Новое в Федеральном законодательстве

09.01.2018

Выпуск от 09.01.2018

КонсультантПлюс: НОВОЕ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ                                                                                

Исключительные права на представленный обзор                                                                                
принадлежат АО "Консультант Плюс".                                                                                

Обзор документов, введенных в информационный банк                                                                                

системы КонсультантПлюс от 9 января 2018 года

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

"Методические рекомендации для проведения мониторинга размещения на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" актуальной информации о мерах по профилактике и противодействию коррупции"

Минтрудом России разработаны методические рекомендации по мониторингу размещения на сайтах органов власти актуальной информации о мерах по профилактике и противодействию коррупции

Рекомендации направлены на установление контроля соблюдения федеральными органами исполнительной власти требований к наполнению подразделов их сайтов, посвященных вопросам противодействия коррупции, утвержденных приказом Минтруда России от 07.10.2013 N 530н.

Рекомендации предусматривают оценку соблюдения указанных требований по 8 направлениям и позволяют при проведении мониторинга составлять рейтинг органов власти по их исполнению.

СЕМЬЯ

Постановление Правительства РФ от 30.12.2017 N 1716

"О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи"

Сокращен перечень документов, предоставляемых гражданами для получения заключения о возможности стать усыновителями

Постановлением Правительства РФ от 29.03.2000 N 275 "Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства", Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан" и Постановлением Правительства РФ от 19.05.2009 N 432 "О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации" установлены перечни заявлений и документов, которые должны быть представлены гражданами для получения заключений о возможности быть, соответственно, усыновителями, опекунами, попечителями, приемными родителями или для получения заключения о возможности временного принятия в семью ребенка, находящегося в организации для детей-сирот.

Подписанным постановлением устанавливается, что указанные лица вправе не подавать выписку из домовой (поквартирной) книги с места жительства или другой документ, подтверждающий право пользования жилым помещением или право собственности на жилое помещение; копию финансового лицевого счета с места жительства; справку органов внутренних дел, подтверждающую отсутствие у гражданина, выразившего желание стать опекуном, судимости или факта уголовного преследования; копию пенсионного удостоверения; справку из территориального органа ПФР или другого органа, осуществляющего пенсионное обеспечение.

Устанавливается, что соответствующие документы будут запрашиваться органом опеки и попечительства самостоятельно в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

ФИНАНСЫ. НАЛОГИ

Приказ Казначейства России от 25.12.2017 N 365

"О внесении изменений в Порядок обмена информацией между Межрегиональным операционным управлением Федерального казначейства и территориальными органами Федерального казначейства при перечислении остатков средств, поступающих во временное распоряжение федеральных казенных учреждений, остатков средств федеральных бюджетных, автономных учреждений и иных юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, лицевые счета которым в установленных законодательством Российской Федерации случаях открыты в территориальных органах Федерального казначейства, а также остатков средств, поступающих в бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации с соответствующих счетов территориальных органов Федерального казначейства на единый счет федерального бюджета, а также их возврата на указанные счета, утвержденный приказом Федерального казначейства от 30 декабря 2016 года N 518"

Уточнен порядок перечисления остатков средств, предоставленных юридическим лицам, не являющимся участниками бюджетного процесса, со счетов ТОФК на единый счет федерального бюджета

Предусмотрено, в частности, что перечисление остатков средств со счетов ТОФК N 40302, N 40501, N 40401, N 40402, N 40403 на отдельный счет МОУ ФК N 40105 не осуществляется в последние два рабочих дня текущего финансового года.

Информационное письмо Банка России от 27.12.2017 N ИН-014-12/64

"О вопросах применения риск-ориентированного подхода в сфере ПОД/ФТ"

Банком России разъяснены некоторые вопросы применения риск-ориентированного подхода в сфере ПОД/ФТ

Сообщается, что риск-ориентированный подход в целях ПОД/ФТ является основой Международных стандартов по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). Согласно рекомендации 1 ФАТФ финансовые организации обязаны определять, оценивать и принимать меры по снижению собственных рисков ОД/ФТ.

При разработке мер по снижению рисков ПОД/ФТ Банк России рекомендует, в числе прочего, использовать документы Волфсбергской группы. Данной группой был подготовлен документ "Актуальные вопросы оценки рисков отмывания денег, применения санкций, взяточничества и коррупции". Банк России рекомендует применять содержащиеся в указанном документе рекомендации по организации системы оценки рисков ПОД/ФТ, рисков применения целевых финансовых санкций и рисков подкупа должностных лиц финансовых учреждений, необходимой для предотвращения вовлечения финансовых организаций в незаконную деятельность, связанную с ОД/ФТ, коррупцией. В нем также приведены примеры проведения оценки рисков, присвоения рейтингов по типу клиентов, видам финансовых услуг и другим критериям, применения весовых коэффициентов выявленных рисков. Банк России направляет неофициальный перевод данного документа для использования в работе.

Кроме того, Банк России направляет перевод "руководства по Программе обеспечения соответствия требованиям законодательства по противодействию взяточничеству и коррупции". Данный документ содержит рекомендации по организации риск-ориентированных механизмов контроля коррупционных рисков, эффективная реализация которых способствует снижению риска ОД от коррупции и взяточничества в финансовой организации.

Проект Приказа ФНС России "Об утверждении перечня иностранных государств (территорий), с компетентными органами которых осуществляется автоматический обмен страновыми отчетами"

ФНС России подготовлен перечень иностранных государств (территорий), с компетентными органами которых предполагается осуществлять автоматический обмен страновыми отчетами

В соответствии с Федеральным законом от 27.11.2017 N 340-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с реализацией международного автоматического обмена информацией и документацией по международным группам компаний" ФНС России будет в рамках соответствующих международных договоров РФ в автоматическом режиме осуществлять обмен финансовой информацией, полученной от российских организаций финансового рынка, об их клиентах, не являющихся налоговыми резидентами РФ, с компетентными органами иностранных юрисдикций.

Действующей международно-правовой основой для такого автоматического обмена является Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам от 25.01.1988, которая начала применяться в отношении Российской Федерации с 01.07.2015, и многостороннее Соглашение компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29.10.2014, подписанное ФНС России 12 мая 2016 года.

Предлагаемый перечень включает в себя 60 государств и 13 территорий.

Проект Федерального закона Российской Федерации "О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации"

С 1 января 2019 года предлагается ввести в действие новый Бюджетный кодекс РФ

В случае принятия нового Бюджетного кодекса РФ его положения будут применяться при составлении и рассмотрении проектов бюджетов и исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, начиная с бюджетов на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.

Согласно данному проекту законы и иные нормативные акты в сфере бюджетных отношений необходимо будет привести в соответствие с новым Бюджетным кодексом до 1 января 2020 года.

Проект "Бюджетный кодекс Российской Федерации"

Подготовлен проект нового Бюджетного кодекса РФ

Целью подготовки проекта является консолидация в единой системе ранее принятых законодательных актов в сфере бюджетных отношений, устранение неточностей и внутренних противоречий, принятие системного, удобного для правоприменения кодифицированного акта.

Проектом предусматривается ряд новаций юридико-технического характера, направленных, в том числе, на изменение структуры кодекса, исключающей деление на части и состоящей из 9 разделов и 33 глав.

Проектом также уточняются некоторые основные понятия и вводятся новые, такие, например, как "публичное обязательство", "получатель средств из бюджета", "казначейское обслуживание" и др.

Отдельными нормами Бюджетного кодекса предлагается урегулировать взаимодействие хозяйствующих субъектов и участников бюджетного процесса.

Проект предусматривает новое содержание принципа сбалансированности и устойчивости бюджета, с учетом применения прогноза социально-экономического развития при планировании бюджета и установления стабильных правил (ограничений) общего объема расходов и (или) дефицита бюджета, позволяющих обеспечить их доходами и источниками финансирования бюджета.

Отдельная глава проекта посвящена вопросам регулирования информационного обеспечения бюджетного процесса. Закреплены требования об обязательной фиксации в информационных системах операций, осуществляемых в рамках бюджетных отношений, установлены полномочия Минфина России по созданию методологических, организационных и технологических принципов работы информационных систем. Предусмотрены также положения, направленные на создание федеральной государственной информационной системы в сфере управления государственными финансами.

Проектом закрепляются новые принципы распределения доходов, устанавливаются правила зачисления в доходы бюджетов отдельных видов платежей (это касается, прежде всего, сумм штрафов, неустоек, пени).

В расходной части бюджетов предусматривается разделение публичных обязательств на нормативно-правовые обязательства, возникшие из закона и иного нормативного правового акта, а также договорные обязательства, возникшие из соглашения сторон. Закрепляется порядок составления и ведения реестра расходов бюджета с указанием источника их финансирования.

Глава, ранее посвященная межбюджетным отношениям, переименована в "Межбюджетные трансферты" и разделена на три блока по источникам их представления, в зависимости от уровня бюджета. Предусматривается возможность представления новых форм межбюджетных трансфертов, совершенствуется порядок их распределения.

Введена новая глава "Эмиссия и обращение государственных (муниципальных) ценных бумаг", содержащая положения о видах таких ценных бумаг, их эмитентах, условиях выпуска и обращения, условиях страхования ответственности эмитента и предоставления гарантий в обеспечение исполнения обязательств.

Для целей финансирования бюджетов вводится принцип приоритетности внутреннего долга перед внешним, а также устанавливается единый подход к классификации государственного и муниципального долга на внешний и внутренний исходя из валюты долговых обязательств.

В разделе, посвященном планированию бюджетов, предусматривается возможность утверждения проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов сроком на один год, при этом предлагается закрепить приоритет трехлетнего периода бюджета.

Учитывая чрезмерную детализацию показателей бюджета, предлагается перейти к единому формату структуры расходов бюджетов - программной (с сохранением ведомственной структуры).

Проект содержит также положения о казначейском обслуживании исполнения бюджетов и системе казначейских платежей.

Принятие нового кодекса потребует приведение в соответствие с ним иных законодательных актов. В этой связи подготовлен также проект Федерального закона, вносящий изменения, в том числе, в Федеральные законы "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", "Об исполнительном производстве" и др.

БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

Указание Банка России от 16.11.2017 N 4606-У

"О внесении изменения в пункт 3.6 Указания Банка России от 15 апреля 2015 года N 3624-У "О требованиях к системе управления рисками и капиталом кредитной организации и банковской группы"

Зарегистрировано в Минюсте России 07.12.2017 N 49156.

Положения Указания Банка России от 15 апреля 2015 года N 3624-У "О требованиях к системе управления рисками и капиталом кредитной организации и банковской группы" приведены в соответствие с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности"

В пункт 3.6 Указания Банка России от 15 апреля 2015 года N 3624-У "О требованиях к системе управления рисками и капиталом кредитной организации и банковской группы", внесено дополнение, определяющее, что с учетом положений части пятой статьи 11.1-2 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" в банке с базовой лицензией на руководителя службы управления рисками могут возлагаться функции руководителя службы внутреннего контроля.

Настоящее Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

Указание Банка России от 06.12.2017 N 4637-У

"О внесении изменений в Указание Банка России от 24 ноября 2016 года N 4212-У "О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации"

Зарегистрировано в Минюсте России 25.12.2017 N 49421.

В отчетность кредитных организаций внесены изменения

Вводятся в действие новые формы отчетности, в том числе: 0409121 "Расчет системно значимыми кредитными организациями норматива структурной ликвидности (норматива чистого стабильного фондирования) ("Базель III")"; 0409810 "Отчет об изменениях в капитале кредитной организации (публикуемая форма)" и пр.

В новой редакции изложены формы 0409070 "Сведения об использовании кредитной организацией интернет-технологий"; 0409129 "Данные о средневзвешенных процентных ставках по привлеченным кредитной организацией средствам"; 0409157 "Сведения о крупных кредиторах (вкладчиках) кредитной организации"; 0409706 "Сведения об объемах внебиржевых сделок".

Отдельные формы отчетности претерпели изменения, а также скорректированы требования к формированию показателей.

Утрачивает силу форма 0409116 "Сведения о ценных бумагах, приобретенных кредитной организацией".

Дата вступления Указания в силу - 31 декабря 2017 года, за исключением отдельных положений, для которых установлены более поздние сроки вступления их в силу (в течение 2018 года и с 1 января 2019 года).

Указание Банка России от 06.12.2017 N 4639-У

"О признании утратившими силу отдельных нормативных актов Банка России по вопросу раскрытия кредитными организациями информации о своей деятельности"

Зарегистрировано в Минюсте России 25.12.2017 N 49422.

Признаны утратившими силу некоторые указания Банка России, определявшие порядок раскрытия кредитными организациями информации о своей деятельности

Речь идет о следующих Указаниях Банка России:

  • от 25 октября 2013 года N 3081-У "О раскрытии кредитными организациями информации о своей деятельности";
  • от 19 марта 2015 года N 3602-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 25 октября 2013 года N 3081-У "О раскрытии кредитными организациями информации о своей деятельности";
  • от 3 декабря 2015 года N 3879-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 25 октября 2013 года N 3081-У "О раскрытии кредитными организациями информации о своей деятельности";
  • от 17 ноября 2016 года N 4204-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 25 октября 2013 года N 3081-У "О раскрытии кредитными организациями информации о своей деятельности".

Установлено, что кредитные организации раскрывают информацию, предусмотренную пунктом 1.1 Указания Банка России от 25 октября 2013 года N 3081-У "О раскрытии кредитными организациями информации о своей деятельности" за 2017 год в соответствии с формами, порядком и сроками, установленными Указанием Банка России N 3081-У.

Настоящее Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

Указание Банка России от 21.12.2017 N 4659-У

"О внесении изменения в пункт 30 Указания Банка России от 30 августа 2017 года N 4512-У "Об объеме и порядке передачи уполномоченными банками как агентами валютного контроля информации органам валютного контроля"

Зарегистрировано в Минюсте России 26.12.2017 N 49450.

Уточнен срок вступления в силу Указания Банка России от 30 августа 2017 года N 4512-У "Об объеме и порядке передачи уполномоченными банками как агентами валютного контроля информации органам валютного контроля"

Согласно внесенным изменениям настоящее Указание в соответствии с решением Совета директоров Банка России (протокол заседания Совета директоров Банка России от 15 декабря 2017 года N 34) вступает в силу с 1 марта 2018 года (ранее предусматривалось вступление его в силу с 1 января 2018 года).

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ. СТАТИСТИКА

Приказ Росстата от 27.12.2017 N 878

"Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за состоянием экономики и социальной сферы муниципального образования"

Росстатом утверждена обновленная статистическая форма N 1-МО, по которой подаются сведения об объектах инфраструктуры муниципального образования, действующая с отчета за 2017 год

Данную форму предоставляют органы местного самоуправления муниципальных образований в территориальный орган Росстата в субъекте РФ. Срок предоставления - 1 июня.

Утверждены также указания по заполнению формы и контрольные соотношения для нее.

Признается утратившим силу Приказ Росстата от 26.07.2016 N 365, которым была утверждена ранее действовавшая форма.

Приказ Минфина России от 22.12.2017 N 248н

"О внесении изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 65н"

Указания о порядке применения бюджетной классификации дополнены новыми направлениями расходов бюджетных средств

Целевые статьи расходов дополнены новыми направлениями расходов для отражения, в частности, субсидии на реализацию мероприятий федеральной целевой программы "Развитие космодромов на период 2017 - 2025 годов в обеспечение космической деятельности Российской Федерации"; субсидии на реализацию мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации новых мест в общеобразовательных организациях за счет резервного фонда Правительства Российской Федерации; субсидии на повышение продуктивности в молочном скотоводстве за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации и пр.

В настоящее время документ находится на регистрации в Минюсте России. Следует иметь в виду, что при регистрации текст документа может быть изменен.

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2017 N 2973-р

<О внесении изменений в схему территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта (в части трубопроводного транспорта), утв. распоряжением Правительства РФ от 06.05.2015 N 816-р>

Обновлена схема территориального планирования РФ в области федерального трубопроводного транспорта

Распоряжением утверждены:

- перечень магистральных нефтепроводов, планируемых для размещения;

- перечень магистральных нефтепродуктопроводов, планируемых для размещения;

- перечень магистральных конденсатопроводов, планируемых для размещения;

- перечень магистральных газопроводов, планируемых для размещения;

- характеристики зон с особыми условиями использования территорий;

- карта планируемого размещения объектов федерального значения в области трубопроводного транспорта.

В документе приводятся сведения о видах, назначении, наименованиях, об основных характеристиках и о местоположении объектов федерального значения в области трубопроводного транспорта на период до 2030 года, а также о характеристиках зон с особыми условиями использования территорий при размещении указанных объектов.