Правовые новости. Коротко о важном

11.12.2017

КонсультантПлюс: НОВОСТИ ДЛЯ ЮРИСТА

Исключительные права на представленный обзор                    
принадлежат АО "Консультант Плюс".  

Обзор документов, введенных в информационный банк системы КонсультантПлюс с 11 по 15 декабря 2017 года


15.12.2017

ФНС представила новый электронный сервис для быстрой регистрации бизнеса

На сайте службы теперь можно зарегистрировать ООО с единственным участником, не тратя лишнее время и деньги на сбор документов. Как сообщила ФНС, на основании личных данных налогоплательщика сервис сам сформирует необходимые для госрегистрации документы (решение об учреждении ООО, устав, платежку и заявление).

Учредителю нужно только подписать эти документы электронной подписью и отправить их с помощью этого же сервиса. Результат госрегистрации можно получить в электронном или бумажном виде.

Пользователи, у которых нет электронной подписи, смогут распечатать документы и сдать их на регистрацию в общем порядке.

Документ: Информация ФНС России (https://www.nalog.ru/rn77/news/activities_fts/7103641/)


15.12.2017

Если выбранный третейский суд не функционирует, арбитражный суд не оставит иск без рассмотрения

В договоре для некоторых ситуаций была предусмотрена третейская оговорка. Несмотря на это, одна из сторон обратилась в государственный суд, который оставил иск без рассмотрения.

Когда дело дошло до ВС РФ, он пояснил следующее. Во-первых, оставляя иск без рассмотрения из-за третейской оговорки, суд должен проверить, распространяется ли ее действие на возникший спор. На это указывал еще ВАС РФ. В данном случае действие третейской оговорки на спорную ситуацию не распространялось. Во-вторых, не было учтено, что третейский суд, который выбрали стороны, не функционировал на момент спора.

Документ: Определение Верховного Суда РФ от 16.11.2017 N 305-ЭС17-9241


14.12.2017

Государство продолжает "переупаковывать" алкоголь

В уходящем году вступил в силу запрет производить и продавать любой алкоголь в пластиковых бутылках объемом более 1,5 л. Теперь предлагается ввести новые ограничения. Для этого в Госдуму внесены сразу два законопроекта.

Речь идет об упаковке только крепкого алкоголя, содержание этилового спирта в котором более 28% объема торговой продукции. С июля 2018 года производство и (или) продажу такого алкоголя в полимерной потребительской таре любого объема могут запретить. Исключение - продукция на экспорт. Во всех других случаях юрлицам за нарушение этого правила грозит штраф от 300 тыс. до 500 тыс. руб. Кроме того, запрещенная продукция может быть конфискована.

Для розлива крепкого алкоголя нужно будет использовать промаркированные стеклянные бутылки. На бутылке должен быть знак-идентификатор завода - изготовителя тары, а также буква "А" в окружности. Повторное использование такой стеклянной тары будет незаконным. Оборот отечественного алкоголя в бутылках без маркировки запретят с 1 июля 2018 года. Продукции, выпущенной до указанной даты, это не коснется.

Маркированную тару можно будет поставлять только лицам, у которых есть лицензия на производство, хранение и поставки произведенной алкогольной продукции. В противном случае компанию - поставщика бутылок оштрафуют на сумму от 300 тыс. до 1 млн руб., в дополнение могут конфисковать производственное оборудование.

Документы: Проект Федерального закона N 336427-7 (http://sozd.parlament.gov.ru/bill/336427-7)

Внесен в Госдуму 9 декабря 2017 года

Проект Федерального закона N 336807-7 (http://sozd.parlament.gov.ru/bill/336807-7)

Внесен в Госдуму 11 декабря 2017 года


13.12.2017

При покупке имущества у банкрота нужно платить вовремя, иначе договор может быть расторгнут

Продавец реализовал имущество, находясь на стадии банкротства. Покупатель не оплатил его полностью в срок, который установлен договором купли-продажи и законом.

Верховный суд счел такое нарушение существенным, а значит, договор можно расторгнуть. Существенность нарушения выразилась не только в том, что продавец недополучил значительную сумму, на которую рассчитывал. Поскольку продавец находился в процессе банкротства, из-за взыскания долга увеличились срок и стоимость конкурсных процедур.

Подобную позицию высказывал еще ВАС РФ.

Документ: Определение Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 304-ЭС17-11435


12.12.2017

СМС и звонки с подменой номера окажутся под запретом уже с нового года

С 5 января операторы связи должны будут передавать номер отправителя СМС в неизменном виде. То же самое относится и к телефонным звонкам.

Например, в СМС будет реальный номер, а не название магазина, банка или другого заказчика рассылки. Полагаем, это будет удобнее, поскольку получатели смогут включить отправителя в черный список.

Документ: Федеральный закон от 05.12.2017 N 386-ФЗ (рассмотренные положения вступают в силу 5 января 2018 года)


12.12.2017

Производители и продавцы табака смогут поучаствовать в эксперименте по маркировке табачной продукции

Правительство постановило, что с 15 января до 31 декабря 2018 года будет проводиться эксперимент по маркировке табачной продукции средствами идентификации и мониторингу ее оборота. Ожидается, в частности, что данные меры позволят противодействовать незаконному ввозу, производству и обороту табачной продукции (в том числе контрафактной).

Для производителей табачной продукции, розничных и оптовых продавцов табака, а также импортеров участие в эксперименте будет добровольным. Последние, правда, смогут присоединиться к эксперименту только с 1 июля.

Обеспечивать проведение эксперимента будут федеральный орган исполнительной власти, который определит правительство, и оператор информационной системы. По всей видимости, система станет аналогом ЕГАИС для табачной продукции. По опыту внедрения этой информационной системы для алкогольного рынка можно предполагать, что новшества обойдутся табачной отрасли недешево.

Документ: Постановление Правительства РФ от 27.11.2017 N 1433 (вступает в силу 14 декабря 2017 года)


12.12.2017

Вывод ВС РФ поможет компании избежать миллионного штрафа при использовании наружной рекламы

Если рекламодатель размещает наружную рекламу, не являясь владельцем рекламной конструкции, штраф за ее установку и эксплуатацию без разрешения ему не грозит. Такую позицию привел ВС РФ в п. 20 Обзора практики.

Попросту говоря, рекламодатель не рискует получить такой штраф, если соглашение об использовании рекламного пространства предусматривает только размещение рекламы без аренды рекламной конструкции.

Документ: Обзор судебной практики, утвержденный Президиумом ВС РФ 06.12.2017 (http://www.supcourt.ru/documents/thematics/26138/)


12.12.2017

С июня 2018 года банки должны будут предупреждать потребителей о риске валютных займов

Опубликован закон, предусматривающий обязанность кредитных организаций информировать граждан-заемщиков о повышенных рисках кредита в валюте, отличной от валюты дохода заемщика.

Соответствующая информация должна размещаться там, где кредитор принимает заявки на оформление займа или потребкредита. Если заявку можно подать онлайн, сведения должны быть на сайте.

Документ: Федеральный закон от 05.12.2017 N 378-ФЗ (вступает в силу 24 июня 2018 года)


12.12.2017

КС РФ высказался об отрицательной судебной практике по налоговым спорам и о письмах Минфина и ФНС

Постановление защитит добросовестных налогоплательщиков от негативных последствий поворота в судебной практике. Кроме того, финансовое или налоговое ведомства полностью ответят на вопросы по налогам, даже если для этого требуются разъяснения профильных госорганов.

Толкование налоговых норм, ухудшающее положение налогоплательщика, не имеет обратной силы

Не имеет обратной силы постановление высшего суда, если в нем по-новому истолкованы нормы права и такое толкование ухудшает положение добросовестного налогоплательщика. Значит, доначислить налоги, пени и штрафы за периоды до изменения судебной практики нельзя. Важно, чтобы налогоплательщик в период положительного для себя толкования налоговых норм не злоупотреблял правами (не уклонялся от уплаты налогов).

Минфин и ФНС должны разъяснить, как платить налоги, даже если им нужны сведения от другого органа

КС РФ фактически запретил Минфину и ФНС давать отписки в ситуациях, когда вопрос применения налогового законодательства связан со сферами регулирования, в которых есть свои уполномоченные органы.

Финансовое или налоговое ведомства должны сами в рамках межведомственного взаимодействия собрать необходимую информацию и ответить налогоплательщику по существу.

Документ: Постановление КС РФ от 28.11.2017 N 34-П


12.12.2017

Оснований для внеплановых проверок работодателей, возможно, станет больше

Проект об этом депутаты приняли во втором чтении. Так, внеплановая проверка нагрянет, если любое лицо сообщит в федеральную инспекцию труда о том, что работодатель:

- уклоняется от оформления трудового договора;

- оформляет его ненадлежащим образом;

- заключает гражданско-правовой договор вместо трудового.

На прежних стадиях проект был сформулирован так, что необходимым условием для подобных проверок являлась угроза причинения вреда жизни и здоровью сотрудников. Теперь этого условия нет, поэтому новые основания будут самостоятельными.

Как известно, за перечисленные нарушения в оформлении трудовых отношений работодателю грозит штраф. Для должностных лиц он составляет от 10 тыс. до 20 тыс. руб., для юрлиц - от 50 тыс. до 100 тыс. руб.

Документ: Проект Федерального закона N 1181957-6 (http://sozd.parlament.gov.ru/bill/1181957-6)

Принят во втором чтении 6 декабря 2017 года


11.12.2017

В Госдуму внесли проект нового закона о государственном и муниципальном контроле за юрлицами и ИП

Документ разработан для замены действующего Закона о защите прав юрлиц и ИП. Если его примут, изменения вступят в силу только через год после официального опубликования.

В проекте большое внимание уделяется системе управления рисками и сохранению риск-ориентированного подхода при контроле за юрлицами и ИП. По общему правилу этот подход должен применяться с 1 января 2018 года, но в некоторых сферах деятельности он работает уже сейчас.

Напомним, что риск-ориентированный подход предполагает разную периодичность проведения проверок в зависимости от степени риска, к которому относят юрлицо или ИП. Так, например, не должны проводиться плановые проверки объектов с низкой степенью риска.

Проект детализирует порядок проведения мероприятий по контролю. Будет установлено, как уполномоченные органы будут проводить:

- осмотр и досмотр,

- видеонаблюдение и фотофиксацию;

- опрос;

- сбор и использование информации (отчетности);

- получение объяснений;

- инвентаризацию;

- экспертизу, в том числе отбор проб (образцов) продукции, веществ и материалов;

- истребование документов (информации);

- изъятие (выемку) документов.

Дополнительные особенности проведения отдельных действий могут быть предусмотрены федеральными законами.

Документ: Проект Федерального закона N 332053-7 (http://sozd.parlament.gov.ru/bill/332053-7)