Новое в Федеральном законодательстве

23.05.2022

Выпуск от 21.05.2022

КонсультантПлюс: НОВОЕ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ                                                                                

Исключительные права на представленный обзор принадлежат АО "Консультант Плюс".        

Обзор документов, введенных в информационный банк системы КонсультантПлюс с 16 по 21 мая 2022 года 


АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ - 2022

Установлены требования к порядку выплаты депозитариями денежных средств для целей исполнения обязательств по иностранным эмиссионным ценным бумагам

 

Решение Совета директоров Банка России от 20.05.2022
"Об установлении требований к деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих депозитарную деятельность, в части перечисления ими доходов и выплат по ценным бумагам"

 

Депозитарий (центральный депозитарий) при перечислении ему российским юрлицом денежных средств для целей исполнения обязательств по иностранным эмиссионным ценным бумагам, обязан передать выплаты по таким ценным бумагам своим депонентам, а также депозитариям, которые не являются его депонентами, и которым открыты счета лиц, действующих в интересах других лиц, в иностранных организациях, осуществляющих учет прав на такие иностранные долговые эмиссионные ценные бумаги.

Решение применяется со дня его опубликования и по 31.12.2022 включительно. С даты опубликования настоящего решения не применяется решение Совета директоров Банка России от 18.03.2022.

 

На период с 1 июня по 31 декабря 2022 введен временный порядок расчета брокером нормативов покрытия риска

 

Решение Совета директоров Банка России от 20.05.2022
"О временных требованиях к расчету брокером нормативов покрытия риска при исполнении поручений и изменении стоимости портфеля клиента, отнесенного брокером к категориям клиентов со стандартным или повышенным уровнем риска"

 

Решением Банка России установлены величины, исходя из которых в указанный период брокеры в целях расчета нормативов покрытия риска при исполнении поручений и изменении стоимости портфеля клиента, отнесенного к категориям клиентов со стандартным или повышенным уровнем риска, рассчитывают значения начальных ставок риска.

 

Предлагается установить мораторий на применение антимонопольного законодательства к действиям Правительства РФ и высших должностных лиц органов государственной власти субъекта РФ при принятии ими ряда решений

 

Проект Федерального закона N 127020-8 "О внесении изменения в статью 15 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

 

Речь идет о решениях, принятых на основании частей 1 и 2 статьи 15 Федерального закона N 46-ФЗ, согласно которым в период до 31 декабря 2022 года включительно:

Правительство РФ вправе дополнительно устанавливать случаи осуществления закупок товаров, работ, услуг для госнужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также определять порядок осуществления закупок в таких случаях;

высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ вправе дополнительно установить иные случаи осуществления закупок товаров, работ, услуг для госнужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в целях обеспечения нужд соответствующего субъекта РФ и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на его территории, а также определить порядок осуществления закупок в таких случаях.

Мораторий на применение запретов и требований, установленных антимонопольным законодательством, предлагается распространить также на отношения, связанные с осуществлением государственными и муниципальными заказчиками закупок товаров, работ, услуг для госнужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с такими решениями.

 

Предлагается легализовать использование результатов интеллектуальной деятельности, выраженных в товарах (группах товаров), перечень которых устанавливается Правительством РФ в рамках мер по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления

 

Проект Федерального закона N 127049-8 "О внесении изменения в статью 18 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

 

Также не будет считаться нарушением использование средств индивидуализации, которыми такие товары маркированы.

Законопроектом предусматривается его вступление в силу со дня официального опубликования.

 

КОРОНАВИРУС

Правительством РФ утвержден перечень иностранных государств, в отношении которых сняты введенные Россией временные ограничения на транспортное сообщение

 

Распоряжение Правительства РФ от 20.05.2022 N 1253-р
<О Перечне иностранных государств, в отношении которых сняты введенные Российской Федерацией временные ограничения на транспортное сообщение>

 

На момент публикации документа в перечень включены следующие государства: Республика Абхазия, Республика Белоруссия, Донецкая Народная Республика, Республика Казахстан, Китайская Народная Республика, Луганская Народная Республика, Монголия, Украина, Республика Южная Осетия.

Установлено, что датой снятия временных ограничений на транспортное сообщение с иностранным государством является дата его включения в указанный перечень.

 

Минюстом России утверждена форма запроса о проставлении апостиля в электронном виде на российских официальных документах, подлежащих вывозу за пределы территории РФ, направляемого через портал госуслуг

 

Приказ Минюста России от 13.05.2022 N 69
"Об утверждении формы запроса о проставлении апостиля в электронном виде на российских официальных документах, подлежащих вывозу за пределы территории Российской Федерации, через федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" для физических и юридических лиц"
Зарегистрировано в Минюсте России 19.05.2022 N 68522.

 

Форма запроса утверждена в соответствии с пунктом 2 Положения об особенностях обращения с запросом о проставлении апостиля, проставления апостиля и направления запросов, предусмотренных статьей 9 Федерального закона "О проставлении апостиля на российских официальных документах, подлежащих вывозу за пределы территории Российской Федерации", в электронном виде и (или) с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, ведения реестра апостилей в электронном виде, обеспечения дистанционного доступа к сведениям о проставленных апостилях, утвержденного постановлением Правительства РФ от 20.03.2021 N 436.

Настоящий приказ вступает в силу с 1 июля 2022 года.

 

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Уточнены полномочия МИД России в сфере гуманитарного сотрудничества

 

Указ Президента РФ от 20.05.2022 N 295
"О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 865 "Вопросы Министерства иностранных дел Российской Федерации" и в Положение, утвержденное этим Указом"

 

Предусмотрено, что МИД России участвует также в разработке и реализации государственной политики в области многостороннего гуманитарного сотрудничества и обеспечения гуманитарного влияния Российской Федерации в мире.

Кроме того, к полномочиям МИД России отнесено участие в разработке и реализации государственной политики в области расширения образовательного и спортивного обмена Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями.

Настоящий Указ вступает в силу с 1 июля 2022 года.

 

Президент РФ поручил провести комплексную оценку мер по ограничению торговли с Россией на предмет их соответствия правилам ВТО и представить предложения по актуализации стратегии участия России в этой организации

 

"Перечень поручений по итогам совещания по вопросам развития металлургического комплекса"
(утв. Президентом РФ 18.05.2022)

 

Кроме того, Правительству РФ поручено утвердить стратегию развития металлургической промышленности Российской Федерации на период до 2030 года и предусмотреть в ней, в числе прочего, перечень мер, направленных:

на увеличение потребления отечественной металлопродукции на внутреннем рынке, а также на снижение цен на такую продукцию;

на повышение уровня переработки металла в РФ и развитие производства металлопродукции высоких переделов;

на бесперебойное обеспечение отечественных металлургических предприятий критически важным сырьем, оборудованием, комплектующими и материалами, в том числе посредством организации их производства в РФ.

 

Правительством РФ в Госдуму внесен законопроект, смягчающий административную ответственность за совершение административных правонарушений в области предпринимательской деятельности

 

Проект Федерального закона N 127003-8 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"

 

В частности, законопроектом предлагается закрепить в КоАП РФ следующие положения:

- в случае предотвращения лицом, совершившим правонарушение, вредных последствий данного правонарушения либо добровольного возмещения им причиненного ущерба административный штраф назначается в минимальном размере, предусмотренном санкцией применяемой нормы;

- правило о замене административного штрафа на предупреждение за впервые совершенное правонарушение распространяется на всех субъектов административных правонарушений, выявленных в ходе осуществления государственного контроля, муниципального контроля;

- административный штраф за административные правонарушения, выявленные в ходе осуществления государственного контроля, муниципального контроля, может быть уплачен в половинном размере в течение 20 дней со дня вынесения постановления по делу.

Законопроектом предлагаются и иные новшества, в их числе - установление ответственности за воспрепятствование законной деятельности уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах РФ, а также закрепление возможности их участия в производстве по делу об административном правонарушении в области предпринимательской деятельности в качестве защитника.

 

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Банк России разъяснил, нужно ли в 2022 году включать в повестку дня годового общего собрания акционеров вопрос об утверждении аудитора акционерного общества

 

Разъяснение Банка России "Нужно ли акционерному обществу утверждать аудитора на годовом общем собрании акционеров в 2022 году?"

 

Указанный вопрос должен быть включен в повестку дня годового общего собрания акционеров, проводимого в 2022 году, в том числе в непубличном акционерном обществе, в отношении которого после вступления в силу с 1 января 2023 года положений Федерального закона от 16.04.2022 N 99-ФЗ "О внесении изменений в статью 67.1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", Федерального закона от 16.04.2022 N 114-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" исключаются требования по обязательному проведению аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

 

ЦБ РФ разъяснил, какие решения вправе принимать акционерное общество, не заявившее об отказе от применения в отношении него моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям кредиторов, в период его действия

 

Разъяснение Банка России "Вправе ли акционерное общество, не заявившее об отказе от применения в отношении его моратория, введенного Постановлением Правительства РФ от 28.03.2022 N 497, в период действия данного моратория: принимать решение по вопросу о распределении прибыли (в том числе выплате (объявлении) дивидендов) и убытков общества по результатам отчетного года; принимать решения, влекущие возникновение у акционеров права требовать выкупа ценных бумаг в соответствии со статьей 75 Федерального закона "Об акционерных обществах?"

 

Регулятор дал ответы на следующие вопросы:

вправе ли АО в период действия моратория принимать решение по вопросу о распределении прибыли (в том числе выплате (объявлении) дивидендов) и убытков общества по результатам отчетного года;

вправе ли АО в период действия моратория принимать решения, влекущие возникновение у акционеров права требовать выкупа ценных бумаг в соответствии со статьей 75 Федерального закона "Об акционерных обществах".

 

СЕМЬЯ

У граждан появилась возможность зарегистрировать рождение ребенка в электронном виде через единый портал госуслуг

 

<Информация> Минцифры России от 20.05.2022 "На Госуслугах можно зарегистрировать рождение ребенка в электронном виде"

 

Для этого при рождении ребенка в роддоме с согласия матери необходимо оформить электронный медицинский документ о рождении, который поступит в ее личный кабинет на Госуслугах. После этого матери необходимо заполнить на портале заявление о рождении и указать имя ребенка. В случае, если ребенок родился в браке, отец согласовывает его имя на Госуслугах.

На основании поступившего заявления о рождении и электронного медицинского документа орган ЗАГС или МФЦ сформируют в едином государственном реестре ЗАГС цифровую запись акта гражданского состояния о рождении. Уведомление о регистрации рождения и сведения о записи акта о рождении поступят в личный кабинет матери на Госуслугах.

Дополнительно отмечено, что у матери ребенка сохраняется возможность не оформлять электронный медицинский документ о рождении, в таком случае ей предоставят его на бумажном носителе.

 

ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ

Актуализирован перечень видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, а также перечень организаций, где предусматривается прохождение альтернативной гражданской службы

 

Приказ Минтруда России от 17.03.2022 N 133н
"Об утверждении перечней видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, и организаций, где предусматривается прохождение альтернативной гражданской службы"
Зарегистрировано в Минюсте России 20.05.2022 N 68530.

 

В новый перечень работ, профессий, должностей включены 126 позиций (ранее 140 позиций). Перечень организаций, где предусматривается прохождение альтернативной гражданской службы, также дополнен новыми организациями.

Признается утратившим силу приказ Минтруда России от 12 февраля 2019 г. N 81н, которым утверждены аналогичные перечни.

 

АНО "Национальное агентство развития квалификаций" утверждены наименования квалификаций и требования к квалификациям в электроэнергетике

 

Приказ АНО НАРК от 13.05.2022 N 60/22-ПР
"Об утверждении и исключении наименований квалификаций и требований к квалификациям в электроэнергетике"

 

Перечень включает в себя, в частности: наименование квалификации; наименование и реквизиты профессионального стандарта, на соответствие которому проводится независимая оценка квалификации; уровень (подуровень) квалификации, в соответствии с профессиональным стандартом; перечень документов, необходимых для прохождения профессионального экзамена по соответствующей квалификации; срок действия свидетельства о квалификации.

Соответствующие сведения размещены на сайте https://nark.ru/.

Настоящий приказ вступает в силу с даты его подписания и действует до 1 марта 2028 г.

 

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. ПОСОБИЯ И ЛЬГОТЫ

В Госдуму внесен законопроект, предусматривающий объединение ПФР и ФСС в единый Фонд

 

Проект Федерального закона N 127389-8 "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации"

 

С 1 января 2023 года в целях оптимизации структуры ПФР и ФСС, централизации установления социальных выплат, а также сокращения существующих издержек, предлагается на базе указанных фондов создать "Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации" (сокращенное название - Социальный фонд России, СФР).

Учредителем Фонда выступит Правительство РФ.

В структуре управления Фонда предполагается создание нового органа - наблюдательного совета, в состав которого будут входить, в том числе, представитель Госдумы, представитель Совета Федерации, координатор Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В соответствии с переходными положениями, закрепленными в законопроекте, территориальные органы ПФР будут считаться территориальными органами Фонда. Одновременно предусматривается реорганизация в форме присоединения к ним территориальных органов ФСС.

С момента создания Фонда он в полном объеме будет осуществлять функции и полномочия, возложенные на Пенсионный фонд и Фонд социального страхования.

Работники ПФР, ФСС и их территориальных органов смогут осуществлять трудовую деятельность в Фонде и его территориальных органах без испытательного срока и аттестации.

 

С 1 января 2023 года планируется осуществить объединение ПФР и ФСС РФ и внедрить единый тариф по социальным выплатам

 

<Информация> Минтруда России от 19.05.2022 "Введение единого тарифа позволит увеличить выплаты по социальному страхованию"

 

Государственный внебюджетный фонд "Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации" (сокращенно - Социальный фонд России) будет осуществлять функции по обязательному социальному (пенсионному) страхованию и мер социальной поддержки, то есть, выполнять все те полномочия, которые сегодня выполняют Пенсионный фонд и Фонд социального страхования.

В качестве учредителя фонда будет выступать Правительство РФ, в качестве собственника имущества фонда - Российская Федерация. При этом Российская Федерация несет ответственность по публичным обязательствам фонда (выплата пенсий, пособий и других социальных выплат).

Внедрение единого тарифа позволит без повышения общего размера тарифов увеличить максимальные размеры выплат по больничным, по беременности и родам, а также по уходу за ребенком до 1,5 лет для застрахованных (работающих) граждан. Это решение также обеспечит выплаты по больничным для тех, кто сегодня трудится по гражданско-правовым договорам.

После перехода к единому тарифу платеж составит 30% с взносооблагаемой базы и 15,1% сверх взносооблагаемой базы на работающих по трудовым договорам и на занятых по гражданско-правовым договорам. Взносооблагаемая база (то есть, тот заработок гражданина, который страхуется в рамках социального страхования) будет установлена на уровне базы для обязательного пенсионного для работающих по трудовым договорам и на занятых по гражданско-правовым договорам. То есть, увеличение взносооблагаемой базы коснется работодателей, которые исчисляют страховые взносы с заработных плат от 92 тыс. рублей в месяц и выше.

Все существующие льготные категории плательщиков будут объединены в три группы со следующими тарифами страховых взносов: 15% с выплат выше МРОТ, 7,6% и 0%. Таким образом, все действующие льготные режимы будут сохранены. Такой переход позволит обеспечить возможность внесения всех социальных взносов единым платежом, который автоматически будет направляться на пенсионное, социальное и медицинское страхование в установленных пропорциях.

Что касается взносов, уплачиваемых индивидуальными предпринимателями с доходом менее 300 тыс. рублей, то изменение тарифов не затронет установленный ранее фиксированный платеж.

Отмечается, что к 2025 году при введении единого тарифа:

- максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком составит 57,4 тыс. рублей (при действующей модели - 37,9 тыс. рублей);

- максимальная сумма пособия по беременности и родам (за 140 календарных дней) составит 660,9 тыс. рублей (при действующей модели - 435,9 тыс. рублей);

- максимальная сумма пособия по временной нетрудоспособности при стаже 8 и более лет - 143,5 тыс. рублей (по действующей модели - 94,7 тыс. рублей), при стаже от 5 до 8 лет - 114,8 тыс. рублей (по действующей модели - 75,7 тыс. рублей), при стаже до 5 лет - 86,1 тыс. рублей (при действующей модели - 56,8 тыс. рублей).

 

НАЛОГИ, СБОРЫ И ДРУГИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ

Предложены изменения в НК РФ, направленные на совершенствование порядка исчисления страховых взносов

 

Проект Федерального закона N 127004-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 18 и 19 Федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения"

 

Необходимость внесения изменений в действующий порядок уплаты страховых взносов продиктована планируемым объединением ПФР и ФСС РФ в единый Фонд, а также введением нового налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения".

Законопроектом предусматривается, в частности:

установление единой облагаемой базы для исчисления страховых взносов во все государственные внебюджетные фонды;

введение для основной категории плательщиков страховых взносов совокупного тарифа в размере 30,0% в пределах базы и 15,1% сверх базы;

объединение всех льготных категорий плательщиков в три группы с тарифами: 15% с выплат выше МРОТ, 7,6% и 0%;

ежемесячное предоставление работодателями данных персонифицированного учета по заработной плате застрахованных лиц.

Также, в частности, законопроектом установлен единый тариф страховых взносов в размере 0% для организаций и ИП в период применения специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения".

 

На 1 января 2024 года предложено перенести срок вступления проекта федерального закона об установлении ответственности участников оборота прослеживаемых товаров за нарушение законодательства

 

<Информация> ФНС России от 19.05.2022 "Сроки ответственности за нарушения прослеживаемости товаров переносятся на 2024 год"

 

Данный проект устанавливает порядок реализации правил оформления и выставления документов, предусмотренных законодательством по прослеживаемости товаров. Ознакомиться с проектом можно на сайте ФНС России в разделе Национальная система прослеживаемости импортных товаров.

 

ФИНАНСЫ. БЮДЖЕТ

Правительство просубсидирует кредиты на приобретение приоритетной для импорта продукции

 

Постановление Правительства РФ от 18.05.2022 N 895
"Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета кредитным организациям на возмещение недополученных доходов по кредитам, выданным на приобретение приоритетной для импорта продукции"

 

Субсидии предоставляются на компенсацию недополученных доходов по льготным кредитам на финансирование контрактов, предусматривающих импорт товара (продукции), заключенных после 1 марта 2022 года в иностранной валюте. Сумма обязательств по контракту должна быть от 3 млн. рублей и выше.

Льготная ставка по кредитному соглашению должна составлять не более чем 30 процентов ключевой ставки Банка России на день начисления процентов, увеличенной на 3 процентных пункта.

Перечень продукции приоритетной для импорта приведен в приложении к настоящему постановлению.

 

Уточнены требования к порядку софинансирования строительства (реконструкции) инфраструктуры в рамках реализации мероприятия "Комплексное развитие спортивно-туристического комплекса "Шерегеш"

 

Постановление Правительства РФ от 18.05.2022 N 896
"О внесении изменения в приложение N 2 к государственной программе Российской Федерации "Развитие туризма"

 

Согласно внесенному дополнению соглашением могут быть установлены различные уровни софинансирования по отдельным объектам инфраструктуры в рамках мероприятия в случае софинансирования расходного обязательства субъекта РФ, предусматривающего строительство (реконструкцию) более одного объекта обеспечивающей инфраструктуры.

 

Уточнены правила отбора субъектов РФ для предоставления субсидий на возмещение затрат по созданию, модернизации и реконструкции объектов инфраструктуры индустриальных парков, технопарков и особых экономических зон

 

Постановление Правительства РФ от 20.05.2022 N 906
"О внесении изменения в Правила отбора субъектов Российской Федерации, имеющих право на получение государственной поддержки в форме иных межбюджетных трансфертов на возмещение затрат на создание, модернизацию и (или) реконструкцию объектов инфраструктуры индустриальных парков, промышленных технопарков, особых экономических зон"

 

Установлено, что на проекты по созданию, модернизации и (или) реконструкции объектов инфраструктуры индустриальных парков и промышленных технопарков частной формы собственности, включенные в перечень проектов до 10 сентября 2021 года, не распространяется ограничение, согласно которому объем затрат, подлежащих возмещению субъекту РФ, не должен превышать 50 процентов фактически понесенных управляющей компанией парка затрат на создание, модернизацию и (или) реконструкцию объектов инфраструктуры парка, проектная документация на которые прошла государственную экспертизу достоверности сметной стоимости.

 

Внесены уточнения в перечень видов доходов, администрируемых главными администраторами доходов федерального бюджета

 

Распоряжение Правительства РФ от 18.05.2022 N 1214-р
<О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 16.09.2021 N 2591-р>

 

В частности, в перечень включены новые КБК доходов, администрируемых Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ФТС России.

 

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ. СТАТИСТИКА

Минфин России сообщает о новом порядке ведения реестров в сфере аудиторской деятельности

 

Информационное сообщение Минфина России от 19.05.2022 N ИС-аудит-55
"Новый порядок ведения реестров"

 

Разъяснен порядок ведения реестра аудиторов и аудиторских организаций, реестра аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям и реестра аудиторских организаций на финансовом рынке.

Кроме этого, сообщается о:

порядке проверки аудиторской организации при внесении сведений о ней в реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям;

порядке рассмотрения документов аудиторской организации при внесении сведений в реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям;

порядке раскрытия информации об исключении сведений об аудиторской организации из реестра аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям.

 

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Разработан Стандарт раскрытия информации собственниками или иными законными владельцами объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть

 

Постановление Правительства РФ от 18.05.2022 N 898
"О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики"

 

Предусмотрено, что собственники или иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, отнесенные к числу субъектов электроэнергетики, инвестиционные программы которых утверждаются Минэнерго России, или Минэнерго России совместно с Госкорпорацией "Росатом", или органами исполнительной власти субъектов РФ, за исключением сетевых организаций и производителей электрической энергии, дополнительно раскрывают информацию:

об инвестиционных программах (проектах инвестиционных программ) - за исключением сведений, составляющих государственную тайну;

об отчетах о реализации инвестиционной программы и обосновывающих их материалах.

Кроме этого, документом внесены изменения также в постановления Правительства РФ от 1 декабря 2009 г. N 977 "Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики", от 16 февраля 2015 г. N 132 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики и контроля за их реализацией".

 

Правительством РФ установлены особенности правового регулирования отношений в сферах электроэнергетики, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения в 2022 году

 

Постановление Правительства РФ от 20.05.2022 N 912
"О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в целях установления особенностей правового регулирования отношений в сферах электроэнергетики, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения"

 

В частности, предусмотрено, что с 28 февраля 2022 года по 31 декабря 2022 года при применении порядка начисления пеней за неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение обязательств по оплате газа, тепловой энергии, горячей, питьевой и (или) технической воды, услуг по передаче электрической энергии сетевой организации, услуг водоотведения и др. взамен ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, используется ключевая ставка ЦБ РФ, действующая на 27 февраля 2022 года.

Кроме этого, определено, что в 2022 и 2023 годах не применяются установленные законодательством РФ ограничения по непревышению объема финансовых потребностей, необходимых для реализации инвестиционных программ, над объемом таких потребностей, определенным в соответствии с укрупненными нормативами цены создания различных объектов капитального строительства в соответствующих сферах.

Документом, в числе прочего, внесены изменения в Правила оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденные постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. N 1172 - они дополнены особенностями регулирования отношений на оптовом рынке в условиях санкций.

 

Минфин: организации и ИП, осуществляющие расчеты в сети "Интернет", обязаны применять ККТ вне зависимости от местонахождения (гражданства) покупателя (клиента)

 

<Письмо> Минфина России от 29.04.2022 N 30-01-15/40038
<О применении контрольно-кассовой техники>

 

Организации или индивидуальные предприниматели, обязаны обеспечить передачу покупателю (клиенту) кассового чека, сформированного в электронной форме с применением ККТ, на абонентский номер либо адрес электронной почты, указанные покупателем (клиентом) до совершения расчетов.

Вместе с тем обращено внимание, что в соответствии с пунктом 9 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ ККТ не применяется при осуществлении расчетов между организациями и (или) ИП в безналичном порядке, за исключением расчетов с использованием электронного средства платежа с его предъявлением.

 

Минфином даны разъяснения о предоставлении покупателю документа с наличием на нем штрихкода о факте фиксации информации о розничной продаже алкогольной продукции в ЕГАИС

 

<Письмо> Минфина России от 05.05.2022 N 27-05-16/41210
<О возможности направления на адрес электронной почты покупателя алкогольной продукции документа с наличием на нем штрихового кода>

 

Федеральным законом о госрегулировании производства и оборота алкогольной продукции (Закон N 171-ФЗ) установлен запрет на розничную продажу алкогольной продукции без предоставления покупателю такого документа. При этом законом не регламентируется порядок его предоставления.

Сообщается, что при наличии технической возможности направление на адрес электронной почты покупателя такого документа не будет противоречить установленным требованиям.

 

СТРОИТЕЛЬСТВО

Утверждена методика проведения оценки обоснованности расчета стоимости капитальных затрат по инвестиционным проектам в рамках создания инновационной образовательной среды (кампусов)

 

Приказ Минстроя России от 16.03.2022 N 158/пр
"Об утверждении порядка и методики проведения оценки обоснованности расчета стоимости капитальных затрат по инвестиционным проектам, реализация которых осуществляется в соответствии с Положением о реализации проекта по созданию инновационной образовательной среды (кампусов) с применением механизмов государственно-частного партнерства и концессионных соглашений в рамках федерального проекта "Развитие инфраструктуры для научных исследований и подготовки кадров" национального проекта "Наука и университеты", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2021 г. N 1268"

 

Предметом проведения оценки является оценка обоснованности строительных сроков, расчета стоимости капитальных затрат по инвестиционным проектам, обеспеченности инвестиционных проектов всей необходимой инфраструктурой, синхронизации с документами территориального планирования и градостроительного зонирования, в том числе с проектами по реабилитации неэффективно используемых территорий, а также оценки влияния предлагаемых решений на индекс качества городской среды.

 

Разработана методика определения нормативных затрат по лазерному сканированию и фотограмметрии, результаты которых используются в том числе при информационном моделировании

 

Приказ Минстроя России от 30.03.2022 N 221/пр
"Об утверждении Методики определения нормативных затрат на информационное моделирование с учетом использования технологий лазерного сканирования и фотограмметрии"

 

Положения Методики рекомендуется применять при определении сметной стоимости работ, выполняемых на этапе инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств бюджетов бюджетной системы РФ, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами РФ, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований составляет более 50 процентов, а также сметной стоимости капитального ремонта многоквартирного дома (общего имущества в многоквартирном доме), осуществляемого полностью или частично за счет средств специализированной некоммерческой организации, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо средств собственников помещений в многоквартирном доме, и в иных случаях, если это предусмотрено федеральным законом или договором.

 

Определены основания для принятия Национальным объединением саморегулируемых организаций решения об отказе в удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя или юридического лица о перечислении средств компенсационного фонда в случае перехода в другую саморегулируемую организацию

 

Приказ Минстроя России от 08.04.2022 N 261/пр
"Об утверждении оснований для принятия Национальным объединением саморегулируемых организаций решения об отказе в удовлетворении заявления о перечислении, указанного в части 16 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации"
Зарегистрировано в Минюсте России 19.05.2022 N 68515.

 

В перечне таких оснований, в частности:

отсутствие в заявлении о перечислении и прилагаемых к нему документах решения постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации о приеме заявителя в члены такой саморегулируемой организации (в случае, если такое решение не вступило в законную силу), подтверждения оплаты заявителем взноса в соответствующий компенсационный фонд исключенной саморегулируемой организации, сведений о размере взноса, подлежащего перечислению в соответствующий компенсационный фонд саморегулируемой организации, и о реквизитах специального банковского счета (счетов) саморегулируемой организации, на который подлежат перечислению зачисленные на счет Национального объединения средства компенсационного фонда исключенной саморегулируемой организации;

отсутствие сведений о заявителе в реестре членов саморегулируемой организации;

исключение из государственного реестра саморегулируемых организаций сведений о саморегулируемой организации, которой принято решение о приеме заявителя в члены саморегулируемой организации.

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования и действует в течение 6 лет со дня вступления в силу.

 

СТРАХОВАНИЕ

ЦБ РФ: до 31 декабря 2022 года страховщики вправе не раскрывать на своих официальных сайтах сведения о страховых агентах, являющихся кредитными организациями, содержащиеся в реестре страховых агентов и страховых брокеров

 

Решение Совета директоров Банка России от 20.05.2022
"Об определении перечня информации страховщиков, подлежащей раскрытию в соответствии с законодательством Российской Федерации или нормативными актами Банка России, которую они вправе не раскрывать"

 

Ведение указанного реестра предусмотрено пунктом 11 статьи 8 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-I "Об организации страхового дела в Российской Федерации".

 

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ

Минфин России напоминает: действие лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, сроки действия которых истекают с 1 января по 14 марта 2023 года, продлевается на 12 месяцев

 

<Письмо> Минфина России от 15.04.2022 N 27-04-13/33717
<О применении положений Постановления Правительства РФ от 12.03.2022 N 353>

 

В письме разъяснено, что постановлением Правительства РФ от 09.04.2022 N 626 постановление Правительства РФ от 12.03.2022 N 353 дополнено Приложением N 19, устанавливающим особенности разрешительных режимов в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Пунктом 4 указанного Приложения определяется право лицензиата обратиться за возвратом госпошлины, уплаченной за продление на 1 год срока действия лицензии, срок действия которой истек (истекает) в период с 14 марта 2022 года по 14 марта 2023 года, в том числе госпошлины, уплаченной за продление такой лицензии по заявлению, поступившему в лицензирующий орган до 14 марта 2022 года.

 

ЗАКУПКИ ПО 44-ФЗ И 223-ФЗ

Заказчики в настоящее время вправе осуществлять закупки, предусматривающие заключение договоров на строительство объекта капитального строительства "под ключ"

 

<Письмо> Минфина России N 24-01-07/45863, Минстроя России N 21909-СМ/09 от 18.05.2022
"Об осуществлении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" по строительству объектов капитального строительства "под ключ"

 

Согласно положениям частей 1 и 2 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) порядок осуществления закупок регулируется положением о закупке заказчика, которое должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления конкурентных и неконкурентных закупок, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. Закон N 223-ФЗ не содержит норм, ограничивающих возможность осуществления заказчиками закупок, по результатам которых заключаются договоры на строительство объекта капитального строительства "под ключ", в связи с чем осуществление таких закупок не противоречит установленным им требованиям.

 

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО

Государствам - членам ЕАЭС рекомендовано осуществлять согласованную политику при подготовке инициативных предложений по введению мер таможенно-тарифного регулирования в отношении ввозимых товаров

 

Рекомендация Коллегии Евразийской экономической комиссии от 17.05.2022 N 19
"О согласованных подходах к таможенно-тарифному регулированию в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза"

 

Приведены обоснования, которые должны учитываться, в частности, при подготовке предложений по снижению и повышению ставок ввозных таможенных пошлин, по установлению тарифных квот в отношении ввозимых сельскохозяйственных товаров, по предоставлению тарифных льгот в отношении ввозимых товаров.

 

Утверждены формат и структура электронного вида жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа, а также порядок подачи жалобы в таможенные органы в виде электронного документа

 

Приказ ФТС России от 25.02.2022 N 130
"Об обжаловании решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц в электронной форме"
Зарегистрировано в Минюсте России 19.05.2022 N 68525.

 

Приводится порядок действий должностных лиц таможенных органов при рассмотрении жалоб, поданных в электронном виде, устанавливаются формат и структура электронного вида решений по жалобе, об отказе в рассмотрении жалобы, уведомления о продлении срока рассмотрения жалобы.

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования.

 

Иностранные запасные части и агрегаты, предварительно закупленные судовладельцем для ремонта морских судов, по прибытии в порт могут не выгружаться с борта морского судна и не размещаться на временное хранение

 

<Письмо> Минфина России от 26.04.2022 N 27-02-11/38028
<О совершении таможенных операций в отношении грузов морских судов, прибывших на таможенную территорию ЕАЭС>

 

В соответствии с положениями пункта 5 статьи 88 ТК ЕАЭС, с момента уведомления о прибытии перевозчик и (или) лица, указанные в статье 83 ТК ЕАЭС, обязаны совершить одну из таможенных операций, поименованных в пункте 5 статьи 88 ТК ЕАЭС, в том числе таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение.

При этом согласно подпункту 2 пункта 6 статьи 88 ТК ЕАЭС положения пункта 5 данной статьи не применяются в отношении товаров, прибывших на таможенную территорию ЕАЭС, находящихся на водных или воздушных судах и не подлежащих выгрузке на таможенную территорию ЕАЭС.

В соответствии с пунктом 2.3.1 подраздела "B" "Содержание и назначение документов" раздела 2 "Приход, стоянка и отход судна" Приложения "B" к Конвенции по облегчению международного морского судоходства от 9 апреля 1965 года в декларации о грузе, подаваемой перевозчиком, указываются сведения о количестве и описании грузов, находящихся на борту морского судна, а также номера коносаментов на груз, подлежащий выгрузке в данном порту, и о портах выгрузки остающегося на борту судна груза.

Соответственно, если при прибытии морского судна на таможенную территорию ЕАЭС в декларации о грузе заявлены сведения о грузе как о не подлежащем выгрузке в порту, то на основании подпункта 2 пункта 6 статьи 88 ТК ЕАЭС в отношении таких товаров не должны совершаться таможенные операции, предусмотренные пунктом 5 статьи 88 ТК ЕАЭС, в том числе они не должны выгружаться с борта морского судна и размещаться на временное хранение.

 

ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

Утверждены новые правила осуществления лесовосстановления и лесоразведения

 

Постановление Правительства РФ от 18.05.2022 N 897
"Об утверждении Правил осуществления лесовосстановления или лесоразведения в случае, предусмотренном частью 4 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации, о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 7 мая 2019 г. N 566 и внесении изменения в перечень нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"

 

Документом определен порядок выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению на землях иных категорий, за исключением земель лесного фонда, следующими лицами:

использующими леса в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, для строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, создания и расширения территорий морских и речных портов, строительства, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, а также для создания и эксплуатации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры;

в интересах которых осуществляется перевод земель лесного фонда в земли иных категорий.

Лесовосстановление или лесоразведение осуществляется указанными лицами самостоятельно или с привлечением за свой счет иных лиц на предназначенных для лесовосстановления или лесоразведения землях иных категорий, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Территории, предназначенные для лесовосстановления или лесоразведения, определяются Рослесхозом на основании предложений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение ими.

Документом также определены порядок выбора территорий, предназначенных для лесовосстановления или лесоразведения, порядок согласования выбранных территорий и составления проекта лесовосстановления или проекта лесоразведения.

Признано утратившим силу постановление Правительства РФ от 7 мая 2019 г. N 566, изданное для регламентации аналогичных правоотношений.

Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2022 года. Правила, им утвержденные, действуют до 1 сентября 2028 года.

 

Актуализированы критерии отнесения вопросов согласования технических проектов, связанных с пользованием недрами, к компетенции комиссии, создаваемой Роснедрами, и комиссий, создаваемых его территориальными органами

 

Приказ Минприроды России от 10.01.2022 N 4
"Об утверждении критериев отнесения вопросов согласования технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых, технических проектов строительства и эксплуатации подземных сооружений, технических проектов ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, к компетенции комиссии, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию, и комиссий, создаваемых его территориальными органами"
Зарегистрировано в Минюсте России 19.05.2022 N 68519.

 

Передача полномочий по согласованию отдельных технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых, технических проектов строительства и эксплуатации подземных сооружений, технических проектов ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, осуществляется по решению руководителя (заместителя руководителя) Роснедр.

Признается утратившим силу приказ Минприроды России от 13 мая 2010 г. N 154, которым регулируются аналогичные правоотношения.

Настоящий приказ действует до 1 марта 2028 г. включительно.

 

СВЯЗЬ. ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ

Депутатами Госдумы предложено узаконить майнинг цифровой валюты в РФ

 

Проект Федерального закона N 127303-8 "О майнинге в Российской Федерации"

 

Согласно тексту законопроекта, под майнингом (выпуском, генерацией, деятельностью по майнингу) цифровой валюты в РФ понимается деятельность с использованием объектов российской информационной инфраструктуры и (или) пользовательского оборудования, размещенного на территории РФ, результатом которой становится создание цифровой валюты.

Документом регламентируются отношения, возникающие при майнинге, устанавливаются требования к участникам майнинговой деятельности, а также предусматривается регулирование выпуска или генерации цифровой валюты на территории РФ исключая регулирование создания и/или выпуска и обращения цифровых финансовых активов, утилитарных цифровых прав, цифровых валют центральных банков, прав собственности на нематериальные активы, прав на результаты интеллектуальной деятельности и их использование, выраженные в цифровой или иной электронной форме.

 

С 1 февраля 2022 г. по 31 января 2023 г. предлагается провести эксперимент по созданию и эксплуатации Единой цифровой платформы ведения и акцептования оферт

 

Проект Постановления Правительства РФ "О проведении эксперимента по созданию и эксплуатации Единой цифровой платформы ведения и акцептования оферт"

 

В рамках проведения эксперимента предполагается разработать и апробировать в эксплуатации платформу, которая позволит гражданам и юридическим лицам централизовано взаимодействовать в части акцептования оферт, отзыва данных акцептов, а также отслеживания всех оферт, в отношении которых даны акцепты и просматривать их версионность.

В эксперименте будут принимать участие Минцифры России, а также, по желанию, юридические лица, обеспечивающие интеграцию информационных систем с платформой и граждане.

 

Президент РФ: считаю целесообразным рассмотреть вопрос о создании государственной системы защиты информации

 

"Заседание Совета Безопасности" (информация с официального сайта Президента РФ от 20.05.2022) (извлечение)

 

В целях повышения устойчивости и безопасности функционирования информационной инфраструктуры государства необходимо, в числе прочего:

на постоянной основе совершенствовать механизмы обеспечения информационной безопасности отраслевых критически важных объектов;

усиливать защищенность информационных систем и сетей связи в государственных органах;

за максимально короткое время создать современную российскую электронную компонентную базу, разработать и внедрить свое технологическое оборудование, в том числе необходимое для производства программно-аппаратных комплексов.

 

ОБРАЗОВАНИЕ. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. КУЛЬТУРА

Государствам - членам ЕАЭС рекомендовано при разработке национальных квалификационных требований использовать квалификационные требования к наиболее востребованным профессиям в сфере образования

 

Рекомендация Коллегии Евразийской экономической комиссии от 17.05.2022 N 18
"О рекомендуемых квалификационных требованиях к наиболее востребованным профессиям в сфере образования"

 

Указанные квалификационные требования размещены на официальном сайте ЕАЭС по адресу: https://eec.eaeunion.org/comission/department/migration/rekomenduemye-kvalifikatsionnye-trebovaniya.

 

Уточнены требования к структуре официального сайта образовательной организации в сети "Интернет"

 

Приказ Рособрнадзора от 12.01.2022 N 24
"О внесении изменений в Требования к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления информации, утвержденные приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 14 августа 2020 г. N 831"
Зарегистрировано в Минюсте России 20.05.2022 N 68527.

 

Предусмотрено, что государственным и муниципальным общеобразовательным организациям на своих сайтах необходимо создать подраздел "Организация питания в образовательной организации", который должен содержать информацию об условиях питания обучающихся, в том числе: меню ежедневного горячего питания; информацию о наличии диетического меню в образовательной организации; перечни юрлиц и ИП, оказывающих услуги по организации питания в общеобразовательной организации; перечни юрлиц и ИП, поставляющих (реализующих) пищевые продукты и продовольственное сырье в общеобразовательную организацию; форму обратной связи для родителей обучающихся и ответы на вопросы родителей по питанию.

Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2022 года.

 

ОБОРОНА. БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА

Уточнены требования к правилам хранения аммиачной селитры

 

"Изменение N 2 к СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям"
(утв. и введено в действие приказом МЧС России от 30.12.2021 N 944)

 

Установлено, что аммиачную селитру допускается хранить в одноэтажных складских зданиях не ниже II степени огнестойкости, класса конструктивной пожарной опасности C0. Площадь этажа в пределах пожарного отсека не должна превышать 10500 м2.

В пожарном отсеке допускается хранение не более 25000 т селитры насыпью или в специальных мешках, мягких специализированных контейнерах. Условия хранения аммиачной селитры должны соответствовать ГОСТ 2-2013.

Условия размещения аммиачной селитры в штабелях, а также необходимость устройства систем вентиляции следует принимать в соответствии с требованиями СП 92.13330.

Складские помещения для хранения аммиачной селитры в количестве не более 5000 т необходимо отделять от других помещений, в том числе от складских помещений для удобрений и пестицидов, сплошными (без проемов) противопожарными стенами 2-го типа.