ ПРИ ВЕДЕНИИ БЮДЖЕТНОЙ СМЕТЫ: ИНТЕРЕСНЫЕ ПРИМЕРЫ ИЗ ПРАКТИКИ ЗА 2022 ГОД
15.06.2023
- ТОП-3 "ПОВОРОТНЫХ" ДЕЛ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ ОКРУГОВ ДЛЯ ЮРИСТА: МАЙ 2023 ГОДА
13.06.2023
- ОШИБКИ С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ СУБПОДРЯДЧИКОВ К ГОСЗАКАЗУ: ПРИМЕРЫ ИЗ ПРАКТИКИ ЗА 2021 - 2023 ГОДЫ
02.06.2023
- ВРЕМЕННЫЙ ПЕРЕВОД К ДРУГОМУ РАБОТОДАТЕЛЮ: АКТУАЛЬНЫЕ РАЗЪЯСНЕНИЯ МИНТРУДА
26.05.2023
- ОШИБКИ ПРИ ОПИСАНИИ ОБЪЕКТА ГОСЗАКУПКИ: ПРИМЕРЫ ИЗ ПРАКТИКИ КОНТРОЛЕРОВ ЗА 2022 - 2023 ГОДЫ
19.05.2023
- РАБОТОДАТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ: ПОЛЕЗНЫЕ ОТВЕТЫ ОНЛАЙН-ИНСПЕКЦИИ ЗА АПРЕЛЬ 2023 ГОДА
12.05.2023
- ОРГАНИЗАЦИЯ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА: РЕКОМЕНДАЦИИ МИНФИНА
05.05.2023
- ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ И ДОКУМЕНТООБОРОТ В УЧРЕЖДЕНИИ: МИНФИН ПОДГОТОВИЛ ПОПРАВКИ К СТАНДАРТАМ
Новости 1 - 50 из 207
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец