Новое в Федеральном законодательстве

24.10.2017

Выпуск от 24.10.2017

КонсультантПлюс: НОВОЕ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ                                                                                

Исключительные права на представленный обзор                                                                                
принадлежат АО "Консультант Плюс".                                                                                

Обзор документов, введенных в информационный банк                                                                                

системы КонсультантПлюс от 24 октября 2017 года

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Приказ МЧС России от 26.09.2017 N 399

"Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий государственной услуги по приему и учету уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности в сфере производства пожарно-технической продукции"

Зарегистрировано в Минюсте России 19.10.2017 N 48603.

Регламентирован порядок осуществления МЧС России приема и учета уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности в сфере производства пожарно-технической продукции

Заявителями на получение данной госуслуги являются индивидуальные предприниматели или юридические лица, предполагающие осуществлять производство первичных средств пожаротушения, мобильных средств пожаротушения, установок пожаротушения, средств пожарной автоматики, пожарного оборудования, средств индивидуальной защиты и спасания людей при пожаре, пожарного инструмента, средств пожарной сигнализации, связи и оповещения.

Для получения госуслуги заявитель представляет в территориальный орган МЧС России до начала фактического выполнения указанных работ, уведомление в двух экземплярах по форме, предусмотренной приложением к регламенту. Заявитель вправе обратиться за получением госуслуги через МФЦ.

Предоставление госуслуги территориальными органами МЧС России осуществляется в течение одного рабочего дня после поступления уведомления.

Внесение сведений, содержащихся в зарегистрированных уведомлениях, в реестр осуществляется в течение одного рабочего дня после поступления уведомления. Размещение сведений из реестра на официальном сайте МЧС России осуществляется в течение 10 рабочих дней со дня регистрации уведомления.

В приложении к регламенту приведена контактная информация территориальных органов МЧС России по субъектам РФ.

"Перечень правовых актов, содержащих обязательные требования по осуществлению надзорной деятельности инспекцией энергонадзора Вооруженных Сил Российской Федерации"

(утв. Минобороны России)

Утвержден перечень актов, соблюдение которых проверяется инспекцией энергонадзора Вооруженных Сил РФ

Перечень состоит из 6 документов, в том числе:

  • Указа Президента РФ от 27.03.2017 N 125 "О внесении изменений в Положение о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082";

  • Постановления Правительства РФ от 20.07.2013 N 610 "О федеральном государственном энергетическом надзоре";

  • утвержденных Минэнерго России Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей; Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок; Правил устройства электроустановок;

Приказа Минэнерго России от 30.06.2003 N 261 "Об утверждении инструкции по применению и испытанию средств защиты, используемых в электроустановках".

ФИНАНСЫ. НАЛОГИ

Постановление Правительства РФ от 19.10.2017 N 1272

"О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 31 августа 2016 г. N 868"

Скорректированы сроки вступления в силу общих требований к составу информации, включаемой в реестры источников доходов бюджетов

Согласно внесенным поправкам общие требования вступают:

  • в части информации, предусмотренной пунктом 12 "Общих требований к составу информации, порядку формирования и ведения реестра источников доходов...", - с 1 января 2022 г.;

  • в части использования перечня источников доходов Российской Федерации и реестра источников доходов Российской Федерации для формирования информации, включаемой в реестр источников доходов бюджетов субъектов РФ, - с 1 января 2019 г.;

  • для формирования информации, включаемой в реестр источников доходов местных бюджетов, - с 1 января 2020 г.

Приказ ФНС России от 27.09.2017 N СА-7-3/765@

"Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории государств - членов Евразийского экономического союза в электронной форме и порядка ее заполнения"

Зарегистрировано в Минюсте России 19.10.2017 N 48616.

Вводится в действие форма налоговой декларации по косвенным налогам при импорте товаров с территорий государств - членов ЕАЭС

Приказом утверждена форма налоговой декларации по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории государств - членов Евразийского экономического союза, формат ее представления в электронной форме, а также порядок заполнения.

Новая форма декларации утверждена в связи с применением во взаимной торговле с государствами - членами ЕАЭС положений Договора о Евразийском экономическом союзе, а также с отменой обязательности применения печати организаций.

Письмо ФНС России от 05.10.2017 N БС-4-21/20042@

"О взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными формировать Перечень объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость"

Налог на имущество исчисляется исходя из кадастровой стоимости в отношении всех помещений в здании торгового центра, включенного в соответствующий Перечень объектов

Уполномоченным органом субъекта РФ формируется Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость.

Если здание (строение, сооружение) безусловно и обоснованно определено административно-деловым центром или торговым центром (комплексом) и включено в Перечень, то все помещения в нем, принадлежащие одному или нескольким собственникам, подлежат налогообложению исходя из кадастровой стоимости вне зависимости от отсутствия этих помещений в Перечне.

В этой связи даны рекомендации по корректному формированию Перечней таких объектов, а также необходимости исключения из него объектов недвижимости, не отвечающих условиям их налогообложения исходя из кадастровой стоимости.

Письмо ФНС России от 12.10.2017 N БС-4-21/20636@

"О порядке подтверждения прав физического лица на налоговые льготы по налогам на имущество"

Налоговые инспекции смогут направить запрос о подтверждении права физлица на налоговые льготы при наличии согласия этого лица на обработку персональных данных

Физические лица, имеющие право на налоговые льготы, представляют в налоговый орган заявление о ее предоставлении. С 1 января 2018 года вводится новое правило - если документы, подтверждающие право на налоговую льготу, в налоговом органе отсутствуют и не представлены налогоплательщиком самостоятельно, налоговый орган запрашивает соответствующие сведения у органов, организаций, должностных лиц.

В целях реализации данных положений ФНС России разработаны необходимые формы документов:

  • "Согласие налогоплательщика - физического лица на обработку и распространение персональных данных в связи с необходимостью запроса налоговой инспекции..." (согласие оформляется в момент получения от налогоплательщика заявления о предоставлении налоговой льготы);

  • "Запрос налоговой инспекции в орган, организацию, должностному лицу, у которых имеются сведения, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу";

  • "Уведомление налоговой инспекции о неполучении сведений, подтверждающих право налогоплательщика на налоговую льготу".

Проект Федерального закона N 225063-7 "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" (текст к 3 чтению)

Депутатами подготовлен законопроект о предоставлении налогоплательщикам рассрочки в случае невозможности единовременной уплаты доначислений по результатам налоговой проверки

Согласно предлагаемым поправкам в Налоговый кодекс РФ рассрочка по уплате обязательных платежей в бюджет может быть предоставлена налогоплательщикам при невозможности единовременной уплаты начисленных по результатам налоговой проверки сумм налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов до истечения срока исполнения направленного налоговым органом требования.

Положениями законопроекта предлагается также закрепить условия предоставления указанной рассрочки и требования к заинтересованному лицу.

В качестве способа обеспечения исполнения обязательств по перечислению соответствующих платежей в бюджет устанавливается обязанность предоставления банковской гарантии.

Предусматриваются также особенности изменения срока уплаты страховых взносов, а также соответствующих пеней и штрафов за периоды, истекшие до 1 января 2017 года, сведения о которых переданы в налоговые органы.

БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

Указание Банка России от 09.08.2017 N 4484-У

"О порядке согласования комитетом по стандартам по соответствующему виду деятельности финансовых организаций при Банке России базовых стандартов и утверждения Банком России согласованных комитетом по стандартам по соответствующему виду деятельности финансовых организаций при Банке России базовых стандартов"

Зарегистрировано в Минюсте России 16.10.2017 N 48539.

Регламентирована процедура согласования комитетом по стандартам при Банке России базовых стандартов саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка

Для согласования базового стандарта саморегулируемая организация представляет в комитет по стандартам его проект на электронном носителе в формате *.doc, *.docx или *.rtf вместе с сопроводительным письмом, подписанным руководителем саморегулируемой организации или иным уполномоченным лицом.

Комитет по стандартам принимает решение о согласовании или об отказе в согласовании стандарта в течение 90 рабочих дней со дня его представления. Решение принимается простым большинством голосов.

Предусмотрены основания для принятия комитетом решения об отказе в согласовании.

Согласованные комитетом стандарты направляются для утверждения в Банк России. Банк России принимает решение об утверждении стандарта или об отказе в его утверждении в течение 30 рабочих дней со дня его получения от комитета (при необходимости срок принятия решения может быть продлен Банком России, но не более чем на 30 календарных дней) и уведомляет об этом комитет в письменной форме в течение трех рабочих дней со дня принятия решения, а также размещает информацию о принятом решении на официальном сайте Банка России в сети Интернет.

Напомним, что проекты следующих видов базовых стандартов должны быть разработаны саморегулируемой организацией и представлены на согласование в комитет по стандартам по соответствующему виду деятельности финансовых организаций:

  • по управлению рисками;

  • корпоративного управления;

  • внутреннего контроля;

  • защиты прав и интересов физических и юридических лиц - получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций;

  • совершения операций на финансовом рынке.

Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ. СТАТИСТИКА

<Письмо> Минфина России от 20.10.2017 N 02-06-10/68702

<О представлении месячной бюджетной отчетности на 1 ноября 2017 года>

В составе месячной бюджетной отчетности на 1 ноября 2017 года необходимо представить дополнительные формы отчетности

Минфином России сообщен перечень отчетных форм, включаемых в отчетность администраторами средств бюджетов, а также финансовыми органами субъектов РФ и государственными внебюджетными фондами РФ.

Приведены также бухгалтерские записи для отражения отдельных операций, связанных с исполнением обязательств по государственным контрактам, обеспеченных казначейским аккредитивом.

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Постановление Правительства РФ от 12.10.2017 N 1239

"О создании территории опережающего социально-экономического развития "Вятские Поляны"

На территории муниципального образования городской округ город Вятские Поляны Кировской области будет создана ТОР "Вятские Поляны"

Постановлением определены границы ТОР "Вятские Поляны", виды экономической деятельности, которые допускаются при реализации инвестиционных проектов на этой территории, минимальный объем капитальных вложений резидентов, минимальное количество новых постоянных рабочих мест, создаваемых в результате реализации инвестиционного проекта резидентом ТОР.

Постановление Правительства РФ от 13.10.2017 N 1246

"О внесении изменения в приложение к постановлению Правительства Российской Федерации от 14 июля 2014 г. N 656"

Внесено дополнение в перечень товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, в отношении которых установлен запрет на закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд

В указанный перечень, направленный на защиту внутреннего рынка РФ, развитие национальной экономики и поддержку российских товаропроизводителей, включены, в числе прочего, установки генераторные с двигателями внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия мощностью от 60 кВт до 315 кВт.

Приказ Минстроя России от 27.07.2017 N 1033/пр

"Об утверждении СП 68.13330.2017 "СНиП 3.01.04-87 Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения"

С 28 января 2018 года начнет действовать новый "СНиП 3.01.04-87 Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения" (СП 68.13330.2017)

Действующий в настоящее время СП 68.13330.2011 будет признан утратившим силу.

Новый свод правил устанавливает порядок приемки в эксплуатацию законченных и реконструированных объектов капитального строительства производственного и непроизводственного назначения. Свод не распространяется на объекты, строительство которых может осуществляться без разрешения на строительство, а также на объекты индивидуального жилищного строительства.

Приказ ФАС России от 29.08.2017 N 1135/17

"Об утверждении методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям"

Зарегистрировано в Минюсте России 19.10.2017 N 48609.

ФАС России обновлены рекомендации по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям

Методическими указаниями в числе прочего устанавливается:

  • порядок расчета размера платы за технологическое присоединение посредством применения стандартизированных тарифных ставок и посредством применения формулы;

  • порядок расчета платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью менее 800 кВт и на уровне напряжения ниже 35 кВ посредством применения ставок за единицу максимальной мощности;

  • рекомендации по расчету размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям энергопринимающих устройств отдельных потребителей на уровне напряжения не ниже 35 кВ и максимальной мощности не менее 8900 кВт и объектов по производству электрической энергии;

  • порядок расчета размера платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту;

  • особенности учета запрашиваемой заявителем категории надежности электроснабжения при расчете платы за технологическое присоединение.

Утратившим силу признан приказ ФСТ России от 11.09.2012 N 209-э/1 "Об утверждении Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям" с внесенными в него изменениями и дополнениями.

Приказ Минстроя России от 18.10.2017 N 1436/пр

"Об утверждении перечней правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении государственного контроля за деятельностью национальных объединений саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства"

Минстрой России определил, соблюдение требований каких правовых актов должно оцениваться при проведении проверок строительных СРО

В утвержденный перечень включены:

- 2 федеральных закона (Градостроительный кодекс РФ и Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях");

- 2 постановления Правительства РФ;

- 3 приказа Минстроя России.

ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ

Приказ Роскомнадзора от 03.08.2017 N 152

"Об утверждении порядка взаимодействия оператора единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" с уполномоченными органами и правоохранительными органами"

Зарегистрировано в Минюсте России 19.10.2017 N 48608.

Утвержден порядок взаимодействия оператора единого реестра запрещенных сайтов с правоохранительными и иными уполномоченными органами

Такое взаимодействие осуществляется, в частности, в следующих случаях:

- направление оператором уполномоченным органам в соответствии с их компетенцией запроса о возможном наличии на сайте запрещенной информации;

- направление оператором запроса о предоставлении уполномоченным органом недостающей информации, необходимой для внесения записи в реестр;

- направление уполномоченными органами оператору информации о решении, принятом по запросу о возможном наличии на сайте запрещенной информации;

- вынесение уполномоченным органом вопроса о признании информации запрещенной к распространению в РФ на заседание экспертной комиссии;

- направление оператором в уполномоченные органы решений, принятых экспертной комиссией;

- направление оператором в уполномоченные органы запросов о подтверждении факта удаления запрещенной информации и (или) ограничения доступа к ней;

- направление оператором в МВД России решений уполномоченных органов власти в отношении распространяемых через интернет материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних, а также материалов о способах совершения самоубийства и призывов к его совершению;

- в случаях необходимости предоставления уполномоченным или правоохранительным органам доступа к информации, содержащейся в реестре.

Доступ к реестру обеспечивается путем организации автоматизированных рабочих мест сотрудников уполномоченных и правоохранительных органов в информационной системе, осуществляемой на основании письменного запроса руководителя уполномоченного или правоохранительного органа. Запрос направляется в Роскомнадзор путем почтового отправления или в электронном виде.

Запрос рассматривается уполномоченным должностным лицом оператора реестра в течение 10 рабочих дней со дня поступления.

Доступ сотрудников уполномоченных и правоохранительных органов к реестру обеспечивается оператором реестра ежедневно в круглосуточном режиме.

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ

Проект Приказа Минздрава России

"Об утверждении Правил проведения клинических лабораторных исследований"

Минздравом России предложены правила проведения клинических лабораторных исследований

Проектом регламентируется порядок проведения указанных исследований в медицинских организациях на основании лицензии, предусматривающей выполнение работ (услуг) по клинической лабораторной диагностике, лабораторной диагностике, бактериологии, вирусологии, лабораторной генетике, санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям и лабораторному делу.

Предметом таких исследований является объективный химический и морфологический анализ биологических материалов (жидкостей, тканей, клеток) человеческого организма, оценка с помощью лабораторных методов состояния органов, физиологических систем организма и их резервных возможностей, выявление отклонений от нормы и патологических нарушений в деятельности органов, систем организма человека, установление диагнозов болезней и осуществление лабораторного контроля за динамикой патологического процесса, результатами лечения и реабилитации.

Согласно проекту клинические лабораторные исследования проводятся в рамках оказания первичной (в т.ч. доврачебной, врачебной и специализированной) медико-санитарной помощи, специализированной (в т.ч. высокотехнологичной) медицинской помощи, скорой (в т.ч. скорой специализированной) медицинской помощи, паллиативной медицинской помощи, медицинской помощи при санаторно-курортном лечении и других видах оказания медицинской помощи при наличии медицинских показаний.

В приложениях к проекту приведены правила организации деятельности клинико-диагностической лаборатории (отделения) и пункта сбора материала для проведения таких исследований, а также рекомендуемые штатные нормативы и стандарты их оснащения.

Проектом предполагается его вступление в силу с 1 января 2018 года.

ОБОРОНА

Распоряжение Правительства РФ от 19.10.2017 N 2298-р

<Об утверждении перечня услуг по перевозке грузов первого класса опасности, оружия, вооружений и военной техники, сведения о закупке которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению на официальном сайте>

Сведения о закупке услуг по перевозке оружия и военной техники не подлежат размещению в единой информационной системе в сфере госзакупок

Речь идет о не составляющих гостайну сведениях об услугах по перевозке грузов первого класса опасности, оружия, вооружений и военной техники железнодорожным, автомобильным, внутренним водным и воздушным транспортом, а также услуг по заграничным и каботажным перевозкам указанных объектов морскими судами и прочих вспомогательных транспортные услуг по их перевозке.

ПРАВОСУДИЕ

Постановление Конституционного Суда РФ от 17.10.2017 N 24-П

"По делу о проверке конституционности пункта 5 части четвертой статьи 392 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Д.А. Абрамова, В.А. Ветлугаева и других"

Конституционный Суд РФ запретил пересматривать вступившие в силу решения судов на основании определений судебных коллегий Верховного Суда РФ

Конституционный Суд РФ признал пункт 5 части четвертой статьи 392 ГПК РФ не противоречащим Конституции РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования он не предполагает возможности отмены вступивших в законную силу судебных постановлений по новым обстоятельствам в связи с определением (изменением) практики применения правовой нормы, примененной судом в конкретном деле, в определении судебной коллегии Верховного Суда РФ, вынесенном по итогам рассмотрения другого дела в кассационном порядке.

Конституционный Суд РФ указал, в частности, следующее.

Если постановления Президиума Верховного Суда РФ являются окончательными, принимаются в составе, представляющем Верховный Суд РФ в целом, и только в случаях, имеющих особое значение, в частности для формирования единообразной правоприменительной практики, то определения, выносимые судебными коллегиями Верховного Суда РФ при пересмотре конкретных дел в кассационном порядке, указанным критериям не отвечают.

Во-первых, такие определения, если ими нарушены права, свободы и законные интересы лиц, участвующих в деле, и других лиц, могут быть по их жалобам пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда РФ; при этом определение судебной коллегии Верховного Суда РФ подлежит отмене или изменению, если при рассмотрении дела в порядке надзора Президиум Верховного Суда РФ установит, что оно нарушает либо права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, либо права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы, либо единообразие в толковании и применении судами норм права.

Во-вторых, согласно Федеральному конституционному закону "О Верховном Суде Российской Федерации" судебные коллегии Верховного Суда РФ формируются в составе заместителей Председателя Верховного Суда РФ - председателей судебных коллегий Верховного Суда РФ и судей этих коллегий; в судебных коллегиях Верховного Суда РФ формируются судебные составы из числа судей, входящих в состав соответствующей судебной коллегии. Из этого следует, что судебные акты, выносимые в таком судебном составе, в силу самого порядка его формирования не могут рассматриваться как отражающие позицию Верховного Суда РФ в целом и не обладают свойствами, присущими постановлениям Президиума Верховного Суда РФ по конкретным делам, а потому не могут являться основанием для отмены по вновь открывшимся или новым обстоятельствам вступивших в законную силу судебных актов, тем более по делам, которые не были предметом рассмотрения судебной коллегии Верховного Суда РФ.

Иное приводило бы, по сути, к нарушению конституционного права на судебную защиту: если бы судебный акт одной из судебных коллегий Верховного Суда РФ по конкретному делу, в том числе вынесенный в кассационном порядке некоторым числом судей (обычно тремя), входящих в состав этой судебной коллегии, мог служить основанием для отмены нескольких (многих) судебных актов, вынесенных ранее по другим делам, не исключались бы ситуации, при которых пересмотр вступивших в законную силу и подлежащих исполнению судебных актов становился бы результатом не носящих фундаментальный характер нарушений в применении норм права. Между тем, как отмечал Европейский Суд по правам человека, полномочия вышестоящих судов по отмене окончательных и подлежащих исполнению судебных решений или по внесению в них изменений должны осуществляться в целях исправления существенных ошибок.

В сложившейся судебной практике придание определению судебной коллегии Верховного Суда РФ, вынесенному в кассационном порядке по другому делу, такого же правового значения, как постановлению Президиума Верховного Суда РФ, фактически приводит к выведению соответствующих процессуальных правоотношений из-под действия конституционно-правового истолкования регулирования, являвшегося предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации в постановлении от 21 января 2010 года N 1-П, в соответствии с которым в самом акте судебной власти, определившем (изменившем) практику применения правовой нормы, должно содержаться указание на возможность пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам вступивших в законную силу судебных постановлений, при вынесении которых правовая норма была применена судом иначе, а пересмотр вступивших в законную силу судебных постановлений допускается, если в результате нового толкования правовых норм не ухудшается положение подчиненной (слабой) стороны в правоотношении. Между тем, это конституционно-правовое истолкование в полной мере относится к постановлениям Президиума Верховного Суда РФ или Пленума Верховного Суда РФ, поскольку придание такого же значения с точки зрения пересмотра судебных постановлений по вновь открывшимся и новым обстоятельствам какому-либо иному судебному акту помимо постановления Президиума Верховного Суда РФ или постановления Пленума Верховного Суда РФ не рассматривалось Конституционным Судом РФ как допустимое с конституционной точки зрения.

В этой связи Конституционный Суд РФ указал, что федеральному законодателю надлежит внести в гражданское процессуальное законодательство следующие изменения, касающиеся пересмотра по новым обстоятельствам вступившего в законную силу судебного постановления по основанию, указанному в пункте 5 части четвертой статьи 392 ГПК РФ:

  • предусмотреть возможность такого пересмотра только при условии, что в соответствующем постановлении Пленума Верховного Суда РФ или Президиума Верховного Суда РФ содержится прямое указание на придание сформулированной в нем правовой позиции обратной силы применительно к делам со схожими фактическими обстоятельствами;

  • закрепить недопустимость придания обратной силы толкованию правовых норм, ухудшающему положение граждан в их правоотношениях (пенсионных, жилищных, по предоставлению обеспечения в порядке обязательного социального страхования и др.) с органами государственной власти, органами местного самоуправления или организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями (их должностными лицами), по сравнению с тем, как оно было определено в пересматриваемом судебном постановлении;

  • установить процессуальный срок, в течение которого допускается пересмотр вынесенного по конкретному делу и вступившего в законную силу судебного постановления в связи с таким новым обстоятельством, как определение (изменение) практики применения правовой нормы, примененной судом в конкретном деле, в постановлении Пленума Верховного Суда РФ или в постановлении Президиума Верховного Суда РФ, принятом по итогам рассмотрения другого дела в порядке надзора.