- ГОСДУМА РАССМОТРИТ ПРОЕКТЫ О НОВОМ НАЛОГОВОМ РЕЖИМЕ
Исключительные права на представленный обзор принадлежат АО "Консультант Плюс".
Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 22.11.2021.
С 1 июля 2022 года предлагают ввести экспериментальный спецрежим - автоматизированную УСН. Проекты о нем и о соответствующих поправках к НК РФ и другим законам внесли в Госдуму. Первое чтение пройдет не ранее конца декабря текущего года. Рассмотрим основные условия и последствия применения нового спецрежима.
Сроки и регионы - участники эксперимента >>>
Требования к налогоплательщикам >>>
Льготы и освобождения >>>
Элементы налогообложения >>>
Учет, отчетность и проверки >>>
Краткое сравнение УСН и нового спецрежима >>>
Сроки и регионы - участники эксперимента
Предполагают, что эксперимент будет длиться 5,5 лет: с 1 июля 2022 года по 31 декабря 2027 года (ст. 1 проекта о спецрежиме). Проводить его планируют в 4 субъектах РФ:
- Москве;
- Московской области;
- Калужской области;
- Татарстане.
Из пояснительной записки к проекту о спецрежиме следует, что принять участие в эксперименте смогут организации и ИП, которые зарегистрированы по месту нахождения или жительства на территории этих регионов.
Требования к налогоплательщикам
Перейти на спецрежим смогут и ИП, и организации, у которых:
- средняя численность работников в месяц не более 5 человек. Среди них не должно быть налоговых нерезидентов РФ (п. п. 26, 27 ч. 5 ст. 3 проекта о спецрежиме);
- учитываемые в базе доходы не превышают за год 60 млн руб. (п. 22 ч. 5 ст. 3 проекта о спецрежиме);
- остаточная стоимость ОС не более 150 млн руб. (п. 13 ч. 5 ст. 3 проекта о спецрежиме);
- нет филиалов или обособленных подразделений (п. 1 ч. 5 ст. 3 проекта о спецрежиме);
- доля участия других организаций по общему правилу не более 25% (п. 12 ч. 5 ст. 3 проекта о спецрежиме);
- счета только в банках, которые есть в перечне уполномоченных (п. 28 ч. 5 ст. 3 проекта о спецрежиме). Такой список составит ФНС.
Совмещать автоматизированную УСН с другими режимами налогообложения нельзя (п. 18 ч. 5 ст. 3 проекта о спецрежиме).
Не смогут применять новый спецрежим все налогоплательщики, которые по НК РФ не вправе перейти на УСН: банки, страховщики, НПФ, ломбарды, бюджетные учреждения и др. Помимо этих категорий запрет предусмотрели, в частности:
- для некоммерческих организаций (п. 24 ч. 5 ст. 3 проекта о спецрежиме);
- участников договора простого товарищества, инвестиционного товарищества, доверительного управления имуществом или концессионного соглашения (п. 19 ч. 5 ст. 3 проекта о спецрежиме);
- тех, кто работает по договорам поручения, комиссии или агентским договорам либо совершает сделки с ценными бумагами, производными финансовыми инструментами, оказывает кредитные или иные финансовые услуги (п. п. 20, 21 ч. 5 ст. 3 проекта о спецрежиме).
Льготы и освобождения
Главное отличие от действующей сейчас УСН - для организаций и ИП, которые перейдут на новый спецрежим, планируют установить нулевой тариф взносов (ст. 18 проекта о спецрежиме). Это касается пенсионных, медицинских взносов, а также взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Размер взносов на травматизм будет фиксированным - 2 040 руб. в год с ежегодной индексацией (пп. "б" п. 3 ст. 3 проекта поправок). При этом скидки и надбавки таким страхователям устанавливать не будут.
В остальном освобождение от налогов такое же, как и сейчас у УСНщиков (ч. ч. 4 - 6 ст. 2 проекта о спецрежиме):
- от налога на прибыль, кроме налога с доходов КИК, дивидендов, по операциям с отдельными долговыми обязательствами;
- НДФЛ с доходов от предпринимательской деятельности, кроме дивидендов, а также доходов, которые облагают по ставке 35% и 9%;
- налога на имущество организаций (кроме объектов, базу по которым считают исходя из кадастровой стоимости), а также физлиц в отношении объектов для предпринимательской деятельности, за исключением торговой и административной недвижимости;
- НДС, кроме налога при ввозе товаров и тех сумм, которые перечисляют налоговые агенты.
Хотя обязанности налоговых агентов организации и ИП должны продолжать исполнять, удерживать и перечислять в бюджет НДФЛ будут банки (ч. 3 ст. 17 проекта о спецрежиме). При этом социальные и имущественные вычеты получить через работодателя сотрудники не смогут (ч. 1 ст. 17 проекта о спецрежиме).
Элементы налогообложения
Объект, период и ставка
Как и в случае с действующей УСН, налогоплательщикам предложат выбрать один из двух объектов налогообложения: "доходы" или "доходы минус расходы" (ч. 1 ст. 5 проекта о спецрежиме). Налоговый период для обоих объектов одинаковый - календарный месяц (ст. 10 проекта о спецрежиме). А вот ставки разные - 8% и 20% соответственно (ст. 11 проекта о спецрежиме).
Порядок определения и признания доходов и расходов
Определять доходы будут как и сейчас на УСН: учитывают все, кроме указанных в норме (ч. ч. 1, 2 ст. 6 проекта о спецрежиме). Для расходов планируют установить такой же принцип, т.е. подход будет отличаться от действующего сейчас на "упрощенке": в законе предлагают установить перечень тех затрат, которые не уменьшают доходы (ч. 4 ст. 6 проекта о спецрежиме). Это, например, предъявленные покупателю налоги, матпомощь работникам, надбавки к пенсии, премии за счет средств специального назначения.
Для признания доходов и расходов планируют использовать кассовый метод (ст. ст. 7, 8 проекта о спецрежиме):
Доходы |
Расходы |
Признают на дату: - поступления денег, в том числе предоплаты, на счет или в кассу (если применяется ККТ, то на дату формирования фискального документа); - получения иного имущества, работ, услуг или имущественных прав; - погашения задолженности иным способом |
Признают после их фактической оплаты. По общему правилу признают безналичные затраты. Для учета наличных расходов нужно использовать ККТ |
Расчет и уплата налога
По итогам каждого месяца инспекция сама посчитает налог (ч. 2 ст. 12 проект о спецрежиме). Сведения о доходах и расходах она получит:
- с помощью ККТ;
- от уполномоченного банка;
- через личный кабинет налогоплательщика. Это касается денег, которые получили без использования кассы и не через банковский счет (ст. 14 проекта о спецрежиме). Кроме того, через личный кабинет нужно передать информацию о доходах, которые организация получила до перехода на спецрежим, но не учла из-за применения метода начисления (п. 1 ч. 1 ст. 16 проекта о спецрежиме).
За нарушение сроков и порядка передачи сведений о доходах и расходах установят штраф как для банка, так и для налогоплательщика (п. 3 ст. 1 проекта поправок).
Инспекция не позднее 15-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, должна будет сообщать налогоплательщику через личный кабинет в том числе о налоге к уплате (ч. 6 ст. 12 проекта о спецрежиме). Организация или ИП может договориться с банком, по сути, об автоматическом перечислении налога в бюджет. В этом случае согласие на такой порядок уплаты нужно предоставить налоговикам, а они будут сообщать сумму не только налогоплательщику, но и банку.
По общему правилу сумму рассчитают как процент ставки от базы. Однако исчислять станут и минимальный налог - это 3% доходов. Если у налогоплательщика, который выбрал объект "доходы минус расходы", исчисленный налог меньше минимального, перечислить придется как раз последний (ч. ч. 3, 4 ст. 9 проекта о спецрежиме). Похожий порядок есть сейчас для УСН.
Уплатить налог нужно не позднее 25-го числа второго месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (ч. 7 ст. 12 проекта о спецрежиме).
Учет, отчетность и проверки
Налогоплательщик должен будет вести учет доходов и расходов в личном кабинете (ст. 14 проекта о спецрежиме). В основном туда будут попадать сведения от ККТ и банков. Кроме того, нужно вести учет (ч. 10 ст. 17 проекта о спецрежиме):
- доходов, которые получили физлица от налогоплательщика;
- предоставленных стандартных вычетов;
- исчисленных и удержанных налогов.
Организации и ИП планируют освободить от сдачи:
- декларации (ст. 13 проекта о спецрежиме);
- расчета по взносам (ч. 2 ст. 18 проекта о спецрежиме);
- СЗВ-СТАЖ и СЗВ-М, за исключением сведений об отдельных лицах, например работающих не по трудовому договору (п. 3 ст. 2 проекта поправок);
- 4-ФСС (п. 4 ст. 3 проекта поправок).
Что касается проверок, то планируют установить особый порядок:
- камеральную налоговую проверку будут проводить с 1 февраля в течение 3 месяцев за предшествующий календарный год или за те налоговые периоды, которые прошли с регистрации налогоплательщика до окончания прошлого года. Специальные правила будут для смены режима, реорганизации и ликвидации (ч. 7 ст. 2 проекта о спецрежиме);
- камеральные и выездные проверки по взносам на травматизм проводить не будут (п. 6 ст. 3, пп. "б" п. 1 ст. 9 проекта поправок).
Краткое сравнение УСН и нового спецрежима
|
Действующая УСН |
Новая автоматизированная УСН |
Основные требования к налогоплательщику |
- Не более 130 работников с учетом переходного периода; - не более 219,2 млн руб. доходов на 2022 год с учетом переходного периода; - не более 150 млн руб. ОС; - можно совмещать с ПСН
|
- Не более 5 работников; - не более 60 млн руб. доходов; - не более 150 млн руб. ОС; - счет в банке из перечня ФНС; - без совмещения с другими режимами; - ограничения по договорам и операциям |
Страховые взносы |
- По ОПС, ОМС и ВНиМ общие правила, но могут быть льготные тарифы, как, например, для субъектов МСП; - взносы на травматизм зависят от класса риска |
- Нулевой тариф по ОПС, ОМС и ВНиМ; - 2 040 руб. в год взносов на травматизм |
Обязанности налоговых агентов по НДФЛ |
Удерживают и перечисляют налог по общим правилам |
Налог удерживает и перечисляет в бюджет уполномоченный банк |
Объекты налогообложения и ставки |
- "Доходы" - 6% (регионы могут снизить до 1%), 8% для "переходного периода"; - "доходы минус расходы" - 15% (регионы могут снизить до 5%), 20% для "переходного периода"; - минимальный налог - 1% от доходов |
- "Доходы" - 8%; - "доходы минус расходы" - 20%; - минимальный налог - 3% от доходов |
Периодичность уплаты налога |
4 раза в год (авансовые платежи за отчетные периоды и налог за год) |
Ежемесячно (можно уполномочить банк перечислять "автоматически") |
Налоговый учет |
Ведут учет доходов, расходов, выплат, стандартных вычетов и налогов в личном кабинете налогоплательщика |
|
Отчетность |
- Декларация; - 4-ФСС |
Сведения о выплатах и иных вознаграждениях физлицам, которые облагаются взносами и освобождаются от обложения |
Документы: Проект Федерального закона N 20281-8
Проект Федерального закона N 20492-8
20.05.2022
- ВЫПЛАТЫ ПЕРСОНАЛУ ЗА СЧЕТ ОМС: ПРИМЕРЫ НЕЦЕЛЕВЫХ РАСХОДОВ ИЗ ПРАКТИКИ КАССАЦИИ 2021 - 2022 ГОДОВ
14.05.2022
- ТОП-5 "ПОВОРОТНЫХ" ДЕЛ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ ОКРУГОВ ЗА АПРЕЛЬ 2022 ГОДА
04.05.2022
- РАСЧЕТЫ И НАЛОГИ В МАЕ 2022 ГОДА: ЧТО УЧЕСТЬ В РАБОТЕ БУХГАЛТЕРУ
28.04.2022
- ВС РФ ОБОБЩИЛ ПРАКТИКУ ПО СПОРАМ, КОТОРЫЕ СВЯЗАНЫ С ЗАКЛЮЧЕНИЕМ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА
22.04.2022
- РАБОТОДАТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ: ПОЛЕЗНЫЕ ОТВЕТЫ ОНЛАЙН-ИНСПЕКЦИИ ЗА МАРТ 2022 ГОДА
14.04.2022
- ТОП-5 "ПОВОРОТНЫХ" ДЕЛ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ ОКРУГОВ ЗА МАРТ 2022 ГОДА
08.04.2022
- ПЛАНИРУЮТ ВВЕСТИ НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОБРАБОТКЕ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
01.04.2022
- О КАКИХ ИЗМЕНЕНИЯХ НУЖНО ЗНАТЬ ГРАЖДАНАМ В II КВАРТАЛЕ 2022 ГОДА
23.03.2022
- РАБОТОДАТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ: ПОЛЕЗНЫЕ ОТВЕТЫ ОНЛАЙН-ИНСПЕКЦИИ ЗА ФЕВРАЛЬ 2022 ГОДА
16.03.2022
- ТОП-5 "ПОВОРОТНЫХ" ДЕЛ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ ОКРУГОВ ЗА ФЕВРАЛЬ 2022 ГОДА
09.03.2022
- ЗАРАБОТАЛИ ПРАВИЛА ПРОВЕРОК ПРИМЕНЕНИЯ ККТ
28.02.2022
- КАКИЕ ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЖДУТ СПЕЦИАЛИСТА ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ С 1 МАРТА 2022 ГОДА
21.02.2022
- ОБЗОР ВС РФ N 4 (2021): НА КАКИЕ ПОЗИЦИИ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ
14.02.2022
- ОТЧЕТНОСТЬ И РАСЧЕТЫ В ФЕВРАЛЕ 2022 ГОДА: ЧТО УЧЕСТЬ В РАБОТЕ
07.02.2022
- ПОПРАВКИ К ИНСТРУКЦИИ N 191Н ОПУБЛИКОВАЛИ - ПРИКАЗ МИНФИНА ОТ 21 ДЕКАБРЯ 2021 ГОДА
31.01.2022
- С 6 ФЕВРАЛЯ УВЕЛИЧАТ МИНИМАЛЬНЫЕ ЦЕНЫ НА КРЕПКИЙ АЛКОГОЛЬ
24.01.2022
- ОШИБКИ В УЧЕТЕ И ОТЧЕТНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ: ИНТЕРЕСНЫЕ СИТУАЦИИ ИЗ ПРАКТИКИ ЗА 2020 - 2021 ГОДЫ
14.01.2022
- БАНКРОТСТВО: ОБЗОР КЛЮЧЕВЫХ ПОЗИЦИЙ ВС РФ И КС РФ ЗА IV КВАРТАЛ 2021 ГОДА
10.01.2022
- МИНФИН ДАЛ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОРЯДКУ ПРИМЕНЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ КОСГУ
24.12.2021
- НОВШЕСТВА I КВАРТАЛА 2022 ГОДА ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
20.12.2021
- НОВОГОДНИЕ РАСХОДЫ, КОТОРЫЕ СУДЫ МОГУТ СЧЕСТЬ НЕЦЕЛЕВЫМИ: ПРИМЕРЫ ИЗ ПРАКТИКИ ЗА 2020 - 2021 ГОДЫ
13.12.2021
- КОРПОРАТИВНЫХ БАНКОВСКИХ КЛИЕНТОВ РАЗДЕЛЯТ НА ГРУППЫ РИСКА - ПРОЕКТ ПРИНЯЛИ В ТРЕТЬЕМ ЧТЕНИИ
06.12.2021
- ПЛАНИРУЮТ ОБНОВИТЬ ПРАВИЛА ОБРАЩЕНИЯ С ДОКУМЕНТАМИ ДЛЯ СЛУЖЕБНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ
29.11.2021
- ОПУБЛИКОВАЛИ ПОПРАВКИ К НК РФ ПО ЗАЧЕТУ НАЛОГОВ В СЧЕТ ВЗНОСОВ И ПО ЕДИНОМУ НАЛОГОВОМУ ПЛАТЕЖУ
22.11.2021
- ГОСДУМА РАССМОТРИТ ПРОЕКТЫ О НОВОМ НАЛОГОВОМ РЕЖИМЕ
03.11.2021
- МИНФИН ПРЕДЛОЖИЛ НОВЫЙ ПОРЯДОК ОЦЕНКИ ЗАЯВОК УЧАСТНИКОВ ГОСЗАКУПОК
28.10.2021
- ВЕРХОВНЫЙ СУД ОБОБЩИЛ ПРАКТИКУ ПО ДОГОВОРУ ЛИЗИНГА
22.10.2021
- ПРАВИЛА УПЛАТЫ УТИЛИЗАЦИОННОГО СБОРА ПЛАНИРУЮТ УПРОСТИТЬ
15.10.2021
- 5 ОШИБОК В УЧЕТЕ УЧРЕЖДЕНИЯ, ЗА КОТОРЫЕ ОШТРАФОВАЛИ ГЛАВБУХОВ: ПРАКТИКА СУДОВ ЗА 2020 - 2021 ГОДЫ
01.10.2021
- ОТЧЕТНОСТЬ И РАСЧЕТЫ В ОКТЯБРЕ: НА ЧТО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ
01.10.2021
- МИНФИН РАССКАЗАЛ О НАЛОГОВЫХ ПЛАНАХ НА БЛИЖАЙШИЕ 3 ГОДА
27.09.2021
- СОХРАНИТЬ ПОСОБИЕ ПО УХОДУ ЗА РЕБЕНКОМ ПРИ НЕПОЛНОМ РАБОЧЕМ ДНЕ: ЯРКИЕ СПОРЫ ЗА 2020 - 2021 ГОДЫ
20.09.2021
- ВОЗМЕЩЕНИЕ ПОТЕРЬ БЕЗ НАРУШЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ: ИНТЕРЕСНЫЕ СИТУАЦИИ ИЗ ПРАКТИКИ ЗА 2020 - 2021 ГОДЫ
13.09.2021
- МИНФИН ПРЕДЛОЖИЛ ОБНОВИТЬ ДОПТРЕБОВАНИЯ К УЧАСТНИКАМ ГОСЗАКУПОК
06.09.2021
- СНИЖЕНИЕ ЗАРПЛАТЫ: ИНТЕРЕСНЫЕ СПОРЫ ЗА 2020 - 2021 ГОДЫ
25.08.2021
- СУДЕБНЫЕ РАСХОДЫ В СПОРАХ С НАЛОГОВОЙ: ИНТЕРЕСНЫЕ КЕЙСЫ ЗА 2020 - 2021 ГОДЫ
20.08.2021
- ДЛЯ МЕДОРГАНИЗАЦИЙ РАЗРАБОТАЛИ ПРАВИЛА ФИКСАЦИИ ФАКТОВ УТРАТЫ НАРКОТИКОВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ
12.08.2021
- ПРОЕКТ ИЗМЕНЕНИЙ В ИНСТРУКЦИИ N 33Н: К ЧЕМУ ГОТОВИТЬСЯ УЧРЕЖДЕНИЯМ
06.08.2021
- МИНФИН РАЗРАБОТАЛ ПОПРАВКИ К ИНСТРУКЦИИ N 157Н
03.08.2021
- МИНЮСТ ПОДГОТОВИЛ ПОПРАВКИ О ЦИФРОВОМ РЕЕСТРЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ
27.07.2021
- СКОРРЕКТИРОВАЛИ ЗАКОН О КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНЫХ ОРГАНАХ РЕГИОНОВ И МУНИЦИПАЛИТЕТОВ
05.07.2021
- ВЕРХОВНЫЙ СУД РАЗЪЯСНИЛ НЮАНСЫ ОСПАРИВАНИЯ КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ
28.06.2021
- БЮДЖЕТНАЯ И БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ УЧРЕЖДЕНИЙ: ЧТО УЧЕСТЬ НАЧИНАЯ С ФОРМ ЗА ПОЛУГОДИЕ 2021 ГОДА
21.06.2021
- ВЗЫСКАНИЕ ДОЛГОВ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ В БАНКЕ: ВЕРХОВНЫЙ СУД ОБОБЩИЛ ПРАКТИКУ
15.06.2021
- ОНЛАЙН-КАССЫ: КАКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ С 6 АВГУСТА 2021 ГОДА
08.06.2021
- ТРУДОВЫЕ КНИЖКИ: ОБЗОР СЕНТЯБРЬСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ
01.06.2021
- ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СФЕРЕ ЦИФРОВОЙ МАРКИРОВКИ: ДЕПУТАТЫ СОГЛАСИЛИСЬ ИЗМЕНИТЬ КОАП РФ
25.05.2021
- ХРАНЕНИЕ ПЕРВИЧКИ: ДЕПУТАТЫ РАССМОТРЯТ ПРОЕКТ О ПЕРЕВОДЕ БУМАЖНЫХ ДОКУМЕНТОВ В ЭЛЕКТРОННЫЕ
Новости 1 - 50 из 1047
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец